Урал музыкальный: история, традиции, лица

Содержание

Слайд 2

Среди российских регионов Урал выделяется своими давними музыкальными традициями. Достойное место

Среди российских регионов Урал выделяется своими давними музыкальными традициями. Достойное место в
в сокровищнице отечественного народного искусства занимают образцы песенного творчества, созданные на Урале. Прошлое культуры края неотделимо также от многолетней просветительской деятельности местной интеллигенции, любительских и профессиональных театров, знакомивших уральцев с камерной, симфонической, хоровой и оперной музыкой русских и зарубежных композиторов.
Множество интереснейших фактов, событий, страниц творческих биографий составляют богатую историю музыкальной культуры Среднего Урала. В областном центре работают старейшие на Урале профессиональные учебные заведения.

Слайд 4

«История музыкального образования на Урале – один из пластов духовного наследия

«История музыкального образования на Урале – один из пластов духовного наследия края.
края. Он вобрал в себя творческий опыт нескольких поколений народных мастеров и профессиональных музыкантов, посвятивших свою деятельность приобщению детей и молодежи к музыке»
С. Е. Беляев

Слайд 6

Говоря о музыкальной культуре Урала, следует заметить, что она началась именно

Говоря о музыкальной культуре Урала, следует заметить, что она началась именно с
с народного творчества. Именно здесь в конце 18 в. нашли рукописный сборник скоморошьих песен, автором которого считается Кирша Данилов, чей репертуар связан с урало–сибирской песенной традицией.

Слайд 8

«С нашим краем связаны судьбы целого ряда крупных музыкантов. Здесь жил

«С нашим краем связаны судьбы целого ряда крупных музыкантов. Здесь жил совсем
совсем юный П.И. Чайковский; свои первые шаги в музыке делал С.П. Дягилев; занимались собирательской деятельностью фольклористы В.Н. Серебренников, Л.Л. Христиансен. Свой творческий путь здесь начинали С.Я. Лемешев, И.С. Козловский, Б.Т. Штоколов. Здесь создавали свои произведения и формировали уральскую композиторскую школу М.П. Фролов, В.Н. Трамбицкий, Б.Д. Гибалин и многие другие композиторы»
В кн. : Беляев, С. Е. Музыкальная культура Среднего Урала [Текст] / С.Е. Беляев, Л. А. Серебрякова. – Екатеринбург, 2005. – с. 8

Слайд 9

КОМПОЗИТОРЫ УРАЛА

КОМПОЗИТОРЫ УРАЛА

Слайд 10

Творческая организация свердловских композиторов возникла в 1939 году. Успехи музыкального образования

Творческая организация свердловских композиторов возникла в 1939 году. Успехи музыкального образования на
на Урале (организация музыкальных школ, училищ, а в 1934 году – Уральской консерватории), творческая и педагогическая деятельность уральских композиторов создали возможность возникновения свердловского отделения Союза советских композиторов. Его организатором и первым председателем был Маркиан Петрович Фролов.

Маркиан Петрович Фролов

Слайд 11

Творческая деятельность уральских композиторов – одна из интересных страниц истории музыкальной

Творческая деятельность уральских композиторов – одна из интересных страниц истории музыкальной культуры.
культуры. Произведения уральских композиторов можно услышать на концертных эстрадах, в музыкальных театрах, в выступлениях участников художественной самодеятельности. Песни уральских композиторов обращены к истории нашей страны и ее сегодняшнему дню и отражают широкий диапазон чувств – от высокого пафоса до теплого лиризма

Слайд 12

Вячеслав Иванович Щелоков

Борис Дмитриевич Гибалин

Вячеслав Иванович Щелоков Борис Дмитриевич Гибалин

Слайд 13

Виктор Николаевич Трамбицкий

Александр Григорьевич Фридлендер

Любовь Борисовна Никольская

Виктор Николаевич Трамбицкий Александр Григорьевич Фридлендер Любовь Борисовна Никольская

Слайд 14

Клара Абрамовна Кацман

Михаил Иосифович Гальперин

Владимир Иванович Горячих

Клара Абрамовна Кацман Михаил Иосифович Гальперин Владимир Иванович Горячих

Слайд 15

Композитор Е. Родыгин

Композитор Е. Родыгин

Слайд 16

Композиторы В. Сорокин, Е. Родыгин и С. Кац

Композиторы И. Космачев (Москва)

Композиторы В. Сорокин, Е. Родыгин и С. Кац Композиторы И. Космачев (Москва)
и Л. Гуревич (Екатеринбург) поздравляют юбиляра в день 75-летия

«Есть люди, которые любят и глубоко чувствуют русскую песню, обнаруживая в ней не только душу народную, но и свою историю. Есть и композиторы, которые не могут думать и чувствовать иначе, чем народ»
Е. Родыгин

Слайд 17

Евгений Львович Гиммельфарб

Евгений Львович Гиммельфарб

Слайд 18

Е.Л. Гиммельфарб исполняет свои песни

Е.Л. Гиммельфарб исполняет свои песни

Слайд 20

Горячих В.И. – выпускник Уральской государственной консерватории. В течение многих лет

Горячих В.И. – выпускник Уральской государственной консерватории. В течение многих лет был
был художественным руководителем Уральского русского народного хора. Член Союза композиторов, заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель всероссийского музыкального общества

Слайд 22

Творчество уральских композиторов примечательно большим разнообразием форм и жанров. Ими созданы

Творчество уральских композиторов примечательно большим разнообразием форм и жанров. Ими созданы оперы,
оперы, балеты, симфонии, музыкальные комедии, камерные, вокальные и инструментальные сочинения, песни, хоры, учебно–педагогический репертуар, произведения для детей.

Слайд 24

Выдающиеся отечественные певцы – выпускники Уральской консерватории имени М.П. Мусоргского

Выдающиеся отечественные певцы – выпускники Уральской консерватории имени М.П. Мусоргского

Слайд 25

Свердловская опера считалась хорошей школой для начинающих певцов и дала стране

Свердловская опера считалась хорошей школой для начинающих певцов и дала стране много
много незаурядных вокалистов. Примечательно, что и И. Козловский, и С. Лемешев именно на сцене свердловской оперы создали впервые свои лучшие образы.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ ЕКАТЕРИНБУРГА

Слайд 26

«Я всегда говорю, что Свердловский оперный театр имени Луначарского помог мне

«Я всегда говорю, что Свердловский оперный театр имени Луначарского помог мне определиться,
определиться, найти свое настоящее место в искусстве. А это совсем не так просто. Это сложный, а иногда и мучительный творческий процесс»
И.С. Козловский

Слайд 27

Свердловский оперный театр может гордиться тем, что способствовал становлению и развитию таланта

Свердловский оперный театр может гордиться тем, что способствовал становлению и развитию таланта
народного артиста СССР Б. Т. Штоколова. В свердловской опере Б. Штоколов прошел путь от начинающего певца до ведущего солиста оперы. Здесь им были созданы почти все основные басовые партии.

Слайд 28

Екатеринбургский театр музыкальной комедии – театр высокой музыкальной культуры и хорошего

Екатеринбургский театр музыкальной комедии – театр высокой музыкальной культуры и хорошего вкуса.
вкуса. Секрет неиссякаемой праздничности его спектаклей не только в мастерстве, не только в разнообразии талантов. Здесь еще и настоящая увлеченность своим жанром, вера в его возможности, влюбленность в искусство и традиции своего театра.

Слайд 29

РОК-МУЗЫКА

Рок-группа «Наутилус Помпилиус»

РОК-МУЗЫКА Рок-группа «Наутилус Помпилиус»

Слайд 30

Как бы ни относиться к рок–музыке, несомненно одно – молодые люди,

Как бы ни относиться к рок–музыке, несомненно одно – молодые люди, вышедшие
вышедшие в середине 80–х годов на сценические площадки Свердловска, оказали огромное воздействие на своих сверстников по всей стране. Мы сейчас испытываем гордость за то, что среди лидеров рок–движения оказалось так много уральцев, сумевших переложить сокровенные чувства молодежи на яркий, выразительный язык музыкальных образов и ритмов.
Рок привнес в прекрасный мир музыки новые краски. Это главное. А с музыкой, как известно, жить веселей.

Слайд 31

Группа «Чайф». 1994

Группа «Агата Кристи» во время работы над альбомом «Декаданс». 1990г.

Группа «Чайф». 1994 Группа «Агата Кристи» во время работы над альбомом «Декаданс». 1990г.

Слайд 32

«Обращение к музыковедческим материалам прошлого века лишний раз убеждает: музыкальная культура

«Обращение к музыковедческим материалам прошлого века лишний раз убеждает: музыкальная культура Каменного
Каменного Пояса 20 столетия – это отнюдь не пройденный и оставшийся где–то там позади этап. И сегодня музыкальные достояния Урала объективно являются неотъемлемой частью современной культуры края и одновременно основой для дальнейшего ее развития и перехода в день завтрашний. Важно постоянно помнить об этом…»
Ж. Сокольская

Слайд 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беляев, С. Е. Из прошлого музыкального воспитания в Екатеринбурге [Текст]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Беляев, С. Е. Из прошлого музыкального воспитания в Екатеринбурге
/ С. Е. Беляев. – Екатеринбург, 1992. – 44 с.
Беляев, С. Е. Музыкальная культура Среднего Урала [Текст] / С. Е. Беляев, Л. А. Серебрякова. – Екатеринбург, 2005. – 219 с.
Беляев, С. Е. Музыкальное образование на Урале: истоки, традиции [Текст] / С. Е. Беляев. – Екатеринбург : УИФ «Наука», 1995. – 78 с.
Беляев, С. Е. Музыкальное образование на Урале: два века истории [Текст] / С. Е. Беляев. – Екатеринбург : Изд–во Урал. ун–та, 1998. – 182 с.
Беляев, С. Е. По страницам истории музыкального образования на Урале [Текст] : избр. статьи и очерки / С. Е. Беляев. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2012. – 68 с.
Бородин, Б. Б. Уральская композиторская организация: история и современность [Текст] : монограф. справ. / Б. Б. Бородин. – Екатеринбург : Уральское литературное агентство, 2012. – 400 с.
Вас приглашает оперетта [Текст] / сост. И. Ф. Глазырина, Ю. К. Матафонова. – Свердловск : Средне–Уральское кн. изд–во, 1983. – 160 с.
Вольфович, В. Играй, гармонь уральская! [Текст] / В. Вольфович. – Челябинск, 1991. – 133 с.
Горячих, В.Песни для народных хоров и солистов [Ноты] / В. Горячих. – Екатеринбург, 2005. – 30 с.
Горячих, В. Пять романсов для женского голоса [Ноты] / В. Горячих. – Екатеринбург, 2012. – 46 с.

Слайд 34

Горячих, В. Романсы и песни [Ноты] / В. Горячих. – Екатеринбург, 2007.

Горячих, В. Романсы и песни [Ноты] / В. Горячих. – Екатеринбург, 2007.
– 32 с.
Горячих, В. Сборник романсов и песен [Ноты] / В. Горячих. – Екатеринбург, 2003. – 53 с.
Калужникова, Т. И. Песенная традиция русского населения Среднего Урала [Текст] / Т. И. Калужникова ; Урал. гос. консерватория. – Екатеринбург, 2005. – 200 с.
Калужникова, Т. И. Песенная традиция русского населения Среднего Урала в народных знаниях и музыкальной фольклористике [Текст] / Т. И. Калужникова. . – Тюмень, 2002. – 24 с.
Калужникова, Т. И. Традиционный русский музыкальный календарь Среднего Урала [Текст] / Т. И. Калужникова. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 1997. – 208 с.
Кацман, К. Вокальные произведения [Текст] / К. Кацман. – М. : Советский композитор, 1987. – 56 с.
Кашина, Н. И. Музыкальный фольклор уральского казачества [Текст] : уч.-метод. пособие / Н. И. Кашина. – Екатеринбург, 2010. – 101 с.
Козловский, И. С. Музыка – радость и боль моя [Текст] / И. С. Козловский. – М. : ОЛМА–ПРЕСС Звездный мир, 2003. – 383 с.
Композиторы Урала [Текст] : сб. очерков / ред. Л. Золотарева. – Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд–во, 1968. – 135 с.
Конов, А. Борис Штоколов: творческий портрет [Текст] / Б. Штоколов. – Л. : Музыка, 1987. – 32 с.
Курлапов, Н. И. Созвездие мастеров екатеринбургской оперы [Текст] / Н. И. Курлапов. – Екатеринбург : Дорога, 1999. – 108 с.