Содержание
- 2. КУРТ КОФФКА (1886-1941) Принцип структурности, с точки зрения Коффки, в одинаковой мере применим для раскрытия сущности
- 3. «Тем не менее, — подчеркивал далее Л.С. Выготский, — структурный принцип оказывается исторически более прогрессивным, чем
- 4. В своих исследованиях К. Коффка выступил против витализма К. Бюлера и механицизма Э. Торндайка. Витализм -
- 5. ЭДВАРД ТИТЧЕНЕР (1867-1927) В основном разделял Вундтовское понимание предмета психологии как науки о непосредственном опыте. Разделял
- 6. Таким образом, цели: - анализ конкретного душевного состояния и его разложения на части; - определить принципы
- 8. Скачать презентацию
Слайд 2КУРТ КОФФКА (1886-1941)
Принцип структурности, с точки зрения Коффки, в одинаковой мере применим
КУРТ КОФФКА (1886-1941)
Принцип структурности, с точки зрения Коффки, в одинаковой мере применим
для раскрытия сущности инстинкта, дрессуры и интеллекта. Коффка обнаруживает его в поведении животных и в поведении ребенка. Он охватывает этим принципом и самые простые рефлексы новорожденного, и сложные формы детской игры, и обучение в школьном возрасте. Здесь перечисление можно остановить, ибо когда одним и тем же принципом объясняются столь разнородные явления, он становится бессодержательным
Слайд 3«Тем не менее, — подчеркивал далее Л.С. Выготский, — структурный принцип оказывается
«Тем не менее, — подчеркивал далее Л.С. Выготский, — структурный принцип оказывается
исторически более прогрессивным, чем те понятия, которые он в ходе развития нашей науки заменил. Поэтому на пути к исторической концепции детской психологии мы должны диалектически отрицать структурный принцип, что означает одновременно: сохранить и преодолеть его».
По мнению Коффки, система внутренних условий совместно с системой внешних условий определяет наше поведение. Поэтому развитие заключается не только в созревании, но и в обучении. Коффка считал, что поведение только тогда будет полностью описано, когда будут известны обе его стороны, и только такое описание позволит перейти к объяснению поведения. По его мнению, надо изучать не только то, что ребенок делает, не только его внешнее поведение, но и его внутренний мир — мир его переживаний. Это и есть основной метод исследования Коффки, названный им психофизическим.
Психофизический метод имеет форму эксперимента. Исследователь создает ситуацию, по возможности измеряемую, т.е. соответствующую требованиям естественнонаучного эксперимента. Затем он изучает поведение испытуемого, планомерно изменяя ситуацию и исследуя изменения в его поведении. В дополнение к этому экспериментатор должен учитывать сообщаемые испытуемым переживания, которые возникли у него в ходе эксперимента.
По мнению Коффки, система внутренних условий совместно с системой внешних условий определяет наше поведение. Поэтому развитие заключается не только в созревании, но и в обучении. Коффка считал, что поведение только тогда будет полностью описано, когда будут известны обе его стороны, и только такое описание позволит перейти к объяснению поведения. По его мнению, надо изучать не только то, что ребенок делает, не только его внешнее поведение, но и его внутренний мир — мир его переживаний. Это и есть основной метод исследования Коффки, названный им психофизическим.
Психофизический метод имеет форму эксперимента. Исследователь создает ситуацию, по возможности измеряемую, т.е. соответствующую требованиям естественнонаучного эксперимента. Затем он изучает поведение испытуемого, планомерно изменяя ситуацию и исследуя изменения в его поведении. В дополнение к этому экспериментатор должен учитывать сообщаемые испытуемым переживания, которые возникли у него в ходе эксперимента.
Слайд 4 В своих исследованиях К. Коффка выступил против витализма К. Бюлера и механицизма Э. Торндайка.
Витализм -
В своих исследованиях К. Коффка выступил против витализма К. Бюлера и механицизма Э. Торндайка.
Витализм -
учение о несводимости высших форм поведения к низшим. К. Бюлер рассматривает развитие как "ряд внутренне несвязанных друге другом ступеней, которые не могут быть охвачены единым принципом".
Механицизм - сведение сложного к простому. Э. Торндайк считает, что новое поведение возникает по принципу случайных действий, которые отбираются в соответствии с законом эффекта.
Преодоление витализма и механицизма достигается у Коффки путем введения интеллектуалистического принципа - принципа структурности. "Коффка преодолевает механицизм уступками витализму, признавая, что структура изначальна, а витализм - уступками механицизму, ибо механицизм означает не только сведение человека к машине, но и человека к животному" (Выготский Л.С, 1982).
По мнению К.Коффки, надо изучать не только то, что ребенок делает, его внешнее поведение, но и его внутренний мир – мир его переживаний. Это и есть основной метод исследования К.Коффки, названный им психофизическим.
Механицизм - сведение сложного к простому. Э. Торндайк считает, что новое поведение возникает по принципу случайных действий, которые отбираются в соответствии с законом эффекта.
Преодоление витализма и механицизма достигается у Коффки путем введения интеллектуалистического принципа - принципа структурности. "Коффка преодолевает механицизм уступками витализму, признавая, что структура изначальна, а витализм - уступками механицизму, ибо механицизм означает не только сведение человека к машине, но и человека к животному" (Выготский Л.С, 1982).
По мнению К.Коффки, надо изучать не только то, что ребенок делает, его внешнее поведение, но и его внутренний мир – мир его переживаний. Это и есть основной метод исследования К.Коффки, названный им психофизическим.
Слайд 5ЭДВАРД ТИТЧЕНЕР (1867-1927)
В основном разделял Вундтовское понимание предмета психологии как науки о
ЭДВАРД ТИТЧЕНЕР (1867-1927)
В основном разделял Вундтовское понимание предмета психологии как науки о
непосредственном опыте. Разделял теоретические постулаты ассоцианизма, поэтому свою задачу он видел в доскональном изучении этой структуры и связей, ее образующих. Путь к этому он видел в усовершенствовании метода интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным исследованием простых психических актов.
Свою психологию назвал структурной, противопоставляя ее функционализму. Считал, что психология должна изучать структуру – совокупность отдельных, далее не дробимых элементов, совершенно простых по своей природе. Изучение сознания в терминах элементов и их связи с нервным субстратом. А не функциональных отношений!
Свою психологию назвал структурной, противопоставляя ее функционализму. Считал, что психология должна изучать структуру – совокупность отдельных, далее не дробимых элементов, совершенно простых по своей природе. Изучение сознания в терминах элементов и их связи с нервным субстратом. А не функциональных отношений!
Слайд 6Таким образом, цели:
- анализ конкретного душевного состояния и его разложения на части;
-
Таким образом, цели:
- анализ конкретного душевного состояния и его разложения на части;
-
определить принципы и закономерности их соединения;
- связать эти закономерности с физиологической организацией.
Метод: аналитическая интроспекция. Титченер подчеркивал, что понимает под сознанием «экзистенциальный термин», т. е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. В конце жизни он даже термин структурная психология часто заменял определением экзистенциальная психология, подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии). Тренировка испытуемых.
И можно распространять полученные выводы и на тех, кто не способен к интроспекции (дети, звери, психи). Не поддерживал идею индивидуальной дифференциальной психологии.
В качестве первичных элементов сознания выделяет:
- ощущения: обладают качеством, интенсивность, отчетливостью и длительностью. Являются элементами восприятия. (Для драйва: «Титченер составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными (32 820) и слуховыми (11 600)»).
- образы: следы прежних ощущений, меньшая отчетливость. Являются элементами памяти и воображения.
- чувства: обладают качеством, интенсивностью, длительность. Являются элементами душевных движений.
По Титченеру даже внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат никакого иного элементарного процесса, помимо рассмотренных выше. Поэтому спорил с вюрбургцами по поводу безОбразного мышления. Противопоставил им «контекстную теорию значения». В Вюрцбурге разделяли образ и значение, а по Титченеру значение – также разновидность чувственно-образного опыта. Просто значительная часть сенсорных элементов покидает сознание, и остается лишь сенсорная сердцевина – она же эквивалент их безОбразной мысли. И если ты этого не ощущаешь, ты недостаточно изощренно владеешь интроспекцией!
- связать эти закономерности с физиологической организацией.
Метод: аналитическая интроспекция. Титченер подчеркивал, что понимает под сознанием «экзистенциальный термин», т. е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. В конце жизни он даже термин структурная психология часто заменял определением экзистенциальная психология, подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии). Тренировка испытуемых.
И можно распространять полученные выводы и на тех, кто не способен к интроспекции (дети, звери, психи). Не поддерживал идею индивидуальной дифференциальной психологии.
В качестве первичных элементов сознания выделяет:
- ощущения: обладают качеством, интенсивность, отчетливостью и длительностью. Являются элементами восприятия. (Для драйва: «Титченер составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными (32 820) и слуховыми (11 600)»).
- образы: следы прежних ощущений, меньшая отчетливость. Являются элементами памяти и воображения.
- чувства: обладают качеством, интенсивностью, длительность. Являются элементами душевных движений.
По Титченеру даже внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат никакого иного элементарного процесса, помимо рассмотренных выше. Поэтому спорил с вюрбургцами по поводу безОбразного мышления. Противопоставил им «контекстную теорию значения». В Вюрцбурге разделяли образ и значение, а по Титченеру значение – также разновидность чувственно-образного опыта. Просто значительная часть сенсорных элементов покидает сознание, и остается лишь сенсорная сердцевина – она же эквивалент их безОбразной мысли. И если ты этого не ощущаешь, ты недостаточно изощренно владеешь интроспекцией!
- Предыдущая
Телефоны вызова экстренных службСледующая -
sluzhebnoe_pravo