Свято-Никольский собор – главная святыня города Прохладный Кабардино-Балкарской Республики

Содержание

Слайд 2

Мои одноклассники из художественной школы всегда с интересом работают над композициями

Мои одноклассники из художественной школы всегда с интересом работают над композициями с
с изображением Никольского собора

Табакова Таня, 14 лет

Лыткина Лиза, 13 лет

Бублик Таня, 14 лет

Маршалкина Маша, 16 лет

Сердюкова Лера, 13 лет

Слайд 3

19 декабря 2011 года, в день Святителя и Чудотворца Николая Свято-Никольскому

19 декабря 2011 года, в день Святителя и Чудотворца Николая Свято-Никольскому храму
храму исполняется 125 лет со дня его освящения.
Город Прохладный вырос из казачьей станицы Прохладной, возникшей в 1765 году на Моздокской укреплённой линии.
Сначала в казачьей станице был построен деревянный храм, который в 1873 году сгорел.

Слайд 4


Строительство новой, каменной церкви, началось в 1882 году по проекту Областного

Строительство новой, каменной церкви, началось в 1882 году по проекту Областного архитектора
архитектора Михаила Адамовича Сурмиевича.
В 1886 году строительство храма было завершено.
Храм поразил всех красотой и благолепием. Построен он был в форме креста и вмещал до 1000 человек.

Слайд 5

Высота храма – 28 м, ширина –25,10 м, длина – 26,80

Высота храма – 28 м, ширина –25,10 м, длина – 26,80 м.
м. Все три составляющие присутствуют почти в равной мере, поэтому форма храма является объемной, сооружение слегка вытянуто по вертикали. Общая площадь - 584 м².
Церковь построена из камня, покрыта штукатуркой и побелкой, сияет белизной одежд. Выбор белого цвета не случаен, он дает понятие «чистый» - очищенный от грехов, святой, божественный.

Слайд 6

Храм обладает выверенными пропорциями, строгой симметрией фасадов, изяществом украшений, при взгляде на

Храм обладает выверенными пропорциями, строгой симметрией фасадов, изяществом украшений, при взгляде на
него создается ощущение ясности и уравновешенности.
Церковь увенчана пятью главами. С главным куполом соседствуют четыре купола поменьше. Число пять традиционно символизирует в русской архитектуре Спасителя и четырех евангелистов, записавших Благовествование.

Слайд 7

Собор оказал формирующее воздействие на город. Территория вокруг церкви стала застраиваться

Собор оказал формирующее воздействие на город. Территория вокруг церкви стала застраиваться жилыми
жилыми кварталами, и Свято-Никольский храм превращался в центр города.
Главная, мощёная камнем дорога, проходила мимо храма.

Слайд 8

Собор стал не только духовным, но и культурно – образовательным центром.

Собор стал не только духовным, но и культурно – образовательным центром. При
При храме имелась библиотека. В ней находилось до 220 названий разных книг.
В 1889 году при нем открылась церковная школа, в которой обучалось 55 девочек. В 1894 году появилась школа грамотности под названием «Народная».
При храме было образовано церковно – приходское попечительство, которое занималось воспитанием круглых сирот, помощью больным, бедным, семьям заключенных.

Слайд 9


В 1901 году в западной стороне храма было завершено строительство величественной

В 1901 году в западной стороне храма было завершено строительство величественной колокольни.
колокольни. Она была построена также по проекту Михаила Адамовича Сурмиевича.
Декор храма и колокольни выдержан в одном стиле. Эти постройки составляют единое композиционное целое.

Слайд 10

В эпоху тотальной борьбы с церковью Свято-Никольскому храму была уготовлена печальная

В эпоху тотальной борьбы с церковью Свято-Никольскому храму была уготовлена печальная участь.
участь. В 1937 году коммунисты храм закрыли, школу отобрали, всё церковное имущество было разворовано.
В 1938 году с колокольни храма были безжалостно сброшены шестидесятипудовые колокола. Была даже попытка разрушить храм, но верующие люди его защитили. Какое - то время храм использовали как зерносклад.

Слайд 11

Во время Великой Отечественной войны, 19 декабря 1942 года, в день

Во время Великой Отечественной войны, 19 декабря 1942 года, в день Святителя
Святителя Николая, Свято-Никольский храм был вновь открыт. С тех пор он действует постоянно.
Началось кропотливое восстановление былого величия храма.

Слайд 12

В 1987 году были начаты роспись и орнамент сводов и куполов

В 1987 году были начаты роспись и орнамент сводов и куполов храма.
храма. Работы закончены в 1990 году. Собор был полностью расписан. Роспись храма выполнена в технике фресковой живописи.
Постановлением Совета Министров Кабардино-Балкарской Республики от 18 июня 1988 года за № 167 Свято-Никольский храм взят под государственную охрану и является памятником архитектуры.

Слайд 13

Главы Свято – Никольского храма и сегодня возвышаются над городом, хотя

Главы Свято – Никольского храма и сегодня возвышаются над городом, хотя для
для культового сооружения высота здания совсем небольшая. Можно сказать, что храм соразмерен и Вселенной и человеку одновременно.

Слайд 14

Общее объемно – пространственное решение Свято – Никольского собора укладывается в

Общее объемно – пространственное решение Свято – Никольского собора укладывается в традиционные
традиционные схемы русских православных храмов:

основа храма – крестово-купольная композиция;
направление запад – восток (на востоке алтарь, на западе вход);
купола увенчаны крестами;
алтарь отделяется от средней части храма иконостасом;
храм возвышается над окружающими зданиями, а пол алтаря – над уровнем остальной части храма.

Слайд 15

Решение образа Свято – Никольского храма и его декора – результат

Решение образа Свято – Никольского храма и его декора – результат взаимовлияния
взаимовлияния различных культур .
Храм имеет крестово-купольную архитектурную композицию, которую Русь переняла у Византии в конце X века.

план Свято-Никольского храма

схема крестово-купольного храма

Слайд 16

Узнаваемые черты древнерусской архитектуры в облике
Свято- Никольского храма:  
 пятиглавие, традиционное

Узнаваемые черты древнерусской архитектуры в облике Свято- Никольского храма: пятиглавие, традиционное для
для главных соборов Древней Руси;
покрытие куполов золотом;
форма куполов в виде «шлема»;
высокие барабаны;
закомары;
высокие узкие окна, украшенные наличниками.

Слайд 17

Аркатурно - колончатый пояс, украшающий барабаны Свято – Никольского храма, был заимствован

Аркатурно - колончатый пояс, украшающий барабаны Свято – Никольского храма, был заимствован
из романской архитектуры латинского Запада.
На Руси аркатурно – колончатый пояс впервые использовали европейские мастера, приглашенные в XII веке во Владимир для возведения храмов.

аркатурно –колончатый пояс

Церковь Покрова на Нерли

Свято-Никольский храм

Слайд 18

В архитектуре Свято – Никольского храма использованы элементы ордерной системы (пилястры

В архитектуре Свято – Никольского храма использованы элементы ордерной системы (пилястры и
и карнизы). Подобную композицию привнесли в русскую архитектуру итальянские мастера, работавшие в России в конце XV - начале XVI вв.
Фасады Свято – Никольского храма подобно Архангельскому собору Московского Кремля имеют этажное членение.

Архангельский собор

Свято-Никольский храм

карниз

пилястра

Слайд 19

В оформлении и храма и колокольни использованы кокошники - самый распространенный

В оформлении и храма и колокольни использованы кокошники - самый распространенный декоративный
декоративный элемент в русской церковной архитектуре XVI - XVII вв.

кокошник

Свято-Никольский храм

Троицкий собор в Муроме

Слайд 20

Архитектурный стиль Свято – Никольского храма мы определили как «русско-византийский». Этот

Архитектурный стиль Свято – Никольского храма мы определили как «русско-византийский». Этот стиль
стиль зародился в России в 30-е годы XIX века и сочетал в себе формы и образы древнерусского зодчества средневекового периода с элементами византийской архитектуры.
Самый известный «русско-византийский» храм страны – это храм Христа Спасителя в Москве.

храм Христа Спасителя

Слайд 21

Никольский собор по своим размерам значительно меньше храма Христа Спасителя, но

Никольский собор по своим размерам значительно меньше храма Христа Спасителя, но весь
весь облик Никольского храма – планировка в форме креста, пятиглавие, аркатурно – колончатый пояс на высоких барабанах, закомары, кокошники, шлемовидные главы – говорят о том, что за образец архитектор Михаил Адамович Сурмиевич взял главный храм Москвы.
Имя файла: Свято-Никольский-собор-–-главная-святыня-города-Прохладный-Кабардино-Балкарской-Республики.pptx
Количество просмотров: 327
Количество скачиваний: 0