Уильям Шекспир. Биография

Содержание

Слайд 2

Уильям Шекспир  — великий английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор (согласно

Уильям Шекспир — великий английский драматург и поэт, один из самых знаменитых
Шекспировскому канону) по крайней мере 12 трагедий, 16 комедий, 6 исторических хроник — в том числе состоящих из нескольких частей, 4 поэм и цикла из 154 сонетов.

Слайд 3

Биография
Биография

Уильям Шекспир родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в 1564 году, крещён 26 апреля, точный день рождения

Биография Биография Уильям Шекспир родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в 1564
неизвестен. Предание относит его появление на свет к 23 апреля: эта дата совпадает с точно известным днём его смерти. Кроме того, 23 апреля отмечается день святого Георгия, покровителя Англии, и к этому дню предание могло специально приурочить рождение величайшего национального поэта. Фамилия «Шекспир» может быть переведена с английского как «потрясающий копьём».
Его отец, Джон Шекспир (1530—-1601), был состоятельным ремесленником (перчаточником), часто избирался на различные общественные должности. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком).
Мать Шекспира, урождённая Мэри Арден (1537—-1608), принадлежала к одной из старейших саксонских семей.

Герб с девизом рода Шекспиров Non Sanz Droict — фр.  «Не без права»

Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе», где получил серьёзное образование: стратфордский учитель латинского языка и словесности писал стихи на латыни. Некоторые учёные утверждают, что Шекспир посещал школу короля Эдуарда VI в Стратфорде-на-Эйвоне, где изучал творчество таких поэтов, как Овидий и Плавт, однако школьные журналы не сохранились и теперь ничего нельзя сказать наверняка.
В 1582 году он женился на Энн Хатауэй, дочери местного землевладельца, бывшей на 8 лет его старше и уже беременной в момент заключения брака; в 1583 у них родилась дочь Сьюзен, в 1585 — близнецы: сын Хемнет, умерший в детстве, и дочь Джудит.
В 1592 году, в дневнике антрепренёра Филипа Хенсло упоминается историческая хроника Шекспира «Генрих VI». В том же году посмертно издаётся памфлет драматурга и прозаика Роберта Грина, где последний со злобой обрушился на Шекспира, не называя фамилии, но иронически обыгрывая её — «потрясатель сцены», перефразируя строку из третьей части «Генриха VI» «О, сердце тигра в этой женской шкуре!» как «сердце тигра в шкуре лицедея»

Слайд 4

Воссозданный театр «Глобус», в котором работала труппа Шекспира

В 1595 году Шекспир упоминается в деловом

Воссозданный театр «Глобус», в котором работала труппа Шекспира В 1595 году Шекспир
документе как актёр труппы Слуг лорда-камергера, где играл и названный в том же документе Ричард Бёрбедж. Когда в 1599 году был построен театр «Глобус», Шекспир получал одну десятую от общего дохода. Тогда же Шекспир оформил дворянство для своего отца и сам сделался дворянином. При Якове I труппа Шекспира и Бёрбеджа стала Слугами короля (1603).
Ещё в 1597 году Шекспир купил второй по величине дом в Стратфорде. В 1605-м он купил право на получение десятин с ближайших к городу земель. В1612 году Шекспир по неизвестным причинам покинул театр и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери.
Все сохранившиеся подписи Шекспира на документах (1612—1613) отличаются очень плохим почерком, на основании чего некоторые исследователи полагают, что он был в то время серьёзно болен. 23 апреля 1616 года Шекспир скончался. Традиционно принято считать, что он умер в свой день рождения, но уверенности в том, что Шекспир родился 23 апреля, нет.

Спустя три дня тело Шекспира было захоронено в стратфордской церкви св. Троицы. На его надгробии написана эпитафия:

Good friend for Jesus sake forbear, To dig the dust enclosed here. Blest be the man that spares thes stones, And curst be he that moves my bones.

Друг, ради Господа, не рой Останков, взятых сей землёй; Нетронувший блажен в веках, И проклят — тронувший мой прах.

Автограф Шекспира на его завещании

Бюст Шекспира в церкви св. Троицы в Стратфорде

Слайд 5

Творчество Творчество

Литературное наследие Шекспира распадается на две неравные части: стихотворную (поэмы и сонеты) и драматическую. 

Список произведений

Трагедии

Тит Андроник, Ромео

Творчество Творчество Литературное наследие Шекспира распадается на две неравные части: стихотворную (поэмы
и Джульетта (1595—1596), Юлий Цезарь (1599), Гамлет (1600—1601), Отелло (1604), Король Лир (1605—1606), Макбет (1606), Антоний и Клеопатра (1603—1604), Кориолан (1607—1608), Троил и Крессида, Тимон Афинский (1608).

Комедии

Конец - делу венец (1601-1608), Как вам это понравится (1599—1600), Комедия ошибок (1592—1594), Цимбелин (Около 1609), Бесплодные усилия любви, Мера за меру, Венецианский купец, Виндзорские насмешницы, Сон в летнюю ночь, Много шума из ничего, Перикл (1607—1608), Укрощение строптивой, Буря (Около 1611), Двенадцатая ночь, или что угодно (1600—1601), Два веронца (1594—1595), Два знатных родича (1613—1614), Зимняя сказка (1594—1611)

Хроники

Генрих VI, часть 2 (1590), Генрих VI, часть 3 (1591), Генрих VI, часть 1 (1592, Ричард III (1592—1593), Король Иоанн (1596—1597) , Ричард II, Генрих V (1599), Генрих IV, часть 1 (Начало—середина 1590-х), Генрих IV, часть 2 (1597—1599), Генрих VIII.

Стихотворения и поэмы

Венера и Адонис (1599), Страстный пилигрим, Похищение Лукреции (1594), Феникс и голубка, Сонеты, Жалоба влюблённой

Апокрифы

Эдуард III, Сэр Томас Мор

Слайд 6

В 1930 году шекспировед Э. К. Чемберс предложил хронологию творчества Шекспира по жанровым признакам, позднее она

В 1930 году шекспировед Э. К. Чемберс предложил хронологию творчества Шекспира по
была откорректирована Дж. Макмануэем. Выделялись четыре периода: первый (1590—1594 гг.) — ранние: хроники, ренессансные комедии, «трагедия ужаса», две поэмы; второй (1594—1600 гг.) — ренессансные комедии, первая зрелая трагедия, хроники с элементами трагедии, хроники с элементами комедии, античная трагедия, сонеты; третий (1601—1608 гг.) — великие трагедии, античные трагедии, «мрачные комедии»; четвёртый (1609—1613 гг.) — драмы-сказки с трагическим зачином и счастливым финалом. Некоторые из шекспироведов, в том числе и А. А. Смирнов, объединяли первый и второй периоды в один ранний.

Слайд 7

Первый период (1590—1594)

В трагедии «Тит Андроник » Шекспир в полной мере отдал дань традиции современных

Первый период (1590—1594) В трагедии «Тит Андроник » Шекспир в полной мере
ему драматургов удерживать внимание зрителей нагнетанием страстей, жестокостью и натурализмом. Ужасы «Тита Андроника» — прямое и непосредственное отражение ужасов пьес Кида и Марло.
Вероятно, первыми пьесами Шекспира были три части «Генриха VI». Источником для этой и последующих исторических хроник служили «Хроники» Холиншеда. Тема, объединяющая все шекспировские хроники, — смена череды слабых и неспособных правителей, приведших страну к междоусобицам и гражданской войне и восстановление порядка с воцарением династииТюдоров. Подобно Марло в «Эдуарде II» Шекспир не просто описывает исторические события, а исследует мотивы, скрывающиеся за поступками героев.
«Комедия ошибок» — ранняя, «ученическая» комедия, комедия положений. По обычаю того времени, переделка пьесы современного английского автора, источником для которой стала комедия Плавта «Менехмы», описывающая приключения братьев-близнецов. Действие происходит в Эфесе, мало похожем на древнегреческий город: автор переносит приметы современной ему Англии в античную обстановку. Шекспир добавляет сюжетную линию двойников-слуг, тем самым запутывая действие ещё больше.
На грубоватых комических приёмах построена пьеса «Укрощение строптивой», созданная в традициях фарсовой комедии. Это вариация популярного в лондонских театрах в 1590-х годах сюжета об усмирении жены мужем. В увлекательном поединке сходятся две незаурядные личности и женщина терпит поражение. 
«Бесплодные усилия любви» — комедия, созданная под влиянием пьес Лили, которые тот писал для постановки в театре масок при королевском дворе и в аристократических домах. При довольно простой фабуле пьеса представляет собой непрерывный турнир, состязание персонажей в остроумных диалогах, сложной словесной игре, сочинении стихов и сонетов. Язык «Бесплодных усилий любви» — вычурный, цветистый, так называемый эвфуизм, — это язык английской аристократической верхушки того времени, ставший популярным после выхода в свет романа Лили «Эвфуэс, или Анатомия остроумия».

Слайд 8

Второй период (1594—1600)

Около 1595 года Шекспир создаёт одну из самых известных своих

Второй период (1594—1600) Около 1595 года Шекспир создаёт одну из самых известных
трагедий — «Ромео и Джульетту», — историю развития человеческой личности в борьбе с внешними обстоятельствами за право на любовь. «Первоначально прозвучавший в новелле Луиджи Да Порто рассказ о горестной судьбе Ромео и Джульетты (1524) был подхвачен другими итальянскими авторами (Банделло, Больдери, Грото) и далее распространился в европейской литературе. Это трагедия особого типа, лирическая, оптимистичная, несмотря на гибель главных героев в финале. Их имена стали нарицательным обозначением высшей поэзии страсти.
Приблизительно 1596 годом датируется ещё одно из знаменитейших произведений Шекспира — «Венецианский купец».
Несмотря на «проблемность» пьесы и драматизм сюжетной линии Антонио и Шейлока, по своей атмосфере «Венецианский купец» приближён к пьесам-сказкам, подобным «Сну в летнюю ночь» (1596).
Волшебная пьеса была написана вероятно для торжеств по случаю свадьбы одного из елизаветинских вельмож.В это же время Шекспир создаёт бессмертный и интереснейший тип,
Которому до сих пор не было аналогов в мировой литературе — сэра Джона
Фальстафа. Успех обеих частей «Генриха IV» не в последнюю очередь и заслуга
этого самого яркого действующего лица хроники, сразу ставшего популярным.

Ромео и Джульетта.

Фальстаф с большим кувшином вина и кубком.

Гораздо удачнее попытка снова вернуться к фальстафовскому типу в заключительной пьесе второго периода — «Двенадцатой ночи». Здесь мы в лице сэра Тоби и его антуража имеем как бы второе издание сэра Джона, правда, без его искрящегося остроумия, но с тем же заражающим добродушным жуирством. Отлично также вкладывается в рамки «фальстафовского» по преимуществу периода грубоватая насмешка над женщинами в «Укрощении строптивой».

Слайд 9

Третий период (1600—1609)

Третий период его художественной деятельности, приблизительно охватывающий 1600—1609 годы, сторонники субъективистского биографического

Третий период (1600—1609) Третий период его художественной деятельности, приблизительно охватывающий 1600—1609 годы,
подхода к творчеству Шекспира называют периодом «глубокого душевного мрака», считая признаком изменившегося мироощущения появление персонажа-меланхолика Жака в комедии «Как вам это понравится» и называя его чуть ли не предшественником Гамлета. Время создания драматургом величайших трагедий совпадает с расцветом его творческих сил, решением материальных затруднений и достижением высокого положения в обществе.

Гамлет и Горацио на кладбище.

Около 1600 года Шекспир создаёт «Гамлета», по мнению многих критиков, — самое глубокое своё произведение. Шекспир сохранил сюжет известной трагедии мести, но всё внимание перенёс на духовный разлад, внутреннюю драму главного героя. По определению Л. Е. Пинского, Гамлет — первый «рефлектирующий» герой мировой литературы.
Герои «великих трагедий» Шекспира — люди выдающиеся, в которых перемешано добро и зло. Сталкиваясь с дисгармонией окружающего мира, они совершают нелёгкий выбор — как существовать в нём, они сами творят свою судьбу и несут всю полноту ответственности за это.
В это же время Шекспир создаёт драму «Мера за меру». Несмотря на то, что в Первом фолио 1623 года она отнесена к комедиям, комического в этом серьёзном произведении о неправедном судье почти нет.

Настоящая мизантропия проступает только в «Тимоне Афинском» — истории щедрого и доброго человека, разорённого теми, кому он оказывал помощь и ставшего человеконенавистником. Пьеса оставляет тягостное впечатление, несмотря на то, что неблагодарные Афины после смерти Тимона постигает кара. По мнению исследователей, Шекспира постигла неудача: пьеса написана неровным языком и наряду с достоинствами обладает ещё большими недостатками

Слайд 10

Четвёртый период (1609—1612)

Четвёртый период, если не считать пьесу «Генрих VIII» включает всего

Четвёртый период (1609—1612) Четвёртый период, если не считать пьесу «Генрих VIII» включает
только три-четыре года и четыре пьесы — так называемые «романтические драмы» или трагикомедии. В пьесах последнего периода тяжёлые испытания подчёркивают радость избавления от бедствий.

«Перикл», пьеса существенно отличающаяся от всего ранее написанного, знаменует появление новых произведений. Наивность, граничащая с примитивностью, отсутствие сложных характеров и проблем, возврат к построению действия, характерному для ранней английской ренессансной драмы, — всё указывает на то, что Шекспир находился в поиске новой формы. «Зимняя сказка» — причудливая фантазия, рассказ «о невероятном, где всё вероятно». История о ревнивце, поддавшемся злу, терпящем душевные муки и заслужившем своим раскаянием прощение. В финале добро побеждает зло, по мнению одних исследователей, утверждая веру в гуманистические идеалы, по мнению других — торжество христианской морали. «Буря» самая удачная из последних пьес и, в некотором смысле, финал творчества Шекспира. Вместо борьбы здесь царит дух гуманности, всепрощения. Поэтические девушки, созданные теперь — Марина из «Перикла», Утрата из «Зимней сказки», Миранда из «Бури» — это образы прекрасных в своей добродетели дочерей. Исследователи склонны видеть в заключительной сцене «Бури», где Просперо отрекается от своего волшебства и уходит на покой, прощание Шекспира с миром театра.

Просперо и Ариэль

Слайд 11

Первые публикации
Первые публикации

Как считается, половина пьес Шекспира была опубликована тем или иным

Первые публикации Первые публикации Как считается, половина пьес Шекспира была опубликована тем
образом при жизни драматурга. Главнейшей публикацией шекспировского наследия по праву считается фолио 1623 года (так называемое «Первое фолио»), изданное Эдуардом Блаунтом и Уильямом Джаггардом в составе т. н. «Честеровского сборника»; печатники Уоррал и Кол. В это издание вошли 36 пьес Шекспира — все, кроме «Перикла» и «Двух знатных родичей». Именно это издание лежит в основе всех исследований в области шекспироведения.
Осуществление этого проекта стало возможным благодаря усилиям Джона Хеминджа и Генри Конделла, друзей и коллег Шекспира.

Так называемое «Первое фолио» (1623)

Недавно обнаруженный в семейной коллекции портрет елизаветинца (1610). Некоторые искусствоведы утверждают, что это единственный прижизненный портрет Уильяма Шекспира.

Почтовая марка СССР, посвящённая Шекспиру

Почтовая марка Венгрии, посвящённая Шекспиру

Имя файла: Уильям-Шекспир.-Биография.pptx
Количество просмотров: 202
Количество скачиваний: 0