Слайд 2ХХVII век не случайно называют
«золотым веком живописи».
Это подтверждается высокими достижениями
многих

европейских школ. Среди них – знаменитая
Фламандская школа живописи.
Олицетворением этой школы является творчество певца борений и вакханалий Питера Пауэля Рубенса.
Прекрасным дополнением полотен Рубенса стали
работы Якоба Йорданса,
Антониса ван Дейка
и Франса Снейдерса.
Слайд 3РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль
(28 июня 1577, Зиген, Германия — 30 мая

1640, Антверпен)
фламандский живописец, рисовальщик,
глава фламандской школы живописи барокко.
Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение,
декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса
от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений.
Картины на религиозные и мифологические сюжеты
(«Снятие со креста», «Персей и Андромеда»),
историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи»),
проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных
сил пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов»),
полные живого обаяния портреты («Камеристка»).
Живописи Рубенса присущи уверенная свободная манера,
выразительная пластическая лепка, тонкость красочных градаций.
Слайд 4 «Туалет Венеры»
«Снятие с креста»
Портрет Изабеллы Брант
Художник с женой
на

фоне жимолости
«Союз Земли и Воды»
Слайд 5ЙОРДАНС (Jordaens) Якоб
(19 мая 1593, Антверпен — 18 октября 1678, там

же) - фламандский живописец. Жанровые и мифологические композиции с изображением полнокровных типов крестьян и бюргеров отличаются жизнеутверждающим чувственным восприятием мира, плотной энергичной манерой письма, теплым звучным колоритом («Сатир в гостях у крестьянина», «Бобовый король»).
Слайд 6 Аллегория изобилия Земли
Четыре евангелиста
Йорданс и семейство тестя.
Сатир у крестьянина

Бобовый король
Слайд 7Антонис ВАН ДЕЙК (van Dyck, Dijk)
(22 марта 1599, Антверпен — 9

декабря 1641, Лондон)- фламандский живописец. Работал также в Италии и Англии. Ученик П. П. Рубенса. Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты («Карл I на охоте», портрет Г. Бентивольо) замечательны тонким психологизмом и благородной одухотворенностью; религиозные и мифологические композиции в духе барокко.
Слайд 8Самсон и Далила
Кардинал Бентивольо
Портрет члена семьи Балби
Рыцарь с красной
повязкой
Карл

I Стюарт
Слайд 9СНЕЙДЕРС (Snyders, Snijders) Франс (1579-1657) –
фламандский живописец. Сотрудничал с П. П.

Рубенсом. Монументальные, декоративно-красочные натюрморты и анималистические картины (серия «Лавки»), проникнутые ощущением изобилия и богатства природы.
Слайд 11Развитие голландской художественной культуры ХVII в.
определялось новым общественным укладом, сложившимся
в результате религиозной

реформы – отказа от
католицизма в пользу протестантской веры.
Мастера Голландии работали по заказам горожан
и удовлетворяли вкусы зажиточных бюргеров,
ценивших более всех добродетелей спокойную
семейную жизнь и материальное благополучие.
Слайд 12РЕМБРАНДТ
(полн. Рембрандт Харменс ван Рейн, Rembrandt Harmensz van Rijn)
(15 июля

1606, Лейден — 4 октября 1669, Амстердам) –
голландский живописец, рисовальщик, офортист.
Новаторское искусство Рембрандта отличается демократизмом, жизненностью образов. Сочетая глубину психологической характеристики с исключительным мастерством живописи, основываясь на эффектах светотени, писал портреты («Ночной дозор», 1642); религиозные («Святое семейство», 1645) и мифологические («Даная», 1636) сцены.
Слайд 13Портрет мужчины с бородкой
Жертвоприношение
Авраама
Даная
Снятие с креста
Ночной дозор
Портрет Агаты

Бас
Слайд 14
Франс ХАЛС (Хальс, Гальс) (Hals)
(между 1581 и 1585, Антверпен — 26

августа 1666, Харлем) -нидерландский художник. Живописец-виртуоз, один из лучших портретистов 17 века.
Сын ткача. Учился (около 1600-03) у К. ван Мандера. Жил в Харлеме (член тамошней гильдии святого Луки с 1610). Его необычно свободная, размашистая манера письма способствовала сложению легенды о том, что Хальс привык писать в состоянии опьянения; однако современные мастеру источники об этом умалчивают, сообщая лишь, что он «жил в свое удовольствие». При жизни пользовался большой известностью и имел многих учеников, однако умер в бедности.
Слайд 15Веселый выпивоха
Поющий флейтист
Голландский кавалер
Цыганка
«Портрет молодого человека
с перчаткой»
«Мужской

портрет»
Слайд 16Ян Вермеер Делфтский (Vermeer van Delft)
(крещ.31 октября 1632, Делфт — похоронен

15.12 1675, там же)- голландский живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Небольшие картины из жизни горожан («Девушка с письмом», «Бокал вина»), пейзажи («Вид Делфта», «Улочка») отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха.
Слайд 17Географ
Девушка с жемчужиной
Улочка
Кружевница
Девушка с письмом
Христос у Марфы и Марии

Слайд 18Несмотря на все потрясения европейской Реформации,
Итальянская художественная культура сумела сохранить
традиционную религиозную

основу.
В итальянской живописи ХVII века
барокко успешно уживалось с реалистическими
тенденциями. Человек в искусстве барокко
представлен во всех сложностях
и контрастах духовных переживаний.
Слайд 19КАРАВАДЖО (Caravaggio) Микеланджело
(настоящее имя Микеланджело Меризи)
(28 сентября 1573, Караваджо —

18 июля 1610, Порто д'Эрколе, Тоскана), итальянский художник, реформатор европейской живописи 17 в., один из крупнейших мастеров барокко. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени. Живопись Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Положение во гроб»), мифологических («Вакх») и жанровых («Лютнист») картин.