Слайд 2План лекции
Развитие политической мысли в античности и средневековье.
Смена парадигмы политического мышления: Н.
Макиавелли.
Эволюция политических идей в эпоху Просвещения и Нового времени.
Панорама политической мысли в ХХ веке.
Слайд 3Литература
1. Малько, А.В. Политология для юристов: учебник и практикум для академического бакалавриата
- М.: Юрайт, 2015. - 383 с.
2. Политология [Электронный ресурс]: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 591 с. - http://www.knigafund.ru/books/149351.
3. Мухаев Р.Т. Политология [Электронный ресурс]: учебник / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 663 с. - http://www.knigafund.ru/books/116270.
4. Политология [Электронный ресурс]: курс лекций / сост. А.В. Милежик; ДВЮИ МВД РФ. – Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2014. – 160 с.
5. Политология [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / сост. И.В. Манацков. – Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2014. – 168 с.
Слайд 41. Развитие политической мысли в античности и средневековье
Три периода в истории
формирования
политологии
Предыстория политологии – от античности до ХVIII века (Платон, Аристотель, Н.Макиавелли, Ж. Боден, Ш. Монтескье).
ХIХ век – период становления политологии (А.Токвилль, О.Конт, К.Маркс).
Современный период политологии ХХ век – начало XXI века, на который приходится собственно история политической науки.
Слайд 5Характерные черты политических учений Древней Греции и Древнего Рима:
постепенное освобождение политических
взглядов от мифологической формы;
становление их как относительно самостоятельной части философии;
всесторонний анализ устройства государства, классификация его форм;
поиск и определение идеальной формы правления.
Ведущие мыслители этого периода: Гомер, Соломон, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Цицерон и др.
Слайд 6Основные положения политического учения Платона (427 – 347 гг. до н.э.)
Существует
вечный и неизменный мир идей и мир явлений; последний искаженная копия мира идей.
Общество является отражением вечных идей, существующих независимо от действительности; непосредственная форма его существования – государство.
Идеальное общество состоит из трех сословий: правителей философов; воинов-стражей; ремесленников и земледельцев.
Слайд 7Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души: разумному, яростному
и деловому (справедливое правление, защита общества, создание материальных благ).
Государство регулирует всю жизнь общества. Идеальным государством является совершенная аристократия. Другие формы государства – тимократия, олигархия, демократия и тирания – несовершенны.
Платон первым указал на взаимосвязь политики и государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).
Слайд 8Политическая теория
Аристотеля (382 – 322 гг. до н.э.)
Была более реалистичной чем
у Платона, т.к. обобщала опыт существования 158 греческих полисов.
Государство – результат естественного развития, а не божественного промысла, и тем отрицал существование идеального государства.
Город-государство - высшая форма общения людей.
Главная цель государства – достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан
Слайд 9Политическая мысль Древнего Рима (Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.)
Государство
есть «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.
В основе их согласия лежат присущие человеческой природе качества – разум и справедливость, которые составляют естественное право, высший, истинный закон.
Закон распространяется на всех людей и призывает к исполнению долга.
Наилучший смешанный режим: монархия, аристократия и демократия.
Слайд 10Особенности политических учений Средневековья:
перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства
к церкви, к проблемам религии, безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;
политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретали форму законов;
социально-политическая мысль развивалась усилиями религиозных деятелей;
обоснование теологической теории появления государства и политической власти.
Ведущие мыслители этого периода: Августин Блаженный, Фома Аквинский, Иоанн Солсберийский и др.
Слайд 11Основы христианской политической доктрины Августина (354 – 430 гг.)
Вся история человечества –
это борьба между «градом Божьим» (его населяют праведники и ангелы, а высшим выражением является церковь) и «градом земным» (грешники и дьяволы).
Единственное спасение человека – в приобщении к Богу, христианской добродетели.
Церковь – верховный арбитр земных интересов.
Слайд 12Взгляды богослова
Фомы Аквинского (1226 – 1274 гг.)
Государственная власть происходит от
Бога и потому должна быть подчинена духовной.
Сущность власти божественна, а формы ее реализации определяются самими людьми.
Возмущение народа против власти монарха является смертным грехом, поскольку равносильно выступлению против Бога.
Светская власть, в свою очередь должна следовать христианским заповедям и не угнетать народ в противном случае свержение тирана является правомерным.
Слайд 132. Смена парадигмы политического мышления: Н.Макиавелли (1460 – 1527 гг.)
Характерные черты политической
мысли эпохи Возрождения и Реформации:
освобождение политической науки от теологии и стремление создать чисто светскую теорию;
развитие гуманистических начал в политической теории;
анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни;
обоснование революционных форм и методов переустройства общества.
Слайд 14Ведущие мыслители этого периода:
Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Компанелла,
Ж. Боден,
Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк,
Б. Спиноза и др.
Слайд 15Н. Макиавелли родоначальник
политической науки
В работе «Государь» (1513) и «Размышления о первой
декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии.
Участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука – это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач.
Слайд 16Вклад Н.Макиавелли
в политическую науку
Политическая сфера самостоятельна, ее содержание определяет власть. Власть
во всех проявлениях – предмет политической науки.
Она должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за фактами. Метод политического реализма, освободил ее от религии.
Слайд 17Государство он рассматривал как политическую форму организации общества. Формы государства сменяют друг
друга, отражая тем самым состояние общества.
Сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которого лежит идея кругооборота, взаимоотношения добра и зла.
- Тирания, олигархия, охлократия – «дурные во всех отношениях».
- Монархия, аристократия, демократия – «хороши сами по себе».
Слайд 18Отделил политику от морали. Политика, по его мнению, не должна основываться на
моральных принципах, а исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации.
Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом».
Слайд 193. Эволюция политических идей
в эпоху Просвещения и Нового времени
Общая характеристика политических
теорий Нового времени (XVI-XIX вв.)
Они отражали требования зарождающейся буржуазии и обосновывали противоестественность и неразумность существовавших феодальных политических порядков и учреждений.
Были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства.
Слайд 20
Они отражали требования зарождающейся буржуазии и обосновывали противоестественность и неразумность существовавших феодальных
политических порядков и учреждений.
Были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства.
Слайд 21
Исходили из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми
правами (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства).
Все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.
Слайд 22Особенности и характерные черты политических учений эпохи Просвещения и Нового времени:
формирование
либеральной политической идеологии;
обоснование необходимости разделения властей;
характеристика правового государства;
анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;
формирование концепции прав человека и гражданина.
Ведущие мыслители этого периода:
Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель и др.
Слайд 234. Панорама политической мысли
в ХХ веке
Современная политическая наука в своем развитии
прошла три этапа:
Первый этап (конец XIX – конец 40-х гг. XX вв.) характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ. В этот период увидели свет:
теория заинтересованных групп (А. Бентли);
теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);
социологическая теория государства (М. Вебер);
теория олигархизации власти (Р. Михельс);
психологическая теория власти (Г. Лассуэл).
Слайд 24 Второй этап (конец 40-х – вторая половина 70-х гг. XX в.)
характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства.
Результатом деятельности ученых в ходе этого этапа стали:
новая теория демократии (И. Шумпетер);
плюралистическая теория демократии (Р. Даль);
теория партиципаторной демократии
(К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);
концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу,
О. Тоффлер).
Слайд 25 Третий этап (середина 70-х гг. XX в. – н. вр.) характерен
разработкой и развитием новых парадигм политической науки.
В этот период были разработаны:
футурологическая концепция единого мирового государства (С. Кларк, К. Сон);
концепция постиндустриального общества
Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);
концепция информационного общества
(О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);
концепция национального интереса
(Г. Моргентау);
теория элитарной демократии;
силовая концепция власти.
Слайд 26 Теория рациональной бюрократии
М. Вебера
Самой эффективной системой государственной организации М.Вебер считал
бюрократию, поскольку она основывается на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине.
Слайд 27Характеристики идеального типа бюрократии
Разделение труда, обусловленное правилами и законами;
Подчинение нижестоящих должностных лиц
вышестоящим;
Назначение служащих на основе профессиональной квалификации, а не выборов;
Оплата труда в соответствии с рангом;
Работа в госучреждении основное занятие;
Служащий не является владельцем учреждения;
Смещение с должности осуществляется вышестоящим органом.
Слайд 28Теория плебисцитарной демократии
Слабость институтов представительной демократии компенсируется усилением авторитарной власти харизматического лидера,
которого отличают исключительные способности, доблесть, вызывающие к нему со стороны населения абсолютную преданность и веру.
Харизматический лидер опирается на прямую поддержку народа в борьбе против усиливающейся и не подотчетной ни перед кем бюрократии.
Слайд 29
В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы:
англо-американская – разрабатывает проблемы политической
модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари,
Р. Дарендорф);
французская – занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры
(М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон);
Слайд 30немецкая – занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и
правового государства (Г. Майер, И. Флетчер);
польская – проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).