Античная философия. Школы философии

Содержание

Слайд 2

Милетская школа

Милетская школа (г. Милет):
Фалес (ок. 624 – 546 до н.э.),
Анаксимандр

Милетская школа Милетская школа (г. Милет): Фалес (ок. 624 – 546 до
(ок. 610 – 540 до н.э.),
Анаксимен (ок. 585 – 525 до н.э.)
Гераклит (г. Эфес), (ок. 550 – 480 до н.э.)
Анаксагор (г. Клазомены), (ок. 500 – 428 до н.э.)
Пифагор (остров Самос), (ок. 570 – 500 до н.э.) – затем г. Кротон (Южная Италия), где он организует свою философскую школу
Ксенофан (г. Колофон), (ок. 570 – 478 до н.э.) – затем г. Элея (Южная Италия) – основатель элейской школы.

Слайд 3

Элейская школа:

Ксенофан (ок. 570 – 478 до н.э.)
Парменид (ок. 540 –

Элейская школа: Ксенофан (ок. 570 – 478 до н.э.) Парменид (ок. 540
470 до н.э.)
Зенон (расцвет – середина V века до н.э.)
Эмпедокл (ок. 492 – 432 до н.э.) – г. Акрагант на Сицилии

Слайд 4

Пифагорейская школа

Пифагор (570-490)

Пифагорейская школа Пифагор (570-490)

Слайд 5

Век Перикла

Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких

Век Перикла Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких
чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести…
<…>
Мы развиваем нашу склонность к прекрасному, соблюдая меру, и философствуем, не впадая в изнеженность…
<…>
Одним словом, я утверждаю, что город наш – школа всей Эллады, и полагаю, что каждый из нас сам по себе может с легкостью и изяществом проявить свою личность в самых различных жизненных условиях. И то, что мое утверждение – не пустая похвальба в сегодняшней обстановке, а подлинная правда, доказывается самим могуществом нашего города, достигнутым благодаря нашему жизненному укладу…» (Фукидид, История, II, 37-41).
Так в переводе Г.А. Стратановского передано греческое слово demokratia.

Слайд 6

Что такое мудрость?

«мудрость» до софистов и Сократа:
I. мудрец – тот, кто много

Что такое мудрость? «мудрость» до софистов и Сократа: I. мудрец – тот,
знает, много путешествовал, много видел, – благоразумен в поступках и умеет быть счастливым, непогрешим в суждениях.
II. мудрость – как практическое знание (умение), искусство (technē), совершенное владение каким-нибудь ремеслом.
III. мудрость поэта, предполагающая высокоразвитое искусство владения словом и – благодаря слову – искусство «психагогии» (управления душами).
IV. мудрость – как умение обращаться с людьми, которое может доходить до искусства приноравливаться, хитрости и притворства.

Слайд 7

Греческие мудрецы

Семь мудрецов называю — их родину, имя, реченье: «Мера важнее всего», —

Греческие мудрецы Семь мудрецов называю — их родину, имя, реченье: «Мера важнее
Клеобул говаривал Линдский; В Спарте: «Познай себя самого», — проповедовал Хилон; Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа; «Лишку ни в чем!» — поговорка была милетинца Питтака; «Жизни конец наблюдай», — повторялось Солоном Афинским; «Худших везде большинство», — говорилось Биантом Приенским; «Ни за кого не ручайся», — Фалеса Милетского слово
582-581 год Афины при архонте Дамасии

Слайд 8

Софист

Корыстолюбивый охотник за богатыми молодыми людьми
Торговец знаниями оптом и в розницу
борец в

Софист Корыстолюбивый охотник за богатыми молодыми людьми Торговец знаниями оптом и в
словесных состязаниях
мастер словопрений, ведущих лишь к отрицательному результату
подражатель философа, лишь умножающий противоречия

Слайд 9

Знаменитые софисты

Протагору (485 - конец V в. до н.э.) принадлежит знаменитая максима

Знаменитые софисты Протагору (485 - конец V в. до н.э.) принадлежит знаменитая
«Человек есть мера всех вещей».
Горгий (485- 375 до н.э.), автор поэмы «О природе, или о небытии»

Слайд 10

Sophoi (epistêmê) – philosophia

«Так как не в природе человека обладать знанием (epistêmê),

Sophoi (epistêmê) – philosophia «Так как не в природе человека обладать знанием
достигнув какового мы ведали бы, что надлежит делать или говорить, то в пределах возможного мудрецами (sophoi) почитаю я тех, которые благодаря своим догадкам в большинстве случаев способный прийти к правильному решению; философами же (philosophoi) я называю тех, что проводят время свое в занятиях, помогающих им как можно скорее как можно скорее приобрести такую способность суждения».
Исократ Панегирик

Слайд 11

Изобретение философии

Познание осмысляется как процесс, а не как состояние и не как

Изобретение философии Познание осмысляется как процесс, а не как состояние и не
статус.
Процесс познания определяется через чистый интерес к знанию (любовь)
Любомудрие (философия) противопоставляется политической (практической) мудрости, теоретическое знание – практическому.
Любомудрие осмысляется через фигуру философа как субъекта самосовершенствования.

Слайд 12

Сократ

Сокра́т (Σωκράτης; 470/469  до н. э.— 399 до н. э Афины)
«Собеседники Сократа искали его

Сократ Сокра́т (Σωκράτης; 470/469 до н. э.— 399 до н. э Афины)
общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам (слугами были рабы), родным, друзьям, Отечеству, согражданам» (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе)

Слайд 13

Основной принцип сократовской философии

«Забота о себе» (epimeleia heautou/cura sui )
Философия не набор

Основной принцип сократовской философии «Забота о себе» (epimeleia heautou/cura sui ) Философия
теоретических знаний, но определенный стиль жизни, подчиненный стремлению к мудрости как форме личностного совершенства.
Жизнь философа оказывается постоянным упражнением, самосовершенствованием. Это определение философа в значительной степени повлияет на понимание философии во всей последующей западной традиции

Слайд 14

Пайдейя

В классическую эпоху воспитание включало в себя «гимнастическое» и «мусическое» (т.е. «телесное»

Пайдейя В классическую эпоху воспитание включало в себя «гимнастическое» и «мусическое» (т.е.
и «духовное» образование (слово «музике» включало в себя музыку, поэзию, танец и т.д. – все, что развивает душу). Целью воспитания было помочь воспитанникам развить в себе арете – добродетель-доблесть, «хорошесть».
Цицерон использовал для перевода термина «пайдейя» на латинский язык слово cultura.

Слайд 15

Практики самовоспитания

1) практика духовной концентрации
2) исследование совести и внутренних побуждений
3) практика отшельничества

Практики самовоспитания 1) практика духовной концентрации 2) исследование совести и внутренних побуждений
– анахорезис;
4) практика терпеливости: надо уметь переносить страдания;
5) практика контроля над временем;
6) общение с наставником;
7) практика подготовки к смерти
8) Самообладание
9) Слияние с природой

Слайд 16

S1 – S2

 

S1 – S2

Слайд 17

Метафизика Платона

Теорию идей (от греч. eidos – идея, образ)
Концепцию знания как припоминания

Метафизика Платона Теорию идей (от греч. eidos – идея, образ) Концепцию знания
(анамнесис)
Концепцию бессмертия души

Слайд 18

Теория идей Платона

Теория идей Платона

Слайд 19

Контекст «Пира» Платона

424-3 первая постановка «Облаков» Аристофана
416 – победа Агафона на Великих

Контекст «Пира» Платона 424-3 первая постановка «Облаков» Аристофана 416 – победа Агафона
Дионисиях, которую отмечают герои «Пира»
415-413 – Сицилийская экспедиция
404 – поражение Афин, правление Тридцати Тиранов
399 – казнь Сократа

Слайд 20

Сократ

Тот, кто уверен только в своем незнании.
Дельфийский оракул: «мудрым является тот,

Сократ Тот, кто уверен только в своем незнании. Дельфийский оракул: «мудрым является
кто знает, что его знание ничего не стоит» (Апология Сократа)
Он ничего не знает, поэтому расспрашивает других
Прикидывается простаком

Слайд 21

Сократ-повитуха

В моем повивальном искусстве почти все так же, как и у обычных

Сократ-повитуха В моем повивальном искусстве почти все так же, как и у
повитух, отличие, пожалуй, лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен и принимаю «роды души», а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве - то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод. К тому же и со мной получается то же, что с повитухами: сам я в мудрости уже неплоден, и за что меня многие порицали, - что-де я все выспрашиваю у других, а сам никаких ответов никогда не даю, потому что сам никакой мудрости не ведаю, - это правда.
Платон Теэтет

Слайд 22

Дискурсивные процедуры

Спровоцировать собеседника на разговор
Указать на противоречия в его позиции
Завести в тупик
Прийти

Дискурсивные процедуры Спровоцировать собеседника на разговор Указать на противоречия в его позиции
на помощь
Открыть человеку условный характер любого знания
Заставить задуматься о себе самом

Слайд 23

Техники взаимодействия с другим

1. Наставление примером: пример великих людей и сила традиции

Техники взаимодействия с другим 1. Наставление примером: пример великих людей и сила
формируют модель поведения.
2. Наставление знаниями: передача знаний, манеры поведения и принципов.
3. Наставление в трудности: мастерство выхода из трудной ситуации, сократовское techne.
Цель: не educare («воспитывать»), а educere («вывести»)

Слайд 24

Теэтет-Пир

Я человек совершенно вздорный (atopos) и люблю ставить людей в тупик (aporia).
Платон-Эрот

Теэтет-Пир Я человек совершенно вздорный (atopos) и люблю ставить людей в тупик
(Пир)
Daimōn (не бог, не человек) – посредник
«Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой» Пир