ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕНЬ БИБЛИОТЕК

Слайд 2

 

Александрийская библиотека - самая знаменитая библиотека древности- основана в начале III

Александрийская библиотека - самая знаменитая библиотека древности- основана в начале III века
века до нашей эры, во время правления царя Египта Птолемея II Филадельфа. Здесь хранилось, предположительно, от 400 тыс. до 700 тыс. папирусных свитков. Первым хранителем библиотеки был Зенодот Эфесский, после него Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский.
Известно, что Александрийская библиотека неоднократно страдала от пожаров. Так, при взятии Александрии легионами Юлия Цезаря в 48 – 47 гг. до н. э., в городе бушевал страшный пожар, и часть книг сгорела. Считается, что здание библиотеки было восстановлено и, после этого, она просуществовала еще более трех веков.
Библиотеки Древнего Востока   На территории современного Ирака, в государстве Шумер библиотеки существовали более 50 веков назад. В середине III тысячелетия до н.э. шумеры изобрели клинопись, которую впоследствии с определенными изменениями применяли в Ассирии, Вавилоне, Финикии, Урарту и других государствах. Первые учебники клинописи, составленные в XVIII в. до н.э., копировались почти без изменений более тысячи лет и найдены при раскопках Ниневийской библиотеки Ашшурбанипала, созданной две с половиной тысячи лет назад.
В Вавилонском царстве библиотеки создавались при храмах, во дворцах правителей, при школах. Ни в одной стране Древнего Востока археологи не нашли столько юридических документов, как на территории городов этого царства. Особое место среди находок занимает сборник законов царя Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 г. до н.э. и при котором Вавилон достиг наибольшего процветания и могущества.  Библиотеки Древнего Египта пережили свой расцвет во II тыс. до н.э. Они размещались по всей стране, во дворцах и храмах. Над входом в знаменитую библиотеку храма Рамессеум, который построил фараон Рамзес II, была высечена надпись «Аптека для души».
Библиотека Ивана Грозного- легендарная коллекция книг и документов, последним владельцем которой был царь Иван IV Грозный. Считается, что она была утрачена или спрятана. Поиски библиотеки с перерывами ведутся уже несколько столетий, однако она по сей день не найдена. Неоднократно высказывались сомнения в самом существовании царского книгохранилища. Многие из исследователей этого вопроса пришли к выводу, что оно, скорее всего, погибло в результате пожаров или во времена Смуты. Либерея является темой и источником многочисленных слухов и спекуляций. Вследствие этого на сегодняшний день выдвинуто более 60 гипотез о её местонахождении.

Слайд 3

Художественный образ библиотеки и библиотекаря

Судьба библиотекаря – смотреть в

Художественный образ библиотеки и библиотекаря Судьба библиотекаря – смотреть в книгу! Видеть
книгу! Видеть в книге собственное отражение или самому отражаться от книги. Такая жизнь сформировала определенный стереотип. И, как показывают примеры из художественной литературы, порой неадекватный в глазах писателей, журналистов, тех, кто озвучивает и предопределяет общественное мнение.
Зарубежные авторы используют в детективах образ библиотеки как загадочного, мистического пространства, свойства которого нагнетают атмосферу таинственности, а библиотекарь в них - второстепенный персонаж.
В отечественной литературе библиотека , как правило, - «дружественное» учреждение, библиотекарь же чаще всего является одним из главных действующих лиц. Каков же традиционный образ библиотекаря в художественной литературе?

Слайд 4

Борхес, Х. Вавилонская библиотека. / Х. Борхес.- Харьков: Фолио, 1999 г.- 225

Борхес, Х. Вавилонская библиотека. / Х. Борхес.- Харьков: Фолио, 1999 г.- 225
с.
Автор утверждает, что Библиотека — это то же, что и Вселенная. Состоит она из огромного числа шестигранных галерей, устройство каждой
из которых неизменно. Библиотекарь, рассказывающий нам о Библиотеке, много путешествовал в поисках книги. И это позволило ему открыть закон Библиотеки: все книги состоят из одних и тех же элементов, и во всей Библиотеке нет двух одинаковых книг. И был сделан вывод: Библиотека всеобъемлюща, то есть содержит все, что поддается выражению на всех языках . Библиотека существует извечно и объемлет все существующие книги. И это лишь одно из представлений об окружающем нас Мире.

Глядя на героиню этого романа, библиотекаря Наталью Петровну Горбачеву, «люди думали, что она похожа на книжного жучка и что в ее голове только номера каталога. Другим она казалась большой уродливой буквой...   Наталья Петровна Горбачева не спасала ни свою жизнь, ни добро, ни революцию. Она спасала книги. Она была одинока, немолода и некрасива. Никто не знал даже, как ее зовут – говорили: библиотекарша.
В начале революции она ошеломила город. Она отстояла книги и от людей, и от огня.  Когда голодная, измученная, она была готова была пасть духом, то раскрывала «Лоджи» Рафаэля, и замирала в темной холодной библиотеке перед той красотой, которую не вмещали ни громкие годы, ни маленькое человеческое сердце.
Согласитесь, чистый, святой образ.

Эренбург, И. Г. Бурная жизнь Лазека Ройтщванеца / И. Э. Эренбург.- М.: Кристалл, 2002.- 256 с.

  

Бабель, И.Э. Сочинения. В 2-х т. Т.1. Публичная библиотека / И.Э. Бабель.– М.: Художественная литература, 1990. - 478 с.   

  Пренебрежительное отношение этого талантливого автора к библиотеке и библиотекарю вызывает удивление:    «То, что это царство книги, чувствуется сразу. Люди, обслуживающие библиотеку, прикоснулись к книге, к отраженной жизни и сами как бы сделались лишь отражением живых, настоящих людей. Даже служители в раздевальной загадочно тихи, исполнены созерцательного спокойствия, не брюнеты и не блондины, а так – нечто среднее. « У них чистые серые костюмы, корректность во взорах и тягостная медлительность в движениях… Они плохо одеты, тощи до крайности. Они говорят привычным шепотом…Похоже на то, что фанатически ими владеет какая-то мысль, миру неизвестная». Автор считает, что в библиотеке работают чудаки, углубленные в непонятные размышления.

Чапек, К. Куда деваются книги. Избранное: Рассказы. Очерки. Афоризмы. / К. Чапек. – М.: Прогресс, 1982. – 382 с.,
   Все мы любим рассказы, юморески писателя. Смешливо-добродушная улыбка появляется, когда читаешь эту миниатюру. «Иной человек, как говорится, ни к чему не может себя пристроить. Такие никчемные создания обычно поступают на службу куда-нибудь в библиотеку или редакцию. Тот факт, что они ищут себе заработок именно там, говорит о неком тяготеющем над ними проклятии. Я тоже одно время принадлежал к таким никчемным созданиям и тоже поступил в одну библиотеку. Правда, карьера моя была весьма непродолжительна и мало успешна: я выдержал там всего две недели. Однако могу все же засвидетельствовать, что обычное представление о жизни библиотекаря не соответствует действительности. По мнению публики, он весь день лазает вверх и вниз по лесенке, как ангелы в сновидении Иакова, доставая с полок таинственные, чуть не колдовские фолианты, переплетенные в свиную кожу и полные знаний о добре и зле. На деле бывает немного иначе: библиотекарю с книгами вообще не приходится возиться,– разве что измерит формат, проставит на каждой номер и как можно красивей перепишет на карточку титул». Герой- библиотекарь у Чапека карикатурен, но не чувствуется обиды на автора, потому что доброта – определяющая черта его творчества.

Слайд 5

Шукшин, В. М. До третьих петухов: Сказка про Ивана-дурака, как он ходил

Шукшин, В. М. До третьих петухов: Сказка про Ивана-дурака, как он ходил
за тридевять земель набираться ума – разума / В.М. Шукшин. – М.: Сов. Россия, 1980. – 96 с.
   В сказке ожившие литературные герои называют библиотекаря «вульгарите», да и содержание разговора, который она ведет, не только не привлекает к героине поклонников, а совсем даже наоборот, делает образ женщины библиотекаря примитивным и пошлым: «Как-то в одной библиотеке, вечером, часов этак в шесть, заспорили персонажи русской классической литературы. Еще когда библиотекарша была на месте, они с интересом посматривали на нее со своих полок – ждали. Библиотекарша напоследок поговорила с кем-то по телефону... Говорила она странно, персонажи слушали и не понимали. В этом диалоге -вся героиня. Автор не называет даже ее имени. Она – идеалистка. Далее героиня перессказывает еще несколько диалогов со старым читателем и с его сыном, ставшим тоже читателем ее библиотеки. Действительно убеждаешься, что ни возраст, ни жизненные невзгоды не изменили ее романтического восприятия мира.

Солженицын, А.И.  Раковый корпус / А.И.   Солженицын. – М.: Худож. лит., 1990. – 462 с.
Один из персонажей некто Алексей Филиппович Шулубин – в молодости боевой командир, позже «красный профессор» – преподаватель философии. Он избежал сталинских лагерей, но на воле прошел все стадии запугивания, унижения. В действии герой романа – библиотекарь, полностью сломленный, несчастный человек. Профессия библиотекаря оказалась тем крайним пределом, до которого можно было унизить человека. Вот что он говорит о своей жизни и своей настоящей работе:     «...Скажите, разве человек – бревно?! Это бревну безразлично – лежать ли ему в одиночку или рядом с другими брёвнами. А я живу так, что если потеряю сознание, на пол упаду, умру – меня и несколько суток соседи не обнаружат... я по-прежнему остерегаюсь, оглядываюсь!»

Толстая, Н.Н. Двое: повесть /  Н.Н. Толстая, Т.Н. Толстая.– М.: Подкова, 2001. – 480 с.
«Светлана работала библиографом в центральной библиотеке, сидела в углу за столиком. До этого три года оттрубила в новых поступлениях. Дальнозоркий взгляд читателя, оторвавшегося от ученых записок, блуждая по стеллажам, натыкался на Светлану, но не задерживался на ней. Худенькая, бесцветная, незамужняя…».
К сожалению, нет ничего более вечного, чем общественные стереотипы. Но в этой же повести нам демонстрируется совершенно другой психотип профессии: активист, борец за собственное место под солнцем,
что не типично для женщины. На сцене появляется библиотекарь – мужчина…  

Улицкая, Л. Сонечка: повесть / Л.Е. Улицкая.- М.: ЭКСМО-пресс, 2001.- 127 с.
Людмила Улицкая вывела яркий, удивительно самозабвенный характер библиотекарши Сонечки. Описывается «безмятежная душа» главной героини, закутанная «в кокон из тысяч прочитанных томов», и в то же время отмечается, что «Сонечкино чтение, ставшее легкой формой помешательства», происходило отчасти из-за отсутствия собственного воображения.
Героиня "Сонечки", как в многолетнем обмороке, запоем читает книги, но реальность жизни — любовь, семья, материнство - выбивает ее из чтения… Наступает старость: умирает муж, уезжает дочь, — и она возвращается душой к великой литературе, которая дает пищу для души, примирение, наслаждение.

Костова, Э. Историк / Э. Костова.- М.: Прогресс, 2006.- 324 с.
Образ библиотеки обновляется и углубляется в романе на широком историческом материале в контексте идей Х.Л. Борхеса и У. Эко. Молодая женщина-историк хотела узнать больше о своей семье и открыла старинную рукопись. И теперь ей предстоит по крупицам загадочных недомолвок и обрывочных воспоминаний воссоздать картину жизни трансильванского «князя тьмы» и пройти по бесконечному пути его страстей и страданий.Библиотека в романе Э. Костовой – аналог драгоценного саркофага Дракулы .
Книги – освящённая, могущественная земля, без которой вампир нежизнеспособен. Дракула у Э. Костовой весьма дорожит своей библиотекой. Феномен библиотеки разворачивается в романе во всезначимый и всеобъемлющий образ.
«Историк» Э. Костовой- шедевр, которому критики прочат судьбу «Кода да Винчи». Интригующая и захватывающая смесь загадок прошлого, мистики и реальности! Роман вышел в США в 2005 г. и был переведён более чем на 30 языков.

Слайд 6

Образы библиотек, библиотекарей и библиофилов в художественной литературе весьма интересны и

Образы библиотек, библиотекарей и библиофилов в художественной литературе весьма интересны и противоречивы.
противоречивы.   Это тип библиотекаря-праведника, «святоши», библиотекаря-идеалиста, мечтающего приобщить всех читателей к «разумному, доброму, вечному».
Но чаще писатели все же выражают «огромное чувство благодарности к задумчивым, но неунывающим девушкам-библиотекарям», преклоняются перед пожилыми библиотекаршами, перед их «нестареющим сердцем».
Описывая посещения библиотек, многие авторы пользуются удивительно схожими оборотами: «Не знаю, как вам, читатель, а мне везло на хороших библиотекарей».
В российской современной литературе образ библиотекаря наделяется высоким интеллектуальным потенциалом. А типаж нового русского библиотекаря- умная, решительная современная женщина, обладающая прекрасным чувством юмора, способная посмеяться над собой.
Современный герой- библиотекарь гордится собой, своим трудом, и в художественной литературе появляются другие литературные характеры, которые становятся образцом для подражания.

Слайд 7

День библиотекаря в НБ СурГУ

Награждение лучших…

День библиотекаря в НБ СурГУ Награждение лучших…

Слайд 8

Всероссийский день библиотек

Спортивные соревнования – 2000 г.

Конкурс профессионального мастерства- 1999

Всероссийский день библиотек Спортивные соревнования – 2000 г. Конкурс профессионального мастерства- 1999 г. Праздник- 2010
г.

Праздник- 2010

Имя файла: ВСЕРОССИЙСКИЙ-ДЕНЬ-БИБЛИОТЕК.pptx
Количество просмотров: 130
Количество скачиваний: 0