Слайд 2Проблемный вопрос
Как воплощается Слово в иконописном искусстве?
![Проблемный вопрос Как воплощается Слово в иконописном искусстве?](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-1.jpg)
Слайд 3Основные задачи
Выяснить, что такое икона
Узнать, какие требования предъявлялись иконописцу
Изучить этапы иконописания
![Основные задачи Выяснить, что такое икона Узнать, какие требования предъявлялись иконописцу Изучить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-2.jpg)
Познакомиться со способами украшения икон.
Слайд 4Что такое икона
Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ», «портрет».
Богоматерь Толгская,
![Что такое икона Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ», «портрет».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-3.jpg)
тронная. 1327 год. Ярославская иконопись
Слайд 5Первая икона
Спас Нерукотворный. Начало 13 века. Ярославская иконопись.
![Первая икона Спас Нерукотворный. Начало 13 века. Ярославская иконопись.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-4.jpg)
Слайд 6Каким должен быть иконописец
быть «подобает живописцам… смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу… хранить
![Каким должен быть иконописец быть «подобает живописцам… смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу…](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-5.jpg)
чистоту душевную и телесную… часто приходить к отцам духовным …и исповедываться со смирением».
по преданию, первым иконописцем был евангелист Лука
Евангелист Лука пишет икону Богоматери. 1680 год. Семён Холмогорец. Ярославская иконопись
Слайд 7Иконописная школа в Сергиев-Посаде
В Успенском соборе Московского Кремля
Курсовая работа Натальи Горпиненко «Святая
![Иконописная школа в Сергиев-Посаде В Успенском соборе Московского Кремля Курсовая работа Натальи Горпиненко «Святая мученица Татиана»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-6.jpg)
мученица Татиана»
Слайд 8Этапы иконописания
Подготовка основы
Грунтование доски
Золочение
Прорисовка
Нанесение красочного слоя
Олифление
![Этапы иконописания Подготовка основы Грунтование доски Золочение Прорисовка Нанесение красочного слоя Олифление](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-7.jpg)
Слайд 9Подготовка основы
Тыльная (обратная) сторона иконы
![Подготовка основы Тыльная (обратная) сторона иконы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-8.jpg)
Слайд 10Подготовка основы
Иконы писали на досках
Доска для иконы готовится из липы, лиственницы, сосны
![Подготовка основы Иконы писали на досках Доска для иконы готовится из липы,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-9.jpg)
или ольхи
На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление
Углубленная часть доски называется ковчегом.
Слайд 11Грунтование доски
По лицевой поверхности доски наносится клей
наклеивается паволока (белое льняное полотно)
из мела
![Грунтование доски По лицевой поверхности доски наносится клей наклеивается паволока (белое льняное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-10.jpg)
или алебастра и рыбьего клея изготавливается грунт (левкас) и наносится на подготовленную доску.
Слайд 12Прорисовка
Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, потом вторая, более подробная
Икона. Святая Лидия. Прорисовка
![Прорисовка Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, потом вторая, более подробная Икона. Святая Лидия. Прорисовка изображения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-11.jpg)
изображения
Слайд 13Прорисовка
Некоторые иконописцы пользовались «переводами» или «прорисями» с образцов
Икона. Господь Вседержитель. Перевод рисунка
![Прорисовка Некоторые иконописцы пользовались «переводами» или «прорисями» с образцов Икона. Господь Вседержитель.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-12.jpg)
способом « на отлип»
Слайд 14Прориси святых
Святая княгиня
Святая равноапостольная княгиня Ольга
Апостол
![Прориси святых Святая княгиня Святая равноапостольная княгиня Ольга Апостол](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-13.jpg)
Слайд 15Золочение
Некоторые части иконы: фон, нимбы, облачения, поручи и другие детали –
![Золочение Некоторые части иконы: фон, нимбы, облачения, поручи и другие детали –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-14.jpg)
золотили червонным золотом
это необходимо выполнить до нанесения красочного слоя
вместо золота пользовались также алюминием или фольгой
Копия с иконы А. Рублёва «Богоматерь Владимирская». 21 век
Слайд 16Нанесение красочного слоя
Иконы издревле писались темперой
Темпера – краска, состоящая из пигмента
![Нанесение красочного слоя Иконы издревле писались темперой Темпера – краска, состоящая из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-15.jpg)
(цветные глины и минералы), замешанного на желтке или белке
Начать лучше с доличного письма, то есть с пейзажа, строений, одежд
Затем расписываются лики и открытые части тела изображаемого
Слайд 17Пробелы
После росписи наносятся пробелы - высветления по выпуклым местам
Пробелы на горках и
![Пробелы После росписи наносятся пробелы - высветления по выпуклым местам Пробелы на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-16.jpg)
палатках
Плащ Архангела Гавриила
Слайд 18ОХРЕНИЕ И АССИСТ
Основной цвет телесных частей – санкирь
Высветление санкиря называется охрением
Ассистом
![ОХРЕНИЕ И АССИСТ Основной цвет телесных частей – санкирь Высветление санкиря называется](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-17.jpg)
(лепным золотом) украшаются одежды Спасителя и Богородицы, крылья Ангелов.
Дипломная работа Натальи Горпиненко «Пророк Илия в житии» ( для Троице-Сергиева Варницкого монастыря)
Слайд 19Олифление
Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла -
![Олифление Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-18.jpg)
олифой
Копия с иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии
Слайд 20Оклад иконы
Богоматерь Одигитрия. Оклад. Москва. 16 век.
Благовещение Пресвятой Богородицы. 18 век. Благовещенская
![Оклад иконы Богоматерь Одигитрия. Оклад. Москва. 16 век. Благовещение Пресвятой Богородицы. 18 век. Благовещенская церковь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-19.jpg)
церковь
Слайд 21Мои выводы
1. Слово «икона в переводе с греческого означает «образ», «портрет». Согласно
![Мои выводы 1. Слово «икона в переводе с греческого означает «образ», «портрет».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-20.jpg)
учению Церкви, икона есть зримое выражение Боговоплощения.
2. Создание иконы - это священнодействие, от иконописца требуется не только владение профессиональным мастерством, но и предельная концентрация всех духовных и нравственных сил.
3.Работа над иконой выполнялась в строго определённой последовательности. Мастер-иконописец создавал не новый образ, а идеально воспроизводил каноничный, что позволяло ему глубоко проникнуть в суть «духовного предмета» и воссоздать его изысканными изобразительными средствами.
4. К иконам стали прикреплять накладные украшения – оклады, чтобы подчеркнуть сияние святых образов.
Слайд 22Планы на будущее
Икона - это неисчерпаемый источник нашей культуры, и я бы
![Планы на будущее Икона - это неисчерпаемый источник нашей культуры, и я](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/360637/slide-21.jpg)
хотела продолжить исследования в области иконописного искусства: познакомиться с принципами канона изображения, символикой иконы, основными иконографическими типами, больше узнать о жизни и творчестве русских иконописцев.