Слайд 2Парижане очень любят праздники и в конце сентября отмечают Праздник Садов, которые
![Парижане очень любят праздники и в конце сентября отмечают Праздник Садов, которые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-1.jpg)
они любят, холят и лелеют. В программе развития столицы планируется объединить набережные Сены в общий ансамбль, простирающийся от Берси до Парка Андре Ситроен. Об этом удивительном парке, который представляет собой реализацию одного из самых амбициозных проектов в Париже XX века, хочется рассказать подробнее.
Слайд 3Парк Андре Ситроен является частью перепрофилированной зоны новостроек на берегу Сены в
![Парк Андре Ситроен является частью перепрофилированной зоны новостроек на берегу Сены в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-2.jpg)
15 округе Парижа, где прежде располагался автозавод «Ситроен».
Концепция парка – современная интерпретация четырёх элементов дизайна: Архитектуры, Искусства, Природы и Движения. В различных уголках парка они сочетаются попарно: Природа и Движение относятся к «живому миру», условно влияя на Архитектуру и Искусство, что объединило «труд архитекторов и пейзажистов».
Слайд 4Парк занимает площадь в 14 га и открывает на западе, с левого
![Парк занимает площадь в 14 га и открывает на западе, с левого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-3.jpg)
берега реки, широкую третью перспективу на Сену, завершающую открытые ранее парижские перспективы Эспланады Инвалидов и Марсового Поля
Слайд 5Белый сад и чёрный сад
По обе стороны от главного входа расположены два
![Белый сад и чёрный сад По обе стороны от главного входа расположены](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-4.jpg)
сада квадратной формы – «Чёрный и Белый», которые являются продолжением парка до улицы Сен-Шарль и гармонично вписаны в планировку нового квартала. Жиль Клеман относит их к «Садам Искусства», так как в них широко использованы инертные материалы и редкие растения. По задумке архитекторов эти сады, символизируя «свет и тень», призваны противостоять друг другу по цвету и в пространстве.
Слайд 6Белый сад.
«Белый сад» занимает площадь в 1 га и представляет собой просторную,
![Белый сад. «Белый сад» занимает площадь в 1 га и представляет собой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-5.jpg)
постоянно открытую площадку для игр. В саду мало зелени, но широко использованы камень и инертные материалы
Слайд 7Черный сад.
«Чёрный сад» в 2 га, напротив, засажен густой растительностью тёмно-зелёного цвета.
![Черный сад. «Чёрный сад» в 2 га, напротив, засажен густой растительностью тёмно-зелёного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-6.jpg)
Хвойники подстрижены таким образом, что напоминают японские карликовые деревья, выросшие до гигантских размеров. В этом саду высажены растения с тёмно-красными, тёмно-лиловыми, тёмно-бордовыми и густо-фиолетовыми цветами, создающими ощущение «чёрного» цвета.
Например, весной под соснами расцветают чёрные тюльпаны. Этот сад обнесён стенами и имеет вид лабиринта, красивые ступеньки ведут к небольшой центральной площади в форме квадрата, оформленного чёрным мрамором. Движущийся поток пространства создаёт выразительный эффект в этом саду: оно то медленно продвигается по узким проходам, обтекая группы растений, то заполняет открытые площадки или устремляться вниз по лестнице.
Слайд 10Игра пространства
Парк Андре Ситроен – это объёмно-пространственная композиция, состоящая из множества ландшафтов,
![Игра пространства Парк Андре Ситроен – это объёмно-пространственная композиция, состоящая из множества](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-9.jpg)
раскрывающихся с определённых видовых точек или при движении по заданному «зрительному маршруту». Один из них – диагональ, проходящая с юга на север к Сене, обозначенная пешеходной дорожкой. Она пересекает партер, являющийся композиционным центром парка. Ею могут воспользоваться занятые парижане, которым нужно пройти кратчайшим путём к набережной Сены. Предлагаем прогуляться по парку не спеша, любуясь творением французских архитекторов
Слайд 11В парке Андре Ситроен заложен принцип чередования открытых и закрытых пространств. Их
![В парке Андре Ситроен заложен принцип чередования открытых и закрытых пространств. Их](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-10.jpg)
количественное соотношение определяет объёмно-пространственную структуру любого сада. В парках регулярного стиля партеры и газоны чередуются с объёмными боскетами, открытые лужайки и водоёмы в пейзажных садах – с зелёными массивами свободных очертаний.
Создатели парка Андре Ситроен считают его единственным в своём роде: «ни английским – ни французским», так как в нём открытые и закрытые пространства неуловимо перетекают друг в друга.
Слайд 12Вода в ландшафте
В связи с тем, что парк расположен на Сене, вода
![Вода в ландшафте В связи с тем, что парк расположен на Сене,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-11.jpg)
в нём стала одним из доминирующих элементов. Она символизирует Движение, и занимает в парке общую площадь в 1 га. Сена питает множество фонтанов и водоёмов, расположенных во всех уголках парка. Вода широко разливается в Большом канале, окружает центральный партер, превращается в каскады и стремительные потоки, огибающие расположенные рядами Серийные сады.
Слайд 13Многочисленные фонтаны украшают Чёрный сад, а колоннада в центре больших теплиц названа
![Многочисленные фонтаны украшают Чёрный сад, а колоннада в центре больших теплиц названа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-12.jpg)
водным перистилем. Есть в парке чудный уголок отдыха: «акустический садик». Он ограничен с двух сторон высокими бетонными стенами, а две другие стороны представлены склонами, по которым стекает и плещется вода, создавая эффект пребывания у водопада или на берегу моря. В нём явно просматривается тесная связь элементов Архитектуры и Движения. Создавая боскеты или растительный перистиль из стриженых магнолий, архитекторы манипулировали их формой, высотой и другими параметрами, также как при планировании неживых элементов садового дизайна
Слайд 16Приёмы ландшафтного дизайна
Прогуливаясь по Андре Ситроен можно изучать классические приёмы паркостроения. Линейная
![Приёмы ландшафтного дизайна Прогуливаясь по Андре Ситроен можно изучать классические приёмы паркостроения.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-15.jpg)
перспектива отражает зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя: вертикальные линии уменьшаются в размерах, а параллельные линии сходятся на линии горизонта. Поэтому, «увеличить глубину пространства» можно, создав искусственную перспективу из растений, которые по мере удаления от зрителя сокращаются в размерах.
Этот приём был известен давно, и может быть использован даже на дачных участках. Восточные паркостроители для создания иллюзии глубины пространства уменьшали в размерах плиты мощения или меняли фактуру их поверхности – от грубой до гладкой, отполированной, которая визуально размывает контуры дорожки.
Слайд 17Юго-западная часть парка отражает концепцию Алена Прово, создавшего «Сад Метаморфоз», который демонстрирует
![Юго-западная часть парка отражает концепцию Алена Прово, создавшего «Сад Метаморфоз», который демонстрирует](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-16.jpg)
взаимосвязь противоположных элементов: Природы и Архитектуры. Металлические, футуристические скульптуры повторяют абрис крон деревьев, стриженые бордюры имеют параметры бетонных ограждений, а форма крон магнолий перекликается с очертаниями, создаваемыми водными струями фонтанов.
Северо-восточная часть парка воспроизводит экологическую и философскую концепцию Ж. Клемана, который расположил здесь «Сад в движении» и «Серийные сады».
Слайд 18«Сад в движении» – это рай для «сорняков» и российскому туристу напомнит
![«Сад в движении» – это рай для «сорняков» и российскому туристу напомнит](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-17.jpg)
очищенный от мусора пустырь на окраине города. С французской точки зрения, этот сад являет собой высшую ступень оформительской сложности, так как в задачу садовника входит решение сложного вопроса о выживании или гибели того или иного вида растений, произрастающего в этих диких зарослях. И главный принцип при этом – « не навреди», то есть, вмешательство садовников ограничены до минимума, и растения могут развиваться абсолютно свободно, исчезать и появляться вновь.
Слайд 19Ж. Клеман отобрал растения для демонстрации процесса эволюции, и посетитель может наблюдать
![Ж. Клеман отобрал растения для демонстрации процесса эволюции, и посетитель может наблюдать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-18.jpg)
изменения растительности, происходящие со временем. Здесь растут цветы, типичные для земель, оставленных под паром: одуванчики, маки, васильки, клевер и злаки. Искусственно подсажены только бамбуки, папоротники и нежные мхи. Растения находятся в постоянном движении во времени и пространстве. Во времени, потому что цветение может произойти в любое время года, а в пространстве, потому что цветы, которые вы увидели однажды в каком-то месте, больше никогда не найдёте там.
Слайд 20Сад в движении занимает большую территорию, контрастируя с окружающими его современными функциональными
![Сад в движении занимает большую территорию, контрастируя с окружающими его современными функциональными](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-19.jpg)
строениями, он производит удивительное впечатление. В этой части парка можно насладиться природой, находясь в городском пространстве, что особенно важно для парижан. Здесь мы видим соединение элементов Природы и Движения, а по философской концепции Ж. Клемана этот сад посвящён субботе – дню отдыха
Слайд 22«Серийные сады».
«Серийные сады», отделённые друг от друга водой, образуют в этой части
![«Серийные сады». «Серийные сады», отделённые друг от друга водой, образуют в этой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-21.jpg)
парка изящный ансамбль. Шесть больших теплиц примыкают к границе параллельно расположенных садов и гармонируют с башнями в противоположной стороне от центрального партера. «Серийные сады» представляют собой «интимные» образования, подобные которым трудно найти в городских парках. Каждый из них ассоциируются с днём недели, планетой, металлом, цветом и символизируют какой-либо орган чувств и состояние воды.
Слайд 23Для иллюстрации выбранной темы каждого сада, использованы определённые растения. Поэтому, задача «Серийных
![Для иллюстрации выбранной темы каждого сада, использованы определённые растения. Поэтому, задача «Серийных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-22.jpg)
садов» не только заполнять пространство парка, но одновременно быть его «изюминкой». Каждый сад отличается от другого своей планировкой и породами деревьев. Для любознательных посетителей план посадок выгравирован на чугунной пластине, выставленной перед входом в сад. Доминирующий цвет растений каждого сада дал ему своё название.
.
Слайд 25«Серийные сады» включают в себя:
«Синий сад».
«Зеленый сад».
«Оранжевый сад».
«Красный сад».
«Серебристый сад».
«Золотистый сад».
![«Серийные сады» включают в себя: «Синий сад». «Зеленый сад». «Оранжевый сад». «Красный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-24.jpg)
Слайд 26«Синий» сад.
Синий» сад. Он посвящён пятнице, голубой планете Венере и обонянию, поэтому
![«Синий» сад. Синий» сад. Он посвящён пятнице, голубой планете Венере и обонянию,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-25.jpg)
здесь высажено много пряных трав и ароматических растений. Колокольчики, васильки, лён, ирис, дельфиниум, агератум имеют разнообразные оттенки синего цвета: кобальт, васильковый, бирюзовый.
Весной здесь расцветают печёночницы, мускари, обриетта, виола. Сад символизирует медь, поэтому по медным трубам вьются ипомея, глициния, клематисы и течёт вода, которая тихо капает в резервуар. Может показаться, что «труба прохудилась». На самом же деле – это символ дождя. Психофизиологи считают, что основная черта людей, предпочитающих синий цвет – эмоциональная привязанность к близким людям, спокойствие и удовлетворённость жизнью. Поэтому именно они комфортно чувствуют себя в этом саду.
Слайд 27«Зелёный» сад
«Зелёный» сад – символ четверга, Юпитера, олова и посвящён слуху.
нём высажены
![«Зелёный» сад «Зелёный» сад – символ четверга, Юпитера, олова и посвящён слуху.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-26.jpg)
в основном декоративно-лиственные растения: папоротники, костец и горянки, манжетка, молочай, копытень, бадан. Поражает разнообразие оттенков зелёного цвета, представленных в этом саду: болотный, салатный, оливковый, бутылочный, изумрудный. Он действует успокаивающе, снижает кровяное давление и повышает работоспособность. Поэтому его предпочитают творческие люди, аккуратные и педантичные, склонные к уединению, постоянству и прямолинейности в отношении с окружающими
Слайд 28«Оранжевый» сад
«Оранжевый» сад посвящён среде, ртути и Меркурию. Оранжевый цвет тонизирует и
![«Оранжевый» сад «Оранжевый» сад посвящён среде, ртути и Меркурию. Оранжевый цвет тонизирует](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-27.jpg)
действует на человека возбуждающе, создавая жизнерадостное и бодрое настроение. В нём цветут гравилат, гелениум, тагетес, хризантема, лилии, примула, лилейник и львиный зев разнообразных оттенков: терракотового, кораллового, абрикосового.
Сад символизирует осязание, поэтому здесь высажены растения с разной текстурой листьев: морщинистой и гладкой, шершавой или колючей. Осенью сад украшен древесными растениями с бронзовой окраской листьев: калина гордовина и Саржента, клён остролистный, рябина, спирея японская, облепиха. Но, где же вода? Проходя через этот сад по дорожке, не сразу сообразишь, что это и есть отражение проявления воды в виде ручья. Центральная часть дорожки гладкая и цветом обозначена «тонкая струйка», в которую превращается ручей летом. А галька повторяет изгибы «весеннего разлившегося ручья».
Слайд 29«Красный» сад
«Красный» сад символизирует вторник, железо и горячую планету – Марс, ведь
![«Красный» сад «Красный» сад символизирует вторник, железо и горячую планету – Марс,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-28.jpg)
красный цвет ассоциируется с огнём и кровью, возбуждает и поднимает настроение. Этот цвет – выражение жизненной силы, поэтому сад придётся по душе смелым и вспыльчивым людям, живущим эмоциями. Одна часть этого сада сильно заглублена, что позволило создать довольно высокий водопад, который особенно впечатляет при взгляде с верхней террасы. Среди камней растут маки, тюльпаны, гвоздики, гравилат, флоксы, астильба с красными цветками. В связи с тем, что сад посвящён вкусу, вдоль его границ высажены деревья со съедобными ягодами: рябина, вишни и черешни.
Слайд 30«Серебряный» сад
«Серебряный» сад посвящён понедельнику, символизирует Луну и серебро, что очевидно. Он
![«Серебряный» сад «Серебряный» сад посвящён понедельнику, символизирует Луну и серебро, что очевидно.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-29.jpg)
ограничен белыми бетонными стенами, на фоне которых контрастно выделяются кроны стриженых тисов. Контраст бледных и тёмных тонов – колористическая основа этого сада, его может уловить только человек с хорошим зрением. Серебристая листва полыни, чистеца шерстистого, лоха серебристого и других растений символизируют воду. Гравий в центре сада, засаженный островками злаков, и окружённый « дощатыми пристанями» – это олицетворение реки.
Слайд 31«Золотистый» сад
«Золотистый» сад символизирует золото и воскресенье. Он посвящён Солнцу, поэтому здесь
![«Золотистый» сад «Золотистый» сад символизирует золото и воскресенье. Он посвящён Солнцу, поэтому](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/936557/slide-30.jpg)
установлены большие солнечные часы. В цветниках высажены девясил, манжетка, вербейник, солидаго, бузульник, энотера, тысячелистник и гелениум с жёлтыми цветами. Древесные растения с золотистым оттенком листвы даже в пасмурный день создают впечатление солнечных лучей. Вызывая ощущение теплоты и света, жёлтый цвет стимулирует зрение и нервную деятельность, поэтому он заряжает оптимизмом и настраивает на веселье. Этот сад предпочитают активные и общительные люди.
Интересно, что только в «Золотистом» саду создана круглая площадка, окружённая скамьями для отдыха. Это место для беседы и встреч с друзьями, а при общении необходимо прислушиваться к «шестому чувству» – интуиции, которой и посвящён сад. А вот воду здесь «днём с огнём» не сыщешь, потому что она представлена утренними туманами, образующимися над углублённым газоном, что способствует её испарению.