Содержание
- 2. В в е д е н и е Знаменитые Ханы Фотографии биев Заключение Институт ханов Институт
- 3. Институт хана Хан как глава царствующего рода и верховный сюзерен всех казахских племен имел верховное право
- 5. Восхождение на престол Ханский титул прямо не передавался по наследству, а мог быть приобретен лишь в
- 6. Избранник, сопровождаемый двумя знатными людьми, выходит на середину белой кошмы. Затем он поворачивается лицом в сторону
- 7. «Хан сыркыты». Хан, у которого весь скот подвергся дележке, отныне имел право жить за счет народа,
- 8. Первым старшим ханом казахов был Гирей, основавший совместно с Джанибеком самостоятельное Казахское ханство. Во время правления
- 9. В самые тяжелые и трагические для казахов года «Актабан шубырынды» хан Абулхаир окозался первым и фактически
- 11. Влияние биев определялось как многочисленностью и силой, так и древностью происхождения и старшинством возглавляемых ими родов.
- 12. «Совет биев» как важнейший коллегиальный орган кочевой цивилизации сыграл в укреплении казахской государственности существенную роль, отражая
- 17. Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины – аксакалы, осуществлявшие социально – регулирующие функции во
- 19. Скачать презентацию
Слайд 2В в е д е н и е
Знаменитые Ханы
Фотографии биев
Заключение
Институт ханов
Институт биев
Институт
В в е д е н и е
Знаменитые Ханы
Фотографии биев
Заключение
Институт ханов
Институт биев
Институт
Слайд 3 Институт хана
Хан как глава царствующего рода и верховный сюзерен всех
Институт хана
Хан как глава царствующего рода и верховный сюзерен всех
1)охрана страны от внешних врагов.
2) Хану принадлежало право объявления войны и заключения мира, бывшее следствием его функции верховного руководителя войск.
3) Хану принадлежало верховное право ведения переговоров с иностранными государствами, что являлось следствием его функции определять внешнеполитический курс государства.
4) Хану принадлежало право убить или оставить в живых своего подчиненного – право, бывшее следствием его функции верховного судьи.
5) Хану принадлежало право издавать законы и обязательные для всех членов общества приказания – право, бывшее следствием его функции сохранять существующее общественное устройство и порядок.
Слайд 5Восхождение на престол
Ханский титул прямо не передавался по наследству, а мог
Восхождение на престол
Ханский титул прямо не передавался по наследству, а мог
Слайд 6
Избранник, сопровождаемый двумя знатными людьми, выходит на середину белой кошмы.
Избранник, сопровождаемый двумя знатными людьми, выходит на середину белой кошмы.
Затем религиозный глава улуса от имени аллаха и духов предков, всего народа читает соответствующую молитву. Провозглашенного ханом избранника-чингизида сажали на тонкий белый войлок, олицетворявший в глазах народа чистоту его намерений, знатности и богатства его рода, и затем наиболее влиятельные лица казахского общества из числа султанов, биев, батыров и старшин трижды приподнимали войлок за концы, провозглашая: « Хан! Хан! Хан!». Затем поздравляют хана, на собравшихся разбрасывается шашу из золотых и серебряных монет.
После того как белая кошма, служившая в степи своеобразным троном, окончательно опускалась на землю, участники данного ритуала разрывали ее на мелкие клочки, и всякий из этих людей старался унести с собой оторванный кусок на память о своем участии в торжественном событии провозглашения хана. Одежду хана делят между собой четыре человека, поднимавшие углы кошмы. Эта традиция носила название «ханталапай».
Слайд 7«Хан сыркыты». Хан, у которого весь скот подвергся дележке, отныне имел право
«Хан сыркыты». Хан, у которого весь скот подвергся дележке, отныне имел право
«Хан талау», по своей сути прямо противоположный обычаю.
Это когда люди делят между собой и разбирают до нитки все имущество, весь скот хана, который не оправдал доверие народа, прославился не отсутствием таланта, а кровожадностью, не слабоумием, а нечестностью и лицемерием. Этот обычай служил гарантом того , что не только хан, но и правители всех звеньев не могли перешагнуть границы нравственности. Суть – весь народ отрекается от своего правителя и откочевывает, оставив его в орде. Так было в 1530 году, когда в ставке остался один хан Таир.
Местоприбывание хана (ставка) называлась орда. Шатер хана размещался отдельно от других, в самом центре лагеря, выделялся величиной и роскошью и охранялся особой гвардией. Прочие шатры разбивались лишь потом и около ханского двора; причем каждый член царствующей фамилии, каждый придворный чин и военачальник знал точно место своего шатра, соответствующее его положению и званию, т.е. направо или налево от шатра хана, в первом, втором или третьем ряду он будет жить в орде. «Столица наша-наше седло»-сказал Шейбани-хан.
Обычай и традиций
Слайд 8 Первым старшим ханом казахов был Гирей, основавший совместно с Джанибеком самостоятельное
Первым старшим ханом казахов был Гирей, основавший совместно с Джанибеком самостоятельное
Знаменитые Ханы
Слайд 9В самые тяжелые и трагические для казахов года «Актабан шубырынды» хан Абулхаир
В самые тяжелые и трагические для казахов года «Актабан шубырынды» хан Абулхаир
По воле истории и личной судьбы Аблай стал последним ханом, претендовавшим на старшинство во всех трех казахских жузах. После его кончины в результате активного вовлечения наиболее влиятельных кочевых лидеров региона и подвластных им родоплеменных групп казахского общества в сферу геополитических интересов России, Китая и Коканда почти трехвековая традиция существования института старшего хана в степи окончательно прекратилась. С этого момента четко наметился сложный процесс длительной трансформации традиционной системы власти у казахов Младшего и Среднего жузов под воздействием государственных институтов России.
Слайд 11 Влияние биев определялось как многочисленностью и силой, так и древностью происхождения
Влияние биев определялось как многочисленностью и силой, так и древностью происхождения
Бии представляли собой интеллектуальную и правящую элиту казахского народа с древнейших времен, которая против чингизидов сместилась на второе место. И все же судебная власть, была ведущей формой власти в системе управления. Судьи располагали большими правами в толковании норм, обосновании и вынесении решений, а также определении методов и форм проведения этих решений в исполнение. В руках биев была фактическая власть.
Слайд 12
«Совет биев» как важнейший коллегиальный орган кочевой цивилизации сыграл в
«Совет биев» как важнейший коллегиальный орган кочевой цивилизации сыграл в
«Совет биев», бии родов, племен рассматривали случаи» когда конфликтные ситуации в силу особой сложности и психологической взрывной опасности могли перерасти в межродовые, межплеменные столкновения, чреватые появлением кровной вражды, переходящей из поколения в поколение.
В годы джунгарского нашествия «Совет биев» назначали самых смелых и отважных батыров командующими военными подразделениями. «Совет биев» включал в свой состав таких выдающихся личностей, как Толе, Казыбек, Айтеке, досай, Едиге, Сырымбет, Кабек, Даба, Есейхан, Жалган, Байдалы... Авторитет этого органа был настолько высок, что даже сам Тауке хан без согласия «Совете биев»,без его утверждения, не мог разрешить государственной важности вопросы.
Функций биев
1. Возведение в звание бия не обуславливалось у киргиз каким – либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание. Чтобы приобрести имя бия , нужно было киргизу не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность.
2. Закон родового быта, по которому члены одного рода считались как бы членами одного семейства, был причиною того, что бий – однородец в процессе своего родича с членами другого рода мог быть только адвокатом у своего однородца, но не судьей.
3. Был обычай платить за решение дела бийлык.
4. Бии могли принимать к своему производству и решению дела не иначе, как по просьбе тяжущихся.
5. Когда не было против обвиняемого прямых улик, но имелось только сильное подозрение, то бии прибегали к посредничеству честных родовичей, которые присягой обвиняли или оправдывали подсудимого.
6. Суд биев производился словесно, публично и во всех случаях допускал адвокатуру. Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до сих пор никаких дисциплинарных мер.
Слайд 17Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины – аксакалы, осуществлявшие социально
До XIX века аксакалами звали людей преклонных лет, к ним часто обращались за советом, как к людям, имеющим богатый жизненный опыт. В первой половине XIX века первоначальный смысл слова «аксакал» теряется. Теперь независимо от возраста аксакалами звали всякого человека, наделенного властью. Аксакалами называли султанов – правителей и ага – султанов.