Вожо - зимний обряд бесермян

Содержание

Слайд 2

Мой рассказ о празднике бесермян – вожо. Он проходит в д. Жувам

Мой рассказ о празднике бесермян – вожо. Он проходит в д. Жувам
Юкаменского района. Моя мама родилась в этой деревне. Сейчас там живет моя бабушка Анфиса Михайловна Попова. В этой деревне живут бесермяне.
Мы соблюдаем этот обряд у нас в семье. Я расскажу как он проходит и что готовят к этому дню. У нас в семье есть фотографии этого обряда.

Слайд 3

Бесермяне относятся к древнейшим народам, проживающим в России.

Места проживания. Территория проживания

Бесермяне относятся к древнейшим народам, проживающим в России. Места проживания. Территория проживания
бесермян –северо-запад Удмуртии – Юкаменский, Ярский, Балезинский, Глазовский районы. Первые упоминания о народе на территории Вятского края, в бассейне Чепцы появляются в документах XVI – начала XVII столетий.

Статистические данные. Всесоюзная перепись населения 1926 г. была последней, где бесермяне записаны как отдельный народ и отмечены в количестве 10 035 человек. До 2002 г. учитывались в одном списке с удмуртами.

Слайд 4

В начале 1990-х гг. появилось Общество бесермянского народа. Мы знакомы с многими

В начале 1990-х гг. появилось Общество бесермянского народа. Мы знакомы с многими
участниками общества. По Всероссийской переписи 2002 г. бесермян 3 122 человек, по переписи 2010 г. – 2 201человек.
В 1992 г. восстановлено историческое имя бесермян. В 2000 г. бесермяне включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Слайд 5

В народном календаре бесермян и в наши дни сохранился зимний обряд. Он

В народном календаре бесермян и в наши дни сохранился зимний обряд. Он
называется вожо. Мы его и сегодня соблюдаем в семье. Обряд начинается вечером с 6 января и заканчивается накануне Крещения – 18 января.

Слайд 6

Вожо.
Народный календарь связан со сменой сезонов, циклом земледельческих работ. Год делился

Вожо. Народный календарь связан со сменой сезонов, циклом земледельческих работ. Год делился
на два полугодия: осенне- зимнее и весенне-летнее. Он включает обряды святочного цикла вожо (обходы деревни ряжеными).
Мифологические существа, с которыми связан этот период и обряд, называли одинаково – вожо. Этим же термином обозначали ряженных, которые обходят деревню в эти дни.

Слайд 7

Подготовка начиналась в Сочельник (6 января). Пекли хлеб, готовили сочни из пресного

Подготовка начиналась в Сочельник (6 января). Пекли хлеб, готовили сочни из пресного
теста - кварнянь. Это обязательное блюдо обряда. Сочнями обязательно угощают ряженных.

Слайд 8

Готовят кварнянь из пресного теста (соль, вода, мука), добавляют зерна ржи или

Готовят кварнянь из пресного теста (соль, вода, мука), добавляют зерна ржи или
пшеницы, льна, горох.
Тесто раскатывают скалкой на тонкие лепешки и запекают в печи. Готовые сочни по желанию смазывают сливочным или растительным маслом.

Кварнянь.
Название «кварнянь» переводиться как «хлеб в форме листа»:
квар – лист, нянь – хлеб.

Слайд 9

Ряженые вожо обходят деревню. Надо ходить три дня. В первый день ходили

Ряженые вожо обходят деревню. Надо ходить три дня. В первый день ходили
в вывернутой мехом наружу шубе или тулупе, изображая медведя. Этих ряженных называли «страшные и злые вожо». Во второй день – в белых одеждах, а в третий в красных или пестрых с красным цветом. Это считаются «красивые вожо».
Ряженые всегда берут с собой сумки для угощений.
Заходя в дом ряженые стучат палками, приплясывают, топают. Они не разговаривают.
Хозяевам не разрешается откры-вать их маски и узнавать.

Слайд 10

Хозяева угощали ряженных. Старались принять их в доме и не закрывали ворота.
Получить

Хозяева угощали ряженных. Старались принять их в доме и не закрывали ворота.
сочни кварнянь считается хорошим знаком. Их кушают сами, дают домашним животным, чтобы те были здоровы и с приплодом. В последний раз их выпекают перед Крещением, когда провожают духов вожо. Считается, что они покидают мир людей. И в этот день последний раз ходят ряженные.

Слайд 11

Ряженые за угощение желали хозяевам: «Хлеба-напитков пусть будет полный стол», «Пусть хлеб

Ряженые за угощение желали хозяевам: «Хлеба-напитков пусть будет полный стол», «Пусть хлеб
уродится!», «Овес пусть удастся»; «С хлебом жить» . Цель этого обряда – урожай в огороде и поле, много скота во дворе и большая семья. Значит, достаток во всём!

Слайд 12

Библиография
1. Попова Е.В. Календарные обряды бесермян. Ижевск, 2004.
2. Попова Е.В. Символика

Библиография 1. Попова Е.В. Календарные обряды бесермян. Ижевск, 2004. 2. Попова Е.В.
и ритуальные функции пищи и трапезы в святочных обрядах бесермян // Ежегодник финно-угорских исследований. Ижевск, 2013. Вып. 3. С.78–92.
3. Фотографии из семейного архива.
Имя файла: Вожо---зимний-обряд-бесермян.pptx
Количество просмотров: 13
Количество скачиваний: 0