Значение термина искусство. Проблемы определения

Содержание

Слайд 2

Вопросы куратору (себе)

Как смотрят на искусство современные посетители музеев?
В каких отношениях

Вопросы куратору (себе) Как смотрят на искусство современные посетители музеев? В каких
находится искусство современности и искусство прошлого?
Как креативные индустрии, технологии и маркетинг изменили (взгляд на) искусство.

Слайд 3

На уровне языка

«Ушел с головой в искусство»
«Это мазня, а не искусство!»
«Какое тонкое

На уровне языка «Ушел с головой в искусство» «Это мазня, а не
искусство»

Специфический, характерный только для человека, вид деятельности, направленный на создание художественных образов или символических структур.

Вся совокупность результатов творческой активности человечества на протяжении веков. (?) или
Избирательно отобранные и закрепленные в культурном коде отдельные результаты творческой активности конкретного человека.

Мастерство или квалификация, отличающие произведения конкретного автора от «творческих продуктов» других создателей.

Слайд 4

ТЕСТ. Чей ответ?

«Высокая степень развития ремесла»
«Слово «искусство» супер душноватое. Но если об этом

ТЕСТ. Чей ответ? «Высокая степень развития ремесла» «Слово «искусство» супер душноватое. Но
не думать, то искусство - это та часть культуры, которая не наука».
«То, что останется через 100 лет от всего, что сегодня называют «искусством».
«Способ постижения мира через художественные практики».
«Способ познания мира и самого себя»
«Источник энергии, состояние созерцания, при котором забываешь про своё эго».
«Зеркало. Не обязательно ровное, может быть кривое или затемнённое. Может преобразовывать предмет или отражать его неизменным».

Искусствовед
Драматург
Предприниматель
Театральный критик
Переводчик
Учитель
Психолог

Слайд 5

Круг проблем при определении понятия

Нет общепризнанного определения
Критерий эстетического результата (неопределенно)
Критерий «прекрасного»

Круг проблем при определении понятия Нет общепризнанного определения Критерий эстетического результата (неопределенно)
(сомнительно)
Критерий нравственного (однобоко)
Критерий полезного (узко)
Критерий силы творческого импульса (не поддается измерению)
Громадная, неограниченная сфера применения
Глобальность видов деятельности (родов/жанров), захватывающих все пространство, называемое цивилизацией людей.
Бесконечно множащееся разнообразие материалов, средств, способов создания предметов искусства.
Постоянно возникающие новые формы искусства.
Историческая/политическая/национальная соотнесенность искусства.
Предпочтения в большей степени говорят о личных/общественных ценностях, чем о самом искусстве.

Слайд 6

Определение через ценность

Положительное влияние искусства осознавалось уже в античности, усилилось в период

Определение через ценность Положительное влияние искусства осознавалось уже в античности, усилилось в
Просвещения.
Польза для педагогики
Для нравственности
Для пропаганды нравственности
Для целей политики
Помощник слуга учитель
Может быть опасно или вредно.

Начиная с эпохи Возрождения развивается другой взгляд – отстраненность искусства от науки, пользы, политики.
Искусство «нравственно», а если нет – то оно уже не искусство.
Художество, искусство не может быть оценено или измерено с позиций «нравственности».

Является ли искусство средством или целью?

Слайд 7

Определение через сущность

Животные: наделены интеллектом, имеют язык, коммуникацию, имеют ритуалы. Важнейшие процессы

Определение через сущность Животные: наделены интеллектом, имеют язык, коммуникацию, имеют ритуалы. Важнейшие
предопределены.
В ритуальном танце животного нет выбора, нет возможности поступить иначе.

Искусство – это возможность прохождения не пройденных дорог. Искусство - это возможность пережить не пережитое. Получить опыт , которого никогда не возникнет эмпирически. Сама жизнь не даёт нам опыта, это иллюзия. Искусство есть вторая деятельность, вторая жизнь .

Люди: важнейшие процессы не предопределены. Ситуация выбора.
Бог - экспериментатор , не педагог, а учёный, и мир непредсказуем и сложен. Когда мы смотрим вперёд - мы видим случайности, а когда смотрим назад , видим закономерности. Движение вперёд есть потеря неиспользованных вариантов.

Ю. Лотман

И. Пригожин

Слайд 8

На всем протяжении истории человечества мы находим следы искусства. Примеры практической деятельности

На всем протяжении истории человечества мы находим следы искусства. Примеры практической деятельности
человека никогда не встречаются нам без примеров искусства.

Искусство не составляет некоторого приятного, но необязательного придатка
к основной жизни. Искусство – это то, что делает человека человеком.

Наскальные рисунки в пещере Альтамира

Рисунок ребенка в 21 веке.

Слайд 9

Конец диктатуры заповедных пространств

Попав в пространство музея, любая вещь получает дополнительную ценность,

Конец диктатуры заповедных пространств Попав в пространство музея, любая вещь получает дополнительную
воспринимается, как высказывание человека-творца, как ценный памятник культуры, и может приобретать в конечном счете статус «предмета искусства».

Церковь
Государство
Элиты

Аукционные дома
Частные галереи
Интернет

Стейт холдеры прошлого и настоящего:

Вилла Боргезе.

Картина, «написанная» в Экселе

Слайд 10

Новая старая ценность

«Искусство прошлого уже не существует в том виде, в каком

Новая старая ценность «Искусство прошлого уже не существует в том виде, в
существовало когда-то. Его власть утеряна. Его место занял язык изображений».
Джон Бергер. «Искусство видеть».

«Теперь благодаря репродукции массы могут восхищаться искусством, как когда-то могло восхищаться искусством только образованное меньшинство».

«Мадонна в скалах Леонардо да Винчи. Если я буду старательно смотреть, то смогу почувствую ее подлинность» (мысли современного посетителя галереи).

Слайд 11

Искусство в контексте

Контекст эксперта:
взгляд внутрь, поиск связей, внутренних цитат искусства разных

Искусство в контексте Контекст эксперта: взгляд внутрь, поиск связей, внутренних цитат искусства
эпох и стилей.

Контекст куратора:
Взгляд вширь, поиск смыслов в пространстве всего многообразия форм жизни искусства.

Слайд 12

Пикассо или Бакунин?

«Стремление к уничтожению также является творческим побуждением».
Бэнкси

«Несмотря на то,

Пикассо или Бакунин? «Стремление к уничтожению также является творческим побуждением». Бэнкси «Несмотря
что шредер порезал на ленты только половину работы, вполне вероятно, что цена картины от этого только вырастет еще больше». (из материалов прессы).