Возникновение Нового Года

Слайд 2

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРАДИЦИИ

Традиция отмечать новый год возникла в Месопотамии в IV тысячелетии до н.э.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРАДИЦИИ Традиция отмечать новый год возникла в Месопотамии в IV тысячелетии

Праздник начинался в день весеннего равноденствия, 21 марта, когда в реках Тигр и Евфрат прибывала вода, что означало начало нового земледельческого цикла.
В Вавилоне празднование длилось 12 дней и посвящалось светлому богу неба Мардуку, одержавшему победу над холодом и смертью.
Традиция была перенята иудеями, а от них — греками.

Слайд 3

Праздник в царской России

В царской России 1 января был установлен как нерабочий

Праздник в царской России В царской России 1 января был установлен как
день законом от 2 июня 1897 года под названием «О продолжительности и распределении рабочего времени на заведениях фабрично-заводской промышленности»

Календарь москвички / тема и рисунки В.Россинского/ на 1914 г.

После смерти Петра I и его супруги празднование нового года стало угасать, превратившись в дополнение религиозного праздника рождества.

В России всенародно и широко праздновались святки: праздничные дни, длящиеся от праздника рождества до праздника крещения, включавшие в себя «разрешение на вся»: на колядование со звездой, на гаданья, на саночные катанья, на маскарады, на пиры.

С 24 декабря до 6 января в России ставили балаганы, карусели; в XIX веке устраивались катки, украшенные иногда ледяными дворцами; цирк-зверинец, лотереи, проводились пантомимы, игрались спектакли, танцевальные вечера, играли оркестры, жглись фейерверки.

Слайд 4

ДЕД МОРОЗ

В своих истоках это языческая персонификация восточными славянами сил природы (зимы и мороза) и волшебник.

ДЕД МОРОЗ В своих истоках это языческая персонификация восточными славянами сил природы
Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. 

«Дед Мороз», В.М.Васнецов, 1885.

В литературную традицию Дед Мороз входит в 1841 году — с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза
Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям

Слайд 5

СНЕГУРОЧКА

В нём видны языческие корни этого персонажа: «Снегурка названа так потому, что

СНЕГУРОЧКА В нём видны языческие корни этого персонажа: «Снегурка названа так потому,
родилась из снега».
В 1873 году А.Н.Островский, под влиянием этих трудов пишет «весеннюю сказку» - пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда Мороза и Весны-Красны, вскоре пьеса была напечатана в «Вестнике Европы» и поставлена в Большом театре. 
В 1879 году за создание оперы по пьесе А. Н. Островского берется Н.А.Римский-Корсаков; завершенная в 1881 году и впервые поставленная в 1882 году опера Римского-Корсакова имела громадный успех…
До революции 1917 г. Снегурочка была представлена на елках достаточно широко: куклы снегурочки вешались на елку, девочки в костюме Снегурочки участвовали в празднике, Но в роли ведущей Снегурочка в эти годы никогда не выступала.
В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике елки в московском Доме Союзов. Она становится его помощницей и посредницей между ним и детьми

В русском фольклоре Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1867 году А.Н.Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу»

В. М. Васнецов. «Снегурочка», 1899 г.