Экономика и право

Содержание

Слайд 2

Джордж Шэкл и Людвиг Лахманн

Джордж Шэкл и Людвиг Лахманн

Слайд 3

2 комнаты Лахманна

Прошлое

Будущее

А

Б

2 комнаты Лахманна Прошлое Будущее А Б

Слайд 4

Праксиология и собственность
Две системы знания и их взаимодействие
Либертарная теория права
Эволюционизм Хайека
Естественное право
Консеквенциализм
Фидеизм

Праксиология и собственность Две системы знания и их взаимодействие Либертарная теория права
как основа либертарной теории
Феноменология права

Слайд 5

ПРАКСИОЛОГИЯ

КАТАЛЛАКТИКА

ТЕОРИЯ ИНТЕРВЕНЦИОНИЗМА
И СОЦИАЛИЗМА

ПРАКСИОЛОГИЯ КАТАЛЛАКТИКА ТЕОРИЯ ИНТЕРВЕНЦИОНИЗМА И СОЦИАЛИЗМА

Слайд 6

Сапов Гр. Собственность: условие человеческой деятельности и юридическая категория. Отечественные записки. 2004.

Сапов Гр. Собственность: условие человеческой деятельности и юридическая категория. Отечественные записки. 2004.
№6.

«Общая теория человеческой деятельности, или праксеология, выводит логические следствия из аксиом человеческого действия как такового. В отличие от психологии, сосредоточенной на состояниях сознания, праксеология строит логические концепции действия, понимаемого как осмысленный целенаправленный акт. Казалось бы, в исследованиях той школы экономической мысли, которая, в соответствии с принципами праксеологии, трактует человека как уникальное духовное существо, чья деятельность определяется представлениями и замыслами, феномен собственности должен быть описан достаточно развернуто.
Однако собственности не нашлось места в словаре праксеологических и теоретико-экономических терминов. Деятельность как выбор лучшего, субъективность понятий о «лучшем», обмен как способ ненасильственного взаимодействия, позволяющий людям достигать своих целей путем сотрудничества, деньги, процент, время, прибыль и убыток — собственность выпадает из этого ряда»

Слайд 7

Либертарная теория

Аксиома
деятельности

Экономическая
теория

Теория права

Собственность

Либертарная теория Аксиома деятельности Экономическая теория Теория права Собственность

Слайд 8

Е. Пашуканис (1891-1937)

Е. Пашуканис (1891-1937)

Слайд 9

Почему люди подчиняются законам?

«Один из главных вопросов, которыми задаются даже начинающие исследователи-правоведы

Почему люди подчиняются законам? «Один из главных вопросов, которыми задаются даже начинающие
— почему люди повинуются постановлениям законодательных органов и судов? Очевидно — именно вследствие растущего кризиса всеобщего уважения к праву в его различных формах, — что на этот вопрос нельзя просто ответить: люди повинуются, потому что боятся санкций»
М. Хефлих

Слайд 10

Две науки: экономическая теория и право

Две науки: экономическая теория и право

Слайд 11

Три взгляда

Экономическая теория как основа права
Право как основа экономической теории
Независимость экономической теории

Три взгляда Экономическая теория как основа права Право как основа экономической теории
и права

Слайд 12

Либертарная теория права

Либертарная теория права

Слайд 13

Правовой позитивизм (легизм)
Естественное право
Социальная теория права

Правовой позитивизм (легизм) Естественное право Социальная теория права

Слайд 14

Естественное право. Существует ли оно?

Естественное право. Существует ли оно?

Слайд 15

Мизес о естественном праве

«Одни авторы выводят справедливость института частной собственности на средства

Мизес о естественном праве «Одни авторы выводят справедливость института частной собственности на
производства из понятия естественного права. Другие ссылаются на естественное право для оправдания отмены частной собственности на средства производства. Поскольку идея естественного права совершенно произвольна, то подобные разногласия не поддаются урегулированию.
Государство и правительство являются не целью, а средством. Причинение зла другим людям источник непосредственного удовольствия только для садистов. Признанная власть прибегает к сдерживанию и принуждению, чтобы обеспечить ровное функционирование определенной системы социальной организации. Границы применения сдерживания и принуждения и содержание законов, выполнение которых должно обеспечиваться полицейским аппаратом, обусловлены принятым социальным строем. Поскольку государство и правительство предназначены для того, чтобы заставить эту общественную систему надежно работать, то и определение границ государственных функций должно соответствовать этим требованиям. Единственный критерий оценки законов и методов проведения их в жизнь это то, насколько эффективно они охраняют общественный порядок, который желательно сохранить»

Слайд 16

Хайек и эволюционизм

Хайек и эволюционизм

Слайд 18

Общества

Потестарного типа

Правового типа

Капитализм

Интервенционизм

Общества Потестарного типа Правового типа Капитализм Интервенционизм

Слайд 19

«…Свободы или собственности нет в культуре потестарного типа, где тем не менее

«…Свободы или собственности нет в культуре потестарного типа, где тем не менее
ресурсы жизнедеятельности как-то распределяются и где может происходить их фактическое присвоение, где есть условное держание, владение и т.п. Но безусловное присвоение здесь нелегитимно, оно не гарантируется публичной властью – здесь у нее другая функция. Здесь порядок производства, распределения и потребления ресурсов жизнедеятельности определяется не собственностью, а публично-властным управлением»
(Четвернин В.А. Понятие права: конкурирующие парадигмы//Капитализм и свобода: сборник статей. СПб.: Нестор-история, 2014. С. 177).

Слайд 20

Frank van Dun (1947-)

Аргументативная
этика

Frank van Dun (1947-) Аргументативная этика

Слайд 21

Гомстед

1

2

Гомстед 1 2

Слайд 22

Как приватизировать

Гомстед
Продажа акций
Продажа одному собственнику на аукционе
Ваучер
Передача рабочему коллективу

Как приватизировать Гомстед Продажа акций Продажа одному собственнику на аукционе Ваучер Передача рабочему коллективу

Слайд 23

Non-aggression principle

Non-aggression principle

Слайд 24

ЭТ + Право = Либертарная теория

Достаточно ли утилитаризма?

ЭТ + Право = Либертарная теория Достаточно ли утилитаризма?

Слайд 25

Критика Law & Economics

Критика Law & Economics

Слайд 26

Замена справедливости «социальной полезностью» приводит к разрушению права собственности
Невозможно посчитать «социальную полезность»,

Замена справедливости «социальной полезностью» приводит к разрушению права собственности Невозможно посчитать «социальную
не нарушая принцип невозможности межперсонального сопоставления полезности

Слайд 27

Шотландское Просвещение

Шотландское Просвещение

Слайд 28

Консеквенциализм и мораль

Консеквенциализм и мораль

Слайд 29

!

Три эпохи становления Западной цивилизации

Григорианская эпоха (1075-1648)
Секулярный период (1648-1914)
Эпоха социальной ответственности (1914-?)
Эпоха

! Три эпохи становления Западной цивилизации Григорианская эпоха (1075-1648) Секулярный период (1648-1914)
индивидуальной ответственности

Слайд 30

Мораль как основа ЭТ. Фидеизм

Мораль как основа ЭТ. Фидеизм

Слайд 31

Феноменология как основание ЭТ и права

Феноменология как основание ЭТ и права

Слайд 33

Чистый феномен

Гносеология

Опыт и мышление

Феноменологическая
редукция

Естественная установка

Человеческая деятельность

Свободный выбор

Насилие

Капитализм
Laissez Faire

Интервенционизм и социализм

Онтология

Этика

Аморален
Алогичен
Неэффективен

Чистый феномен Гносеология Опыт и мышление Феноменологическая редукция Естественная установка Человеческая деятельность

Слайд 34

Чистый феномен

Гносеология

Опыт и мышление

Феноменологическая
редукция

Естественная установка

Собственность

Самопринадлежность

Коллективизм

Капитализм
Laissez Faire

Интервенционизм и социализм

Онтология

Этика

Аморален
Алогичен
Неэффективен

Чистый феномен Гносеология Опыт и мышление Феноменологическая редукция Естественная установка Собственность Самопринадлежность

Слайд 35

Чистый феномен права

Чистый феномен права

Слайд 36

Собственность – первофеномен права

Собственность – первофеномен права

Слайд 37

Сапов Гр. Собственность: условие человеческой деятельности и юридическая категория. Отечественные записки. 2004.

Сапов Гр. Собственность: условие человеческой деятельности и юридическая категория. Отечественные записки. 2004.
№6.

«Общая теория человеческой деятельности, или праксеология, выводит логические следствия из аксиом человеческого действия как такового. В отличие от психологии, сосредоточенной на состояниях сознания, праксеология строит логические концепции действия, понимаемого как осмысленный целенаправленный акт. Казалось бы, в исследованиях той школы экономической мысли, которая, в соответствии с принципами праксеологии, трактует человека как уникальное духовное существо, чья деятельность определяется представлениями и замыслами, феномен собственности должен быть описан достаточно развернуто.
Однако собственности не нашлось места в словаре праксеологических и теоретико-экономических терминов. Деятельность как выбор лучшего, субъективность понятий о «лучшем», обмен как способ ненасильственного взаимодействия, позволяющий людям достигать своих целей путем сотрудничества, деньги, процент, время, прибыль и убыток — собственность выпадает из этого ряда»

Слайд 38

Либертарная теория

Аксиома
деятельности

Экономическая
теория

Теория права

Собственность

Феноменология

Утилитаризм

NAP

Либертарная теория Аксиома деятельности Экономическая теория Теория права Собственность Феноменология Утилитаризм NAP

Слайд 39

Либертарная теория несовместима

С этатизмом
С расизмом и нацизмом
С социализмом
С сексизмом
Со смешанной экономикой

Либертарная теория несовместима С этатизмом С расизмом и нацизмом С социализмом С сексизмом Со смешанной экономикой