Слайд 2ЖО́СТОВСКАЯ РО́СПИСЬ
ЖО́СТОВСКАЯ РО́СПИСЬ, по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по
металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.
Слайд 3КРАСОТА БУКЕТОВ
В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью
подноса, эффектно играющей на свету.
Изображение цветов на лицевой поверхности подноса отличается особой мягкостью и округлостью рисунка.
Слайд 4ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ
Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий
лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками
Слайд 5РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТОВ
Чуть "утоленные" в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные
ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом на подносе.
Слайд 6СЮЖЕТЫ ПОДНОСОВ
Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок
(букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.). Фантазия мастеров дает удивительное разнообразие решений одного и того же мотива.
Слайд 7СЮЖЕТЫ ПОДНОСОВ
В сюжетных росписях подноса изображаются главным образом колоритные сценки из
русской народной жизни: стремительно мчащиеся тройки с веселыми ездоками, торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д.
Слайд 9ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖОСТОВСКИХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОДНОСОВ
Ковка подносов осуществляется на механических прессах.
Выкованные
изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
Слайд 10ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖОСТОВСКИХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОДНОСОВ
Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись,
изображающая чаще всего красочные букеты цветов.
Роспись выполняется в несколько приемов. Кратко опишем их.
Начинается она с "замалевки": разбеленными красками намечается общий силуэт изображения (цветов и листьев), расположение основных пятен. "Замалеванные" подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
Слайд 11ТЕНЁЖКА
Следующим приемом на просохшем замалевке лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени.
Этот
прием "тенежка" погружает букет в глубину фона, выявляет теневые места растений.
Слайд 12БЛИКИРОВКА
После этого следует "бликовка", то есть нанесение белильных мазков (иногда
слегка подцвеченных), уточняющих все объемы - операция завершает лепку форм, их условную материальность.
Слайд 13ЧЕРТЁЖКА
Последующая операция "чертёжка" размещает детали, быстро и легко очерчивает лепестки и
листья, прожилки и семенца в чашечках цветов, выразительно подчеркивая по контрасту их сочную живопись.
Слайд 14ПРИВЯЗКА
Завершает письмо "привязка" - тонкие травка и усики, объединяющие все изображение
в букете и мягким переходом связывающие его с фоном.
Слайд 15ОРНАМЕНТ
Эти сложившиеся в промысле традиционные приемы каждый мастер использует по-своему, творчески
обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например, "бликовка" может мягко "сплавляться" с "прокладкой", а может четко выделяться на ней; мазки разной силы и очертаний в одних случаях спокойно лепят форму, в других - ложатся на ней своеобразным узором и т.д.).
Слайд 16ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой
кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Слайд 17ПРИВЯЗКА
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается
в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Слайд 18УБОРКА КРАЁВ ПОДНОСА
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров.
Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Слайд 19ОСОБЕННОСТИ ЖОСТОВСКОЙ РОСПИСИ
Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему,
зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин