Слайд 2Искусство XVII в. развивалось в тесной связи с идеями и традициями эпохи
Возрождения. Мастера замыкаются в рамках одного жанра. Возникают самобытные национальные школы. Важный принцип – синтез искусств, т.е. создание единого произведения выразительными средствами разных видов искусств. В дворцовых или храмовых ансамблях гармонично сочетались архитектура, живопись и декоративное убранство.
Слайд 3Устанавливается стиль б а р о к к о (от итал. странный,
причудливый). Название стиля появилось значительно позже и совершенно не отражает его глубинного смысла: эмоциональная выразительность, масштабность и насыщенность движением, сложность композиционных решений.
Слайд 5Лоренцо Бернини (1598-1680)
Скульптор и архитектор. Выполнял работы для собора Святого Петра в
Риме с 1624 г. до конца жизни. Создал монументальные статуи святых и папские надгробия, возвел кафедру в главном алтаре и киворий (надстройку) над могилой Святого Петра – удивительный пример единства скульптуры и архитектуры.
Слайд 19Пьяцца Сан-Пьетро, Ватикан
(Площадь перед собором Святого Петра)
Слайд 21Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)
Реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи,
один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени.
Слайд 26Продолжаются традиции нидерландского искусства. На ее основе складываются родственные, но самобытные фламандская
и голландская школы живописи. Разделение Нидерландов на Голландию (Республику Соединенных провинций), где большинство населения составляли протестанты и Бельгию (Католические Нидерланды), в просторечии – Фландрию.
Слайд 27Питер Пауль (Пауэл) Рубенс (1577-1640)
Был придворным художником герцога Монтуанского. Типичный представитель барокко.
В конце жизни имел мастерскую, многие картины написаны по его эскизам учениками.
Слайд 29«Портрет камеристки инфанты Изабеллы»
Слайд 31В XVII в. Голландия становится образцовой капиталистической страной. Высокого развития достигают точные
науки, искусство и литература. Живопись становится самым любимым видом искусства. Широкий спрос и связанная с этим конкуренция вызвали своеобразную специализацию художников (одни писали натюрморты, другие – портреты, третьи – жанровые сцены). Но общим было желание изобразить жизнь просто, без прикрас.
Слайд 32Художники отказываются от религиозных тем, обращаются к окружавшей их действительности, будничным событиям,
искусство адресовано простому человеку. Появилась «узкая специализация» по отдельным видам тематики.
Слайд 33Питер Клас (ок. 1597-1661)
Тонко и умело подчеркивает своеобразие каждого блюда, бокала, найдя
для любого из них идеальное соседство.
Слайд 35Виллем Клас Хеда (1594-1680/1682)
Царит живописный беспорядок. Писал «прерванные завтраки»: смятая скатерть, перепутанные
предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись.
Слайд 37Виллем Калф (1622-1693)
Изображал грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов.
Слайд 39Франс Халс (1581-1585 – 1666)
Не сохранилось ни одного рисунка, очевидно, писал без
предварительных эскизов.
Слайд 42Рембрандт Харменс ван Рейн
(1606-1669)
Автопортреты
Слайд 43«Автопортрет с Саскией на коленях»
Слайд 46Ян Вермер Делфтский (1632–1675)
Изображал бюргерский быт.
Слайд 47«Девушка с письмом у открытого окна»
Слайд 48«Девушка с жемчужной серёжкой» («Голова девушки», «Северная Джоконда»)
Слайд 50В конце XV в. завершилась Реконкиста (война за освобождение Пиренейского полуострова от
арабского владычества, длившаяся почти 8 веков) и образовалось единое Испанское королевство. Жестокая цензура в отношении искусства установлена Католической Церковью.
1580–1680-е гг. – «золотой» век испанской живописи.
Слайд 51Эль Греко (1541-1614)
Доменико Теотокопули. Ученик В. Тициана. Основатель и глава т о
л е д с к о й школы. Экзальтированные образы выражают кризисное состояние культуры Позднего Возрождения. Лица героев всегда удлиненные, аскетические, глаза посажены ассиметрично и широко открыты.
Слайд 54Хусепе Рибера (1591-1652)
Тематика: античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из
жизни святых.
Слайд 56Диего Веласкес (1599-1660)
Диего Родригес де Сильва Веласкес – вершина испанской живописи XVII
в. Придворный художник короля Филиппа IV. Писал на темы испанского быта, центральное место занимал портрет.
Слайд 58«Портрет инфанты Маргариты в розовом платье», «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье»
Слайд 59С конца XVII в. изобразительное искусство Испании переживает упадок.
Слайд 61Сформировался новый стиль –
к л а с с и ц
и з м (основан на произведениях искусства, которые признаны образцами совершенства, идеалом – как художественным, так и нравственным). Париж постепенно превращается из города-крепости в город-резиденцию. Облик Парижа отныне определяли не крепостные стены и замки, а дворцы, парки, регулярная система улиц и площадей.
Слайд 62Архитектура
Версаль
Луи Лево (ок. 1612–1670)
Жюль Ардуэн-Мансар (1646–1708)
Андре Ленотр (1613–1700)
Слайд 80Жюль Ардуэн-Мансар
Вандомская площадь, Париж (площадь окружена домами с одинаковыми фасадами. В центре
пл. Завоеваний, названная позже пл. Людовика Великого, вплоть до 1792 г. стояла конная статуя Людовика XIV. По приказу Наполеона I в 1806 г. на ее месте воздвигли колонну, созданную по подобию колонны Траяна в Риме)
Собор Дома инвалидов, Париж (комплекс зданий, построенных по приказу Людовика XIV)
Слайд 94Клод Перро (1613-1688)
Лувр (Восточный фасад), Париж