Живопись Елизаветинского времени XVIII век – век портрета

Содержание

Слайд 2

Вишняко́в Иван Яковлевич (1699-1761)
Ученик Луи Каравака, Андрея Матвеева.
Предпочитал работать в формате парадного

Вишняко́в Иван Яковлевич (1699-1761) Ученик Луи Каравака, Андрея Матвеева. Предпочитал работать в
портрета.
Довольно архаичен (сохраняются традиции парсуны, плоскостность, неподвижные фигуры).
Самый рокайльный мастер (утонченное изящество, красота цвета).

Вишняков - Портрет Елизаветы Петровны 1743 ГТГ

Слайд 3

Вишняков – Портрет брата и сестры из семьи Фермор 1750 ГРМ

Вишняков – Портрет брата и сестры из семьи Фермор 1750 ГРМ

Слайд 4

В течение многих лет Вишняков возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений, государственного

В течение многих лет Вишняков возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений, государственного
учреждения, которое ведало в XVIII столетии строительными работами и декоративным убранством дворцов и церквей Петербурга и его пригородов. В должности мастера «живописной команды» Вишняков исполнял церковные образа, декорации для придворного театра, плафоны и росписи. Произведений Вишнякова почти не сохранилось.
Портреты детей Фермор — одни из немногих дошедших до нас работ художника. С 1746 по 1757 год Виллим Фермор, заведуя Канцелярией от строений, должен был часто иметь дело по службе с главою «живописной команды» Вишняковым и мог заказать ему портреты своих детей.

Вишняков - Портрет Вильгельма Фермор 1755-60 ГРМ

Слайд 5

Сарра Фермор – дочь шотландского дворянина на русской службе, генерала графа В.В.

Сарра Фермор – дочь шотландского дворянина на русской службе, генерала графа В.В.
Фермора, начальника Канцелярии от строений.
Согласно обычаям того времени, Сарра изображена как взрослая девушка, в торжественной позе и наряде придворной дамы, соответственно высокому положению ее семьи. Фон с тяжелой драпировкой, колонной и балюстрадой типичен для официального парадного портрета. Некоторая неловкость и скованность движений, напряженность позы не мешают созданию живого, поэтичного и трогательного образа девочки-подростка. Стилистически изображение выдержано в духе рококо, господствовавшего при елизаветинском дворе.

Слайд 6

Парный портрет Яковлевых, Михаила и Степаниды. Портрет был написан после свадьбы, состоявшейся

Парный портрет Яковлевых, Михаила и Степаниды. Портрет был написан после свадьбы, состоявшейся в 1756 году. Эрмитаж
в 1756 году. Эрмитаж

Слайд 7

Две единственные подписные работы И. Я. Вишнякова — портреты Николая Ивановича и

Две единственные подписные работы И. Я. Вишнякова — портреты Николая Ивановича и
Ксении Ивановны Тишининых (1755, Рыбинский музей-заповедник). Именно эти работы служат эталоном при атрибуции других его работ.

Слайд 8

Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Портрет написан И.Я.Вишняковым с соблюдением всех канонов парадного портрета

Портрет императрицы Елизаветы Петровны Портрет написан И.Я.Вишняковым с соблюдением всех канонов парадного
– большой формат, монументальная статичная композиция, последовательное и тщательное изображение всех царских регалий, акцентирование высокого социального статуса модели.
Художественные вкусы середины XVIII столетия и, в частности, формирующийся в русском искусстве стиль рококо оказали заметное влияние на устоявшиеся формы императорского портрета. Фигура и жест Елизаветы Петровны претендуют на легкость и изящество. В моду входит менее громоздкий и тяжелый, чем в начале столетия, наряд. На лице императрицы кокетливая улыбка, говорящая о добродушии и веселом нраве "любящей смехи и забавы" Елизаветы.

Слайд 9

АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716-1795)
Учился у Андрея Матвеева и Луи Каравакка. С

АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716-1795) Учился у Андрея Матвеева и Луи Каравакка. С
1739 работал в "живописной команде" Канцелярии от строений у И. Я. Вишнякова.
Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Петербурге и его пригородах (1744-1750), в Москве, Андреевского собора в Киеве (1752-1755).
С 1761 до конца жизни - главный художник Синода (надзиратель за живописцами и иконописцами).
Имел частную школу живописи, в которой занимался Д. Г. Левицкий.
Портреты, созданные мастером в традициях европейского парадного портрета, продолжают традиции парсуны, развивают стилистическую линию отечественного примитива с его яркой непосредственностью и правдивостью образов.
Много работал и в области камерного портрета.

Дрождин П.С. - Антропов с сыном перед портретом жены 1776 ГРМ

Слайд 10

Мария Андреевна Румянцева, урожденная графиня Матвеева (1698-1788), одна из самых выдающихся женщин

Мария Андреевна Румянцева, урожденная графиня Матвеева (1698-1788), одна из самых выдающихся женщин
России XVIII века. Жена генерал-аншефа графа А. И. Румянцева. Занимала видное положение при дворе: с 1744 года — статс-дама императрицы Елизаветы Петровны. Мать полководца графа П. А. Румянцева-Задунайского.
На портрете художник изобразил пожилую женщину с выразительными глазами, полную ясного ума и жизненной силы. Камерный портрет передает особенности лица модели и многочисленные детали костюма. М. А. Румянцева изображена со знаком отличия статс-дамы — портретом императрицы Елизаветы Петровны в бриллиантовом обрамлении. Точность в передаче внешности и окружающих предметов — характерная черта русского портрета этой эпохи.

Антропов - Портрет Румянцевой М.А. 1764 ГРМ

Слайд 11

Антропов - Портрет Бутурлиной А.В. 1763 ГТГ

Антропов - Портрет Измайловой А.М. 1759

Антропов - Портрет Бутурлиной А.В. 1763 ГТГ Антропов - Портрет Измайловой А.М. 1759 ГТГ
ГТГ

Слайд 12

Антропов - Портрет архиепископа Вениамина Пуцек-Григоровича 1761-75 ГРМ

Антропов - Портрет Дубянского Ф.Я.,

Антропов - Портрет архиепископа Вениамина Пуцек-Григоровича 1761-75 ГРМ Антропов - Портрет Дубянского
духовника Елизаветы 1761 Эрмитаж

Слайд 13

Антропов - Портрет Трубецкой Т.А. 1761 ГТГ

Антропов - Портрет Воронцовой А.К. 1763

Антропов - Портрет Трубецкой Т.А. 1761 ГТГ Антропов - Портрет Воронцовой А.К. 1763 ГРМ
ГРМ

Слайд 14

Великий князь Петр Федорович (1728–1762) – сын герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха и

Великий князь Петр Федорович (1728–1762) – сын герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха и
дочери Петра I Анны Петровны, с 1761 российский император Петр III. Свергнут с престола в результате дворцового переворота 1762 и убит в Ропшинском дворце под Петербургом.
Парадный портрет императора свидетельствует о большом профессиональном мастерстве живописца, умении скомпоновать фигуру в рост среди аксессуаров царственной обстановки с троном, регалиями царской власти, в роскошной мантии, с традиционной колонной. Император изображен одетым в мундир лейб-гвардии Преображенского полка, с офицерским нагрудным знаком и орденом святого Андрея Первозванного.

Антропов –
Портрет Петра III 1762 ГТГ

Слайд 15

АРГУНОВ Иван Петрович (1727 – 1802)
Крепостной графа П. Б. Шереметева, одного из

АРГУНОВ Иван Петрович (1727 – 1802) Крепостной графа П. Б. Шереметева, одного
богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково и Останкино под Москвой.
Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.
Учился живописи у Гроота.
Творчество Аргунова, в силу особенности его положения, отличается неровным характером. Рядом с первоклассными портретами, отражающими новейшие течения в изобразительном искусстве второй половины XVIII века, существуют архаические по своему художественному языку работы.
Портретист, писал иконы.

Аргунов – Автопортрет (?) 1760 ГРМ

Слайд 16

Аргунов – Богоматерь, Христос 1753 ГРМ

Аргунов - Умирающая Клеопатра 1750 ГТГ

Аргунов – Богоматерь, Христос 1753 ГРМ Аргунов - Умирающая Клеопатра 1750 ГТГ

Слайд 17

Аргунов - Портрет Шереметьева П.Б. 1760 Останкино

Аргунов - Портрет Шереметьевой 1760 Останкино

Аргунов - Портрет Шереметьева П.Б. 1760 Останкино Аргунов - Портрет Шереметьевой 1760 Останкино

Слайд 18

Шереметьева Анна 1768 Шереметьев Николай 1750-е Шереметьева Варвара 1768

Шереметьева Анна 1768 Шереметьев Николай 1750-е Шереметьева Варвара 1768

Слайд 19

Аргунов - Портрет князя Лобанова-Ростовского 1750 ГРМ

Аргунов Портрет Лобановой-Ростовской 1754 ГРМ

Аргунов - Портрет князя Лобанова-Ростовского 1750 ГРМ Аргунов Портрет Лобановой-Ростовской 1754 ГРМ

Слайд 20

Исследователи творчества Аргунова называют «Портрет калмычки Аннушки» самым пленительным произведением, жемчужиной его

Исследователи творчества Аргунова называют «Портрет калмычки Аннушки» самым пленительным произведением, жемчужиной его
творчества. Художник написал ее 27 ноября 1767 года, на ней изображена любимая воспитанница графини Варвары Алексеевны Шереметевой. Ценители искусства отмечают, что в картине есть все: и детская непосредственность Аннушки, и ясная душа художника, и неизъяснимая прелесть, заставляющая любоваться обликом девушки.
«Портрет калмычки Аннушки» со дня написания ни разу не покидал усадьбы Кусково, летней увеселительной резиденции Шереметевых в Москве. Стоит отметить, что картина экспонируется в одном зале с портретами родных детей Шереметевых. Аннушка была всеобщей любимицей. Сохранились письма к ней графини Варвары Алексеевны, графа Петра Шереметева, ее брата-ламы Джамбо-гелюнга. По этой переписке видно, сколько тепла и заботы испытывали к ней ее покровители.

Аргунов - Портрет Аннушки (калмычка) 1767 Кусково

Слайд 21

Портрет создан под влиянием распространившегося в русском искусстве стиля классицизм и нарождающегося

Портрет создан под влиянием распространившегося в русском искусстве стиля классицизм и нарождающегося
сентиментализма. Оба стилистических направления оказали влияние на художественное решение произведения. Прекрасный, возвышенный женский образ преисполнен достоинства, особой гармонии внутреннего мира. Спокойное, ясное, с легкой улыбкой лицо героини, плавный силуэт ее фигуры, устойчивая, уравновешенная композиция портрета, локальный колорит – во всем видны классицистические черты. Изображение молодой женщины, настроение, с которым она написана, отражают характерный для сентиментализма интерес к крестьянству, живущему «естественной» жизнью на лоне природы, вдали от городской суеты. Одежда модели этнографически точно воспроизводит праздничный крестьянский женский костюм Московской губернии. Существует предположение, что на портрете изображена актриса крепостного театра графов Шереметевых певица Анна Изумрудова-Буянова.

Аргунов – Портрет Неизвестной крестьянки 1784 ГТГ

Слайд 22

Художник научился видеть не только внешний облик человека, но и приблизиться к

Художник научился видеть не только внешний облик человека, но и приблизиться к
пониманию его внутреннего мира. Теперь он находит время для написания портретов людей, глубоко ему симпатичных, стараясь полнее и глубже высказать своё отношение к ним. Интимные портреты поэтому являются вершиной творчества Ивана Аргунова. В этих работах он был менее скован условными нормами парадного изображения, в них полнее раскрылись индивидуальные особенности творчества мастера - правдивость, непосредственность и глубокая человечность.
В портретах мужа и жены Хрипуновых Аргунов воплотил своё представление о человеческой личности, связанное с идеалами просветительства. Хрипуновы принадлежали к немногочисленной в середине XVIII века русской интеллигенции и жили в Петербурге, снимая квартиру в доходном доме графа Шереметева на Миллионной улице, "по найму", там же, где проживал и сам художник. Супруги были намного старше художника, но, видимо их сближали общие духовные интересы.
Козьма Аксентьевич Хрипунов был переводчиком и секретарём Коллегии иностранных дел. Он не был богат, но известен графу Шереметеву и, возможно, пользовался его благосклонностью. Аргунов изобразил его в домашней обстановке, с журналом, или газетой, в руке. Художник явно не случайно, выбрал небольшого размера холст, простую композицию и скромную гамму тонов. Хрипунов сидит, слегка откинувшись назад, отчего его полная фигура кажется ещё более массивной. Взгляд маленьких глаз с тяжелыми веками, задумчив, лоб нахмурен, он что-то обдумывает. Художник сумел увидеть и раскрыть в этом пожилом и некрасивом человеке его внутренний мир. Бугристое, чуть красноватое лицо с большим мясистым носом, маленькие глаза и толстые губы, написаны очень убедительно. В повороте головы, в жесте руки, во всей осанке хорошо чувствуется достоинство умного и образованного человека.
Той же выразительностью отличается портрет жены Хрипунова. Сидя на стуле с книгой в руках, она внимательно смотрит на зрителя.

Слайд 23

Аргунов - Портрет Хрипунова К.А. 1757 Останкино

Аргунов - Портрет Хрипуновой 1757 Останкино

Аргунов - Портрет Хрипунова К.А. 1757 Останкино Аргунов - Портрет Хрипуновой 1757 Останкино

Слайд 24

Аргунов Николай (1771-1829) - Автопортрет (?) ГТГ

Начало славы династии Аргуновых положил

Аргунов Николай (1771-1829) - Автопортрет (?) ГТГ Начало славы династии Аргуновых положил
отец Иван Аргунов, у которого учились многие будущие известные художники, в том числе Лосенко и недолгое время — Левицкий. Сыновья Ивана Аргунова, Яков, Николай тоже стали художником, а их брат Павел — архитектором, пойдя по стопам своего дяди, популярного зодчего Фёдора Семеновича Аргунова.
Николай Аргунов родился в городе Москве в 1771 году. В начале 1809 года умер его владелец Н. П. Шереметев. Опекуны малолетнего наследника отпустили всех его дворовых, музыкантов и художников «для снискания себе пропитания своими рукам». Хотя формальную вольную Hиколай Аргунов получил лишь 7 лет спустя, в 1816 году, с него все эти годы не требовали даже оброка, и он был свободен в выборе заказчика — разумеется, настолько, насколько может быть свободен портретист, зарабатывающий своим ремеслом на жизнь. В 1816 году освобожденный от крепостной зависимости художник был признан назначенным в академики Академии художеств, а в 1818 году избран академиком.

Слайд 25

Аргунов Николай - Портрет Шереметьева Николая Петровича 1800-е Эрмитаж

Аргунов Николай - Портрет

Аргунов Николай - Портрет Шереметьева Николая Петровича 1800-е Эрмитаж Аргунов Николай -
актрисы Ковалевой-Жемчуговой Прасковьи Ивановны (Шереметьевой) 1803 Кусково

Слайд 26

Граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) один из наиболее ярких представителей российской культуры

Граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) один из наиболее ярких представителей российской культуры
конца XVIII — начала XIX веков. Будучи одним из самых богатых дворян той эпохи, он был исключительно щедрым благотворителем.   Шереметев также вписал свое имя в историю отечественной культуры как выдающийся театральный антрепренер, создатель одного из лучших театров в России. В Кускове, в своем имении, граф учредил домашний театр, в котором обучались основам актерского мастерства, музыке, пению и танцам наиболее одаренные юноши и девушки, отобранные из его крепостных.   Благодаря его попечительству выросли целые поколения талантливых крепостных актеров, музыкантов и композиторов, а Кусковский театр по серьезности постановок, по художественному стилю их оформления и, в первую очередь, по уровню подготовленности талантливой труппы стал ведущим театром России.    На его представления стекался весь цвет московской публики, и содержатели частных антреприз часто даже жаловались городскому начальству, что Кусковский театр отбивает у них аудиторию.

Слайд 27

Аргунов Николай - Портрет Акимова Ивана в костюме Амура 1790 ГРМ

Аргунов

Аргунов Николай - Портрет Акимова Ивана в костюме Амура 1790 ГРМ Аргунов
Николай - Портрет Шлыковой-Гранатовой 1789 Кусково

Слайд 28

Прима-актрисой театра, «виновницей» его небывалой славы была Прасковья Ивановна Ковалева (по

Прима-актрисой театра, «виновницей» его небывалой славы была Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене
сцене Жемчугова). Она родилась в 1768 году, в многодетной семье обыкновенного деревенского кузнеца, крепостного графа Шереметева. Семилетней девочкой ее взяли в господский дом, уже тогда заметив в Параше (уменьшительная форма имени Прасковья) необыкновенные артистические способности.
Сценическому мастерству ее обучали лучшие певцы, музыканты и актеры, в том числе и приглашенные графом иностранцы. Особенно славился голос Прасковьи Жемчуговой — редкое по красоте тембра и подвижности лирическое сопрано, восхищавшее самых взыскательных меломанов.
В 16 лет Прасковья Жемчугова заслуженно считалась примой театра, гипнотизируя зрителей проникновенной драматической игрой, необыкновенной для столь юной девушки, и гибким лирико-драматическим сопрано.
Жемчугова с легкостью перевоплощалась из трагедийной героини в комедийную болтушку, или в юношу-пажа – стройная хрупкая фигурка ей это позволяла. И всегда срывала бурные овации. Но когда она появлялась на сцене в образе Элианы из оперы "Самнитские браки" Гретри – зал заходился в общем рыдании.

Жемчугова — в роли Элианы ("Браки Самнитян" А. Гретри).

Слайд 29

Граф Николай Шереметьев тоже был под властью чар Прасковьи, и скрывать

Граф Николай Шереметьев тоже был под властью чар Прасковьи, и скрывать это
это было достаточно тяжело.
В 1798 году Шереметев дает ей “вольную”, а в 1801 году граф и бывшая крепостная тайно венчаются в церкви Симеона Столпника в Москве.
Граф придумал ей родословную, восходящую к польскому шляхетскому роду Ковалевских. Параша Ковалева становится графиней Шереметевой.
Император Павел I благословил “неравный брак”, после долгих колебаний. Но семейное счастье Николая Петровича оказалось недолгим.
В 1803 году у них родился сын Дмитрий, а через три недели Прасковья умерла то ли от чахотки, то ли от родовой горячки. Свою супругу граф Николай Шереметьев пережил всего на шесть лет, которые он посвятил воспитанию сына и исполнению предсмертного завещания жены – помогать бедным людям. В память о своей жене Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом на 100 мест для нуждающихся, в наше время известен как Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В.Склифосовского.
Имя файла: Живопись-Елизаветинского-времени-XVIII-век-–-век-портрета.pptx
Количество просмотров: 32
Количество скачиваний: 0