Слайд 2
Народное искусство - наше материальное и духовное богатство составляющее значительную часть отечественной

культуры. Ее своеобразной формой являются народные художественные промыслы. Произведения народных мастериц несут в себе историческую память народа, хранят его представления о мире, человеке, красоте и добре.
Произведения прикладного искусства, оформленные художественной вышивкой, вновь стали проникать в наш современный быт. В настоящее время проявляется большой интерес к нарядным, изящным вышитым вещам.
Слайд 3
Вышивка как элемент традиционной культуры была наиболее любима татарскими мастерицами. Во-первых,

для этого не требовалось сложных манипуляций. В техническом плане нужна была лишь нить, игла, вышивальный крючок, пяльца и прочие не очень сложные и недорогие приспособления. Во-вторых, благодаря этим нехитрым устройствам, женщины могли показать не только свое мастерство, но и украсить одежду, интерьер жилища.
Слайд 4
Зооморфные и антропоморфные изображения были также присущи вышивке у татар. К примеру,

такие встречающиеся мотивы, как птицы (чаще парные), вышитые золотной гладью на бархатных калфаках. На намазлыках и концах полотенец можно было увидеть стилизованных животных, птиц, мифических существ, или даже фигуры людей. Безусловно, принятие ислама сыграло свою роль в выборе сюжетной лини в вышивке, и наиболее часто встречающийся и сегодня признаваемый как татарский — это растительно-цветочный узор.
Слайд 5Композиционно построение было не однотипным, встречался стилизованный волнообразный узор, букетный, сетчатый, центрально-лучевой,

круговой, розетками и в шахматном порядке. Что касается самого изображения, то наиболее часто встречаемые в вышивке делились на три основные группы: степные, луговые и, безусловно, садовые цветы и растения, то есть, то, что мастерицы могли видеть воочию и передавать увиденное из поколения в поколение. К тому же узор мог быть выполнен как практически ботаническая копия, так и быть фантазией автора.
Таким образом, вышивка, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, являет собой не только кусочек истории, сохраняя богатство поколений, но и предстает ярким выразителем основ традиций и культуры, которые были свойственны татарскому народу.
Слайд 7 Иван Билибин, Сказка о царе Салтане, 1905
