Учение Конфуция о человеке

Содержание

Слайд 2

Генеалогия Конфуция

Об отце Конфуция, которого звали Шу-лиан-хе (叔梁纥 Shū Liáng-hé), летописи повествуют следующее:

Генеалогия Конфуция Об отце Конфуция, которого звали Шу-лиан-хе (叔梁纥 Shū Liáng-hé), летописи
Хе служил в военной службе и отличался необыкновенным ростом, силою и удивительною храбростью, о которой рассказывают чудеса.
Мать по имени Я Чжэн цзай (颜征在 Yán Zhēng-zài) из простого семейства Иен.

Слайд 3

По преданию здесь родился Конфуций

По преданию здесь родился Конфуций

Слайд 5

Молодой Конфуций в процессе ритуала

Молодой Конфуций в процессе ритуала

Слайд 6

В 19 лет Конфуций женился на девушке из семьи Ци, жившей в

В 19 лет Конфуций женился на девушке из семьи Ци, жившей в
царстве Сун. Через год у них родился сын. По случаю этого радостного события правитель Чжан-гун поздравил Конфуция, послав ему со слугой живого карпа. В знак признательности за оказанную правителем честь счастливый отец дал новорожденному имя Ли, что означает "карп", и впоследствии добавил прозвище Бо Юй ,юй - рыба, бо – старший из братьев
鯉伯魚

Слайд 7

Конфуций делается известным

Благодаря своим заслугам и плодотворной деятельности Конфуций сильно выделился из

Конфуций делается известным Благодаря своим заслугам и плодотворной деятельности Конфуций сильно выделился
среды остальных чиновников княжества, и все сулило ему впереди самую блестящую будущность. Конфуций весь предался изучению священных книг древности и постановлений великих и мудрых древних правителей, в уста которых он впоследствии и стал вкладывать высказываемые им высокие нравственные идеи. Впоследствии он ставит таких мудрых правителей древности, как Яо, Шун, Юй и другие, в образец совершенных людей, как примеры нравственного совершенства и наилучшего управления.

Слайд 8

Из княжества Иен он отправился в княжество Кин, где жил знаменитый

Из княжества Иен он отправился в княжество Кин, где жил знаменитый музыкант
музыкант Сианг. Там Конфуций хотел окончательно усовершенствоваться в музыке, на которую он смотрел как на один из драгоценнейших даров неба человеку, возвышающий и облагораживающий характер человека. Конфуций дорожил музыкой и ввел ее в свое преподавание как средство для смягчения народных нравов. Он даже, по словам летописцев, сочинил книгу о музыке, к сожалению, затерянную.

Храм Конфуция, зал древних музыкальных инструментов

Слайд 9

Конфуций становится учителем

Есть сведения, что в 518 году до н

Конфуций становится учителем Есть сведения, что в 518 году до н э,
э, когда Конфуцию было уже за тридцать, один из луских сановников перед смертью порекомендовал своим сыновьям поучиться у Конфуция правилам Ли - древнейшему своду норм и ритуальных церемониалов. Это уже означало признание. Вокруг него стали собираться молодые люди, видевшие в нем наставника. Он читал вместе с ними старинные рукописи, толковал тексты, объяснял обряды. Он делился с ними своими мыслями о золотом веке, который хотя и ушел давно в прошлое, но может быть воскрешен.

Слайд 10

Ученики Конфуция

Мэн Цзу

Чжан Ян

Ученики Конфуция Мэн Цзу Чжан Ян

Слайд 11

Ситань – место преподавания Конфуция.

Ситань – место преподавания Конфуция.

Слайд 12

Конфуций покидает Лу

В конце концов ему не осталось ничего иного, как покинуть

Конфуций покидает Лу В конце концов ему не осталось ничего иного, как
Лу. Постепенно Конфуцию пришлось убедиться в том, что князья меньше всего интересуются его наставлениями.

Слайд 13

Старость и смерть Кун-цзы

Могила Конфуция в
г. Цюйфу

Старость и смерть Кун-цзы Могила Конфуция в г. Цюйфу

Слайд 14

Внешний вид трех павильонов Конфуция

Внешний вид трех павильонов Конфуция

Слайд 15

Каменная плита, на которой описаны биография и подвиги Конфуция

Каменная плита, на которой описаны биография и подвиги Конфуция

Слайд 16

Артисты воспроизводят древнюю сцену жертвоприношения Конфуцию

Артисты воспроизводят древнюю сцену жертвоприношения Конфуцию

Слайд 17

Стена «Луби», где по преданию были спрятаны книги Конфуция и сохранены от сожжения

Стена «Луби», где по преданию были спрятаны книги Конфуция и сохранены от сожжения цинским двором.
цинским двором.

Слайд 18

Конфуцианство

Конфуцианство это система которая занимается в основном этическими вопросами, определяет семейные ценности

Конфуцианство Конфуцианство это система которая занимается в основном этическими вопросами, определяет семейные
и правила управления государством
Высшая цель жизни человека заключается в том, чтобы осознать и осуществить волю Бога, нравственные его законы, то есть проявлять подлинную сущность собственного "я".   Истинный путь, или небесные законны бытия, которым мы должны следовать, находятся недалеко от нас.

Слайд 19

О дао(путь)

О дао(путь)

Слайд 20

В «Лун юе» написано (17,16) : «Учитель сказал: В древности люди

В «Лун юе» написано (17,16) : «Учитель сказал: В древности люди имели
имели три вида недостатков. Ныне же даже этих недостатков уже нет. В древности распущенные все же умели сдерживать себя. Ныне же распущенные ведут себя разнузданно. В древности сдержанные люди всегда вели себя достойно. Ныне же сдержанные люди прикрывают стыд гневом. В древности же глупцы творят обман».

Слайд 21



Постичь дао- значит вступить на путь познания истины. Учитель сказал:

Постичь дао- значит вступить на путь познания истины. Учитель сказал: «если на
«если на рассвете познаешь дао, то на закате солнца можешь умереть» («Лунь юй» 4,8)

Слайд 22

Три категории людей
Конфуций разделил людей на три категории:
1 Цзюнь цзы  君子
2 Жэнь

Три категории людей Конфуций разделил людей на три категории: 1 Цзюнь цзы

3 Сяо жэнь 小人

Цзюнь цзы («благородный муж») занимает одно из центральных мест в учении Конфуция, ему отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания представителям двух других категорий. Термин «жень» («человек») пользовался для обозначения как человека вообще , так и обычных людей.
«Сяо жэнь» (досл. «Маленький человек»)- термин далеко не однозначный, несущий в себе как этическую, так и социальную нагрузку.

Слайд 23

君子

Конфуций сказал: «Благородный муж думает о девяти вещах- о том, чтобы видеть

君子 Конфуций сказал: «Благородный муж думает о девяти вещах- о том, чтобы
ясно; о том, чтобы слушать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы поступки его были почтительными; о том ,чтобы его речь была искренней; о том ,чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить, о последствиях своего гнева; о необходимости помнить, о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу».

Слайд 24

«Благородный муж никого не возвышает за речи, но не отвергает и речей

«Благородный муж никого не возвышает за речи, но не отвергает и речей
из-за того кто их говорит»

«Благородного мужа печалит недостаток его способностей и не печалит отсутствие признания у других.»

Слайд 25

小人
В учении Конфуция есть еще она модель человека- сяо жэнь (досл.

小人 В учении Конфуция есть еще она модель человека- сяо жэнь (досл.
маленький человек). Некоторые исследователи трактуют этот термин, подчеркивая сугубо классовый характер- «простолюдин».
Согласно «Лунь юю»(13,23;17,22): « Сяо жэнь не сдержан, заносчив, легко зазнается, он не способен …жить в согласии с другими людьми».

Слайд 26

Кун-цзы о женщинах

Учитель сказал («Лунь юй»17,25): «Трудно иметь дело только с

Кун-цзы о женщинах Учитель сказал («Лунь юй»17,25): «Трудно иметь дело только с
женщинами и низкими людьми. Они с трудом поддаются воспитанию. Сблизишься с ними - перестают слушаться. Если же от них удаляешься, то неизбежно испытываешь с их стороны ненависть».
Имя файла: Учение-Конфуция-о-человеке.pptx
Количество просмотров: 253
Количество скачиваний: 3