Введение в изучение философии наук

Содержание

Слайд 2

Что такое конспект и зачем его писать?
Разные задачи – разные типы конспектов
«общий

Что такое конспект и зачем его писать? Разные задачи – разные типы
конспект» – знакомство с общей идеей автора или работы (задача – зафиксировать логику автора, чтобы можно было ее восстановить в полном объеме);
«специальный / тематический конспект» – поиск материала для конкретной научной задачи (комментарий, биографические данные и т.д.)
Такой конспект – результат работы с чужим текстом,
Цель – фиксация чужой мысли
Путь – от большого текста к конспекту

Слайд 3

Что такое конспект и зачем его писать?
НО:
конспект может быть и продуктивным

Что такое конспект и зачем его писать? НО: конспект может быть и
жанром
План-конспект как заготовка будущей работы
Путь – от конспекта к большому тексту
Задача – продумать собственную логику

Слайд 4

Творческие планы-конспекты

Онѣгинъ
Часть Первая    Предисловіе
I пѣснь Хандра Кишеневъ, Одесса
II Поэтъ Одесса 1824
III Барышня Одесса. Мих. 1824
Часть Вторая
IV пѣснь

Творческие планы-конспекты Онѣгинъ Часть Первая Предисловіе I пѣснь Хандра Кишеневъ, Одесса II
деревня Михайлов.   1825 1826.
V Имянины Мих. 1825.
VI Поединокъ Мих. 1826
Часть третья                            Мих. 1827. 8.
VII пѣснь Москва. П. Б. Малинн.Моск. 1829.
VIII Странствіе Павл. Болд.
IX Большой свѣтъ Болд.
Примѣчанія
Кишеневъ                             Болдино
1823 год. 9 мая            ———          1830 25 сент.
————————                   
26 сент. АП
Аул.
Пленник.
Дева.
Любовь.
Бешту
Черкесы
Пиры
Песни
Воспоминанья.
Тайна. —
Набег
Ночь
Побег.
Гарем  Мария  Гирей и Зарема  Монах — Зарема и Мария  Ревность. Смерть М. и Зар<емы>  Бахчисарай<ский> Ф. 

Слайд 6

Формы конспектов

План-конспект
обозначение основных тезисов/тем в порядке их логической развертки;
пункты и подпункты;
высокая

Формы конспектов План-конспект обозначение основных тезисов/тем в порядке их логической развертки; пункты
степень абстракции;
преимущественно свои формулировки
главное – собственно логика развития мысли
Цитатный/текстуальный конспект
«записи и выписки»: основные, опорные цитаты;
воспроизведение «голоса автора»
важнее не общая логика, а конкретные суждения
Смешанный конспект = план + цитаты

Слайд 7

Как можно структурировать текст?

пометы для себя – тэги (ключевые слова),

Как можно структурировать текст? пометы для себя – тэги (ключевые слова), комментарии,
комментарии, пояснения непонятных слов.
Нумерация, списки – графичность.
Сама структура помогает быстро воспринимать и считывать нужное.
Отбивки
Система значков (NB!)
Выделение цветом разным.

Слайд 8

Г. О. Винокур (1896 –1947)
«Введение в изучение филологических наук» (1945)

Г. О. Винокур (1896 –1947) «Введение в изучение филологических наук» (1945)

Слайд 9

1916 –1920: учеба в Московском университете
(Д. Н. Ушаков, Московская диалектологическая комиссия)
Московский

1916 –1920: учеба в Московском университете (Д. Н. Ушаков, Московская диалектологическая комиссия)
лингвистический кружок
(МЛК: Р. О. Якобсон, О. М. Брик, Б. И. Ярхо, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, С. М. Бонди, А. А. Реформатский) (1915 –1924)
Государственная академия художественных наук (ГАХН); влияние идей Г. Г. Шпета, книги «Биография и культура», «Критика поэтического текста» (1927)
Участие в работе над Полным собранием сочинений Пушкина (1937 –1947), «Словарь языка Пушкина»

Слайд 10

Параграф 3. Филология как обработка текста

Тэги: письменные памятники, источники, вспомогательная (внешняя)

Параграф 3. Филология как обработка текста Тэги: письменные памятники, источники, вспомогательная (внешняя)
работа, свой материал, отделимость от науки
Филология как «обработка» письменных памятников
В чем отличие естественных и гуманитарных наук?
Что входит в процесс обработки памятников? Когда письменный памятник становится источником?
Из этого следует, что критика источников – первый шаг, а значит:
Дискуссионный вопрос о вспомогательном характере Ф.
Есть ли у филологии свой материал?
Раз материала нет, то встает вопрос о самостоятельности Ф. как науки? Может быть, это просто ремесло, рабочий прием (на службе у другой науки)
Отделима ли филология - «рабочий прием» от «чистой науки»?
Резкая полемика В. с теми, кто считает Ф. не высокой наукой: неотделимость приема от науки.
Филолог так же необходим историку, как и обратно!
Апология высокого искусства Ф. (пример из Слова о полку Игореве). Филолог всегда роется в черновом сыром материале.

Слайд 11

Филология как обработка текста

Тэги: письменные памятники, обработка текста, вспомогательные дисциплины, источник исследования,

Филология как обработка текста Тэги: письменные памятники, обработка текста, вспомогательные дисциплины, источник
филология и история, филологический метод
Филология как изучение письменных памятников
1) Основной источник для наук об обществе — письменные памятники, которые подлежат предварительной обработке — текстологической и комментаторской:
«Его нужно прочесть, перевести, датировать, освободить от разнообразных возможных в нем наслоений в виде описок и вставок <…> объяснить отдельные непонятные слова или выражения, раскрыть значение собственных имен и названий…» (С. 16)
2) Эта работа с текстом требует привлечения методов и сведения из разных наук, однако, на первый взгляд, все равно остается вспомогательной: «она есть не что иное, как применение сведений, заимствуемых из разных областей знания, к конкретной практической задаче» (С. 17) — подготовке издания. → у филологии нет своего материала.
3) Но отделима эта «вспомогательная работа» от собственно научных задач?
Невозможно произвести «обработку текста» без всестороннего изучения этого памятника → решение практической задачи прямо связано с подлинным научным анализом (пример из «Слова о полку Игореве»)
4) Работа с материалом — основа любой научной работы, практика и теория в филологии неотделимы друг от друга.

Слайд 12

Задание к 9 октября
1) Конспект любых 3 параграфов книги Винокура
NB! Срок сдачи:

Задание к 9 октября 1) Конспект любых 3 параграфов книги Винокура NB!
0.15, ночь с 4-го на 5 / 5-го на 6-е октября (группа 11/ф)
LMS + почта
2) Прочитать статью:
Гаспаров М. Л. Фет безглагольный // Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. М., 1997. С. 21–32
http://www.philology.ru/literature2/gasparov-97c.htm
и приготовиться ее реферировать
Имя файла: Введение-в-изучение-философии-наук.pptx
Количество просмотров: 198
Количество скачиваний: 0