Восток в европейском искусстве XVIII—XIX веков

Содержание

Слайд 2

Вступление

В XVIII—XIX вв в Европе стал стремительно набирать популярность ориентализм — своеобразная

Вступление В XVIII—XIX вв в Европе стал стремительно набирать популярность ориентализм —
интерпретация восточных мотивов и стилистических приемов западными деятелями искусства. Я хочу обратить внимание, что тема Востока в европейском искусстве была скорее романтизированным собирательным образом, чем реальным стилем в искусстве, отражающим тонкости восточной культуры. Большое увлечение ориентализмом подвергалось критике, ведь фактически он являлся лишь перениманием внешних признаков восточной культуры, а значение использованных символов и форм при этом игнорировалось. В книге «Ориентализм» Эдвард Вади Саид писал о Востоке, не как о регионе со своей культурой, а именно как о продукте, порожденном ориентализмом на Западе:

Слайд 3

Восток — это почти всецело европейское изобретение, со времен античности он был

Восток — это почти всецело европейское изобретение, со времен античности он был
вместилищем романтики, экзотических существ, мучительных и чарующих воспоминаний и ландшафтов, поразительных переживаний.
Эдвард Вади Саид
«Ориентализм»

Слайд 4

Эта цитата достаточно точно отражает то, каким видела Восток основная масса европейцев

Эта цитата достаточно точно отражает то, каким видела Восток основная масса европейцев
в XVIII—XIX вв. Особенно сильно такое представление коснулось людей, незнакомых с восточной культурой, основные знания о которой они получали через пьесы, прикладное искусство, и живопись, что создавало ложное впечатление о культуре восточных стран.

Вступление

Фрагмент иллюстрации сценарных декораций
Леона Бакста для пьесы «Шахерезада» 1910 г

Слайд 5

Вступление

Получается, пока Китай выстраивал жестокую власть, сжигал книги и закрывал свои границы,

Вступление Получается, пока Китай выстраивал жестокую власть, сжигал книги и закрывал свои
а Османская Империя находилась под постоянным политическим давлением со стороны России и множества европейских стран, на Западе Восток изображался сказкой наяву, не говоря уже об исторических неточностях, допускаемых в европейском творчестве. Например, на следующем слайде можно увидеть, как на самом деле выглядели каирцы в то время

Карл Хаг
Серенада в Каире. 1881 г

Слайд 6

Фотография братьев Зангаки
Арабская школа. XVIII в

Фотография братьев Зангаки Арабская школа. XVIII в

Слайд 7

Мектеб в XIX в

Мектеб в XIX в

Слайд 8

Вступление

Таким образом, в XVIII—XIX вв в Европе сложилось ложное, романтизированное представление о

Вступление Таким образом, в XVIII—XIX вв в Европе сложилось ложное, романтизированное представление
Востоке. Западу не важны были традиции и культурные особенности, интерес вызывали лишь стиль и экзотика стран Азии и Востока. Сейчас такое пренебрежительное отношение назвали бы «культурной апроприацией». Более того, до сих пор представители западной культуры приобретают, например, псевдояпонскую мебель или одежду, которая зачастую имеет традиционное или культурное значение, которое совершенно игнорируется при использовании в интерьере или при носке. Уверена, вы сами не раз видели на улице славянских девушек в кимоно, раздающих листовки. Получается, что существующее до сих пор неразборчивое использование элементов восточной культуры началось еще в XVIII в и существует по сей день.

Слайд 9

Истоки

Истоки

Слайд 10

Жан-Этьен Лиотард Портрет Марии Аделаиды Французской в одежде в турецком стиле. 1753 г

Истоки

Появление

Жан-Этьен Лиотард Портрет Марии Аделаиды Французской в одежде в турецком стиле. 1753
ориентализма как явления связано, на мой взгляд, с развитием колоний западных государств на Востоке. Обилие привозимых товаров вдохновляло западных творцов на изображение их представления о восточных странах или на создание новых предметов, свежих по своей задумке для стран Европы.

Слайд 11

Истоки

Настоящие национальные турецкие костюмы (XIX в)
и костюм на выход от модельера

Истоки Настоящие национальные турецкие костюмы (XIX в) и костюм на выход от модельера Поля Пуаре
Поля Пуаре

Слайд 12

Почему стал популярным?

Я думаю, ориентализм стал широко известен в Европе из-за своей

Почему стал популярным? Я думаю, ориентализм стал широко известен в Европе из-за
новизны и экзотичности для Запада. На протяжении многих веков две стороны света развивались практически независимо друг от друга, происходила своеобразная культурная стагнация. Конечно, мыслители и творцы все еще создавали и придумывали что-то новое, но оно все равно оставалось исключительно западным или исключительно восточным. Однако когда Европейские государства стали вторгаться в жизнь Востока, стал происходить взаимный культурный обмен знаниями, предметами обихода и, конечно же, стилистическими особенностями в искусстве.

Слайд 13

Почему стал популярным?

Европейская мода XV, XVI и XVII вв до появления ориентализма

Возможно,

Почему стал популярным? Европейская мода XV, XVI и XVII вв до появления
классические западные образы просто наскучили европейцам:

Слайд 14

Почему стал популярным?

В западном театре был создан облик сказочного Востока, царства роскоши

Почему стал популярным? В западном театре был создан облик сказочного Востока, царства
и неги, которое очаровало зрителей. Европейцам не хотелось покорять и завоевывать этот мир, в него хотелось погрузиться, что вскоре и стало происходить среди представителей западного общества.

Фрагмент иллюстрации сценарных декораций
Леона Бакста для пьесы «Шахерезада» Граница XIX и XX вв

Слайд 15

Почему стал популярным?

Обратите внимание, как всё в картинах, тема которых посвящена Востоку,

Почему стал популярным? Обратите внимание, как всё в картинах, тема которых посвящена
играет в пользу сказочности сцены: цвета насыщенные, пространство заполнено орнаментами, шелками, ценными товарами. Такие полотна больше похожи на иллюстрации, яркие сны, чем отражения реальности. На этой картинке изображен лагерь кочевников, но даже он выглядит чарующе.

Уильям Меррит Чейз
Восточный эскиз. Арабский лагерь. 1883 г

Слайд 16

Изменения под влиянием ориентализма

Уже в XVIII веке в Европу начинают проникать различные

Изменения под влиянием ориентализма Уже в XVIII веке в Европу начинают проникать
восточные идеи. Запад привлекали традиционные, архаичные и духовные особенности стран Востока. Этот интерес станет первым шагом к тому, что европейцы перестанут видеть Запад центром мира и начнут стремиться к диалогу между двумя противоположными и, одновременно, дополняющими друг друга сторонами света. Такие черты восточных философий как интуитивизм, спиритуальность, интровертность и т.д. получат новую жизнь в умах европейских мыслителей.

Архитектор Дж. Эйтчисон
«Арабский зал» Лейтон-хауса в Лондоне. 1870-е гг

Слайд 17

Изменения под влиянием ориентализма

Так философские идеи Востока нашли свое отражение во многих

Изменения под влиянием ориентализма Так философские идеи Востока нашли свое отражение во
сферах искусства Запада. Например, в эпоху романтизма доминирующими пейзажами в литературе стали именно восточные горы, дюны и степи. Кроме того, эта тенденция не прошла мимо творчества русских писателей, например А.С. Пушкина («Кав­каз­ский плен­ник» (1822) и «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» (1824)) или М.Ю. Лермонтова («Спор» (1841) и «Мцыри» 1839)). Сказочный Восток очаровывал не только самих творцов, но и всех читателей, для кого это волшебное царство шелков и султанов было в новинку.

Хан-Гирей
Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» XIX в

Слайд 18

Однако, безусловно, самое яркое отражение тема Востока нашла в европейской живописи. Невозможно

Однако, безусловно, самое яркое отражение тема Востока нашла в европейской живописи. Невозможно
перечесть всех картин ориентальной тематики, написанных за XVIII—XIX вв на Западе. Такое количество произведений искусства обусловлено тем, что ранее живописцам необходимо было следовать определенным правилам того, что можно изображать. Большая часть содержания картин ограничивались мифами Древней Греции или Рима, религиозными или светскими темами. Теперь же художники могли не так строго соблюдать академические условности, заручившись поддержкой буржуазии, которая была в восторге от романтизма.

Изменения под влиянием ориентализма

Жан-Леон Жером Призыв на молитву. 1866 г

Слайд 19

Почему же именно ориентализм привлек внимание стольких живописцев, когда у них появилась

Почему же именно ориентализм привлек внимание стольких живописцев, когда у них появилась
бóльшая творческая свобода? Опять же, дело в экзотичности и общей привлекательности темы Востока. Она была популярной, свежей, такие картины, банально, проще было продать. Их заказывали, потому что ориентализм был в моде.

Изменения под влиянием ориентализма

Джон Фредерик Льюис Обед (фрагмент). 1875 г

Слайд 20

Что стало с ориентализмом?

Однако восточные мотивы не пропали из европейского творчества после

Что стало с ориентализмом? Однако восточные мотивы не пропали из европейского творчества
XIX в, они не были просто мимолетным писком моды. Многие особенности ориентализма продолжили жить в творчестве ар-нуво и ар-деко

Платья и брошь с египетской плашкой, датируемой 600 г. до н.э.
Предметы выполнены в стиле ар-деко

Слайд 21

Что стало с ориентализмом?

Брошь и чернильница в стиле ар-нуво
и их возможное

Что стало с ориентализмом? Брошь и чернильница в стиле ар-нуво и их возможное вдохновение
вдохновение

Слайд 22

Что стало с ориентализмом?

Гребень и Casa Visens Антони Гауди в стиле ар-нуво

Что стало с ориентализмом? Гребень и Casa Visens Антони Гауди в стиле

и их возможное вдохновение
Имя файла: Восток-в-европейском-искусстве-XVIII—XIX-веков.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 0