Вводный урок по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Собранье пестрых глав»

Содержание

Слайд 2

Одесса. 1823 год. Южная ссылка. Из писем А.С.Пушкина Вяземскому

«Я теперь пишу не

Одесса. 1823 год. Южная ссылка. Из писем А.С.Пушкина Вяземскому «Я теперь пишу
роман, а роман в стихах – дьявольская разница. Пишу его с упоением, что уже давно со мной не было…
Не знаю, пустят ли этого бедного Онегина в небесное царство печати. Хотелось бы…»

Слайд 3

«Разноголосье» мнений о романе

А.Бестужев упрекал роман в
“легковесности”
Н.Раевский нашел в

«Разноголосье» мнений о романе А.Бестужев упрекал роман в “легковесности” Н.Раевский нашел в
романе “сатиру и цинизм”
В.Жуковский и К.Рылеев не поняли
замысла “веселого романа”

Пле

Слайд 4

Плетнёв восхищён 1гл. : «Онегин твой будет карманным зеркалом петербургской молодёжи»

В. Г.

Плетнёв восхищён 1гл. : «Онегин твой будет карманным зеркалом петербургской молодёжи» В.
Белинский: «…энциклопедия русской жизни»

А. Дельвиг: «Горю нетерпением читать продолжение его… . Целую крылья твоего ГЕНИЯ… .»

Слайд 5

Герой романа в оценке критики

Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и

Герой романа в оценке критики Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность
пошлость жизни».
В.Г. Белинский
Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.
А.И. Герцен
Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации».
Н.А. Добролюбов

Слайд 6

Работа над романом длилась
7 лет
4 месяца
17 дней
начало – Кишинёв,

Работа над романом длилась 7 лет 4 месяца 17 дней начало –
Одесса, 1823г.
окончание – Болдино, 1830г.

Слайд 7

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
Что ж непонятная грусть тайно тревожит

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. Что ж непонятная грусть тайно
меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный, Плату приявший свою, чуждый работе другой?
Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
Друга Авроры златой, друга пенатов святых?
1830

ТРУД

А. С. Пушкин.

Слайд 8

Система художественных образов

ОНЕГИН ТАТЬЯНА ЛЕНСКИЙ
П Р Е Д С Т А В Л

Система художественных образов ОНЕГИН ТАТЬЯНА ЛЕНСКИЙ П Р Е Д С Т
Я Ю Т О П Р Е Д Е Л Ё Н Н У Ю К А Т Е Г О Р И Ю О Б Щ Е С Т В А
«ВЫСШИЙ СВЕТ» ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО
ДВОРЯНСТВО
ЯВЛЯЮТСЯ ОБРАЗЦАМИ ОПРЕДЕЛЁННОГО НРАВСТВЕННОГО, ДУХОВНОГО, ЛИТЕРАТУРНОГО ТИПА
«ЛИШНИЙ ИДЕАЛ «РОМАНТИЧЕСКОЕ
ЧЕЛОВЕК» «РУССКОЙ ДУШИ» СОЗНАНИЕ»
ОБЪЕДИНЯЮТСЯ АВТОРОМ = ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛИЦОМ

Слайд 9

Сюжетно-композиционные особенности первого русского романа

I особенность

Сюжет

Онегин-Татьяна

Служит для развития основного конфликта романа

Не развивается,

Сюжетно-композиционные особенности первого русского романа I особенность Сюжет Онегин-Татьяна Служит для развития
помогает Татьяне понять Онегина

Ленский - Ольга

Слайд 10

II особенность

Главное действующее лицо – повествовательГлавное действующее лицо – повествователь =
=
лирические

II особенность Главное действующее лицо – повествовательГлавное действующее лицо – повествователь =
отступления
– составная часть сюжета

Спутник Онегина

Антипод Ленского –
поэта

Защитник «Татьяны
милой»

Слайд 11

III особенность


Патриархальное дворянство

«Энциклопедия русской жизни»

Высший свет

Патриархальное дворянство

Дворянство

Крепостное крестьянство

III особенность Патриархальное дворянство «Энциклопедия русской жизни» Высший свет Патриархальное дворянство Дворянство Крепостное крестьянство

Слайд 12

«Онегинская строфа»
14
строк

Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь.
Так воспитаньем, слава богу,
У нас

«Онегинская строфа» 14 строк Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь. Так
немудрено блеснуть.
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Учёный малый, но педант.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнём нежданных эпиграмм

Рифмы

Перекрестные
а б а б

Парные
а а б б

Опоясывающие
а б б а

Парные
а а

Слайд 13

4-хстопный ямб помогает передать эпические, разговорные интонации

4-хстопный ямб помогает передать эпические, разговорные интонации

Слайд 14

Композиция романа

Гл. I – развёрнутая экcпозиция
Гл. II – завязка второй сюжетной линии

Композиция романа Гл. I – развёрнутая экcпозиция Гл. II – завязка второй
(знакомство Онегина с Ленским)
Гл. III – завязка первой сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной)
Гл. VI – дуэль (кульминация и развязка второй сюжетной линии)
Гл. VIII – развязка первой сюжетной линии