Философское учение о человеке

Содержание

Слайд 2

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Специфика философского рассмотрения человека. Проблема начала человека.
Основные парадигмы понимания

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ Специфика философского рассмотрения человека. Проблема начала человека. Основные
человека.
2.1. Становление проблемы человека в истории мысли.
2.2. Эссенциализм (сущностный подход) в понимании человека.
2.3. Человек в экзистенциализме.
2.4. Человек в нигилизме.
2.5. Человек в прагматизме.

Слайд 3

Определение человека

Homo Sapiens — человек разумный
Animal rationale — животное раицональное (зоологическая

Определение человека Homo Sapiens — человек разумный Animal rationale — животное раицональное
классификация Линнея)
Человек как символическое животное — Animal symbolicum — (Кассирер)
Человек — это животное, способное обещать (Ницше)

Слайд 4

Эссенциализм в понимании человека

Эссенциализм – одно из современных общественных течений мысли.

Эссенциализм в понимании человека Эссенциализм – одно из современных общественных течений мысли.
Это сущностный подход в понимании человека. С позиции эссенциализма основной и ведущей стороной в человеке является его сущность. Сущность – это внутренние, устойчивые, неизменные.
Представители:
К.Маркс
З.Фрейд
Э.Фромм

Слайд 5

К.Маркс впервые заметил, что у людей сущности могут быть разными. Различают сущность

К.Маркс впервые заметил, что у людей сущности могут быть разными. Различают сущность
раба и рабовладельца, феодала и крестьянина, рабочего и собственника. По Марксу, сущностью человека является совокупность общественных отношений, в которые включен человек, и она зависит от его места в материально-производственных отношениях.
Он пишет: «Собственность означает первоначально (и таковой она является в ее азиатской, славянской, античной, германской формах) отношение трудящегося (производящего или воспроизводящего) субъекта к условиям своего производства или воспроизводства как к своим собственным. Поэтому, в зависимости от условий этого производства она будет принимать различные формы. Целью самого производства является воспроизводство производителя в этих объективных условиях его существования и вместе с ними»[1].
То есть, по Марксу получается, что сущность, как внутреннее состояние человека, находится не внутри отдельного человека, а перед ним. Поэтому, чтобы изменить сущность человека, например, сделать его лучше, необходимо изменить общественные отношения, то есть совершить революцию.
[1] Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. – М., 1970. Т. 46,. Ч.1. С. 484-486.

Слайд 6

Человек в парадигме экзистенциализма

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. existentia - существование) - или

Человек в парадигме экзистенциализма ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. existentia - существование) - или
философия существования - направление в философии иррационализма. В философии экзистенциализма центральное место занимает человек "существующий и преследующий единственную цель - внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы".
У Хайдеггера экзистенция - это "бытие того сущего, которое открыто для откровенности бытия, в которой оно находится благодаря тому, что переносит", это сущее - человек.
Представители:
Н. Бердяев, Л. Шестов (Россия)
М. Хайдеггер, К. Ясперс (Франция)
Ж.П. Сартр, Г. Марсель (Германия)

Слайд 7

Проблема отчуждения

Проблема отчуждения, которая также рассматривается в рамках экзистенциализма.
Отчуждение – это

Проблема отчуждения Проблема отчуждения, которая также рассматривается в рамках экзистенциализма. Отчуждение –
разъединение внутренне взаимосвязанных предметов и явлений. В экзистенциализме считается, что человек отчуждается прежде всего от общества и от своей сущности.
Выделяются следующие формы отчуждения:
Отчуждение человека от предметов его деятельности;
Отчуждение человека от его сущности;
Отчуждение человека от общественных отношений и от общества в целом. С одной стороны он включается в общество, а с другой стороны, общество навязывает ему стиль и варианты поведения;
Отчуждение человека от его способности быть субъектом общественных отношений. Это происходит тогда, когда человек своими действиями реализует чужую волю;
Отчуждение человека от других людей (в семье, от друзей, родственников).
В результате отчуждения жизнь человека действительно может стать абсурдной и ненужной для самого этого человека.

Слайд 8

Человек в нигилизме

Нигилизм стоит на позициях отрицания завершенности и самодостаточности современного

Человек в нигилизме Нигилизм стоит на позициях отрицания завершенности и самодостаточности современного
человека. Существуют различные разновидности нигилизма.
Представители:
Ф.Ницше
Можно выделить:
Анархический нигилизм
Нигилизм декреативный
Нигилизм ницшеанский или прогрессистский.

Слайд 9

Учение о Сверхчеловеке

Устами своего персонажа Заратустры, который в рамках арийской религии считается

Учение о Сверхчеловеке Устами своего персонажа Заратустры, который в рамках арийской религии
пророком, он описывает свое представление о мире.
Он пишет: «Человек – это канат, натянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью. Опасно прохождение, опасна остановка в пути, опасен взгляд, обращенный назад, опасен страх. Величие человека в том, что он мост, а не цель; и любви в нем достойно лишь то, что он – переход и уничтожение. Я люблю того, кто не умеет жить иначе, кроме как во имя собственной гибели, ибо идет он по мосту».
Согласно ницшеанскому нигилизму, в человеке надо любить не то, что у него общее с животным, а его неповторимость, то есть то, что исчезнет. Человек – лишь временное промежуточное звено, которое скоро исчезнет.

Слайд 10

Ницше пытается набросать основные характеристики нового человека.
Он исходит из того, что

Ницше пытается набросать основные характеристики нового человека. Он исходит из того, что
необходимо иметь человека:
Великодушие
Независимость. Здесь речь идет не о свободе, а о независимости. Ницше выступает противником свободы: «Свобода, - говорит он, - лишь фиговый листок, которым люди прикрывают свое стремление к власти».
Отсутствие унижения
Этот человек мыслит не разумом, а непосредственно интуитивно.
Он ничего не просит, а сам всего достигает.

Слайд 11

Прагматическая модель человека

Понятие прагматизм возникло из греческого слова «прагма», которое означает

Прагматическая модель человека Понятие прагматизм возникло из греческого слова «прагма», которое означает
«дело» и «действие».
Философское направление, представители которого полагают, что основным критерием оценки как познавательной деятельности, так и всех проявлений культуры является соответствие их жизненной практике, опыту.
Родина прагматизма США, сам термин был введен в 70-х годах XIX века Ч.С.Пирсом
Представители:
Ч.С.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи, Дж.Г.Мид

Слайд 12

Прагматическая максима

Это понятие сформулировал Пирс. В упрощенном варианте оно звучит так:
«Общее

Прагматическая максима Это понятие сформулировал Пирс. В упрощенном варианте оно звучит так:
понятие объекта является суммой понятий всех действий объекта». Можно провести аналогию с русской поговоркой: «О человеке судят по его делам». Такая позиция является верной лишь относительно, ведь мы никогда не знаем всех дел человека, стоящего перед нами. Оказывается, что человек все-таки гораздо больше, чем его дела. Это прагматизм не учитывает. Редкий человек в своей жизни может реализовать хотя бы половину своих возможностей. Поэтому, когда о человеке судят по его успехам в жизни, эта позиция является односторонней, неверной. Однако, она имеет и большие преимущества. А именно: такой подход заставляет каждого человека в своей жизни. Не случайно то, что обычно деятельность каждого американца направлена на достижение именно успеха.

Слайд 13

Литература

Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. М., 1993. 412 с.
Джемс

Литература Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. М., 1993. 412
У. Что такое прагматизм / У. Джемс // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1993. № 3.
Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. М., 1990. С. 127-203.
Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии / М.К. Мамардашвили // О человеческом в человеке. М., 1991. С. 8-22.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 49 т. Т.3. С. 1-4.
Маслов А.А. Другое человечество. Здесь кто-то побывал до нас / А.А. Маслов. Ростов н/Д, 2006. 384 с.
Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. Алма-Ата, 1991. 304 с.
Ницше Ф. Антихристианин / Ф. Ницше. // Сумерки богов. М., 1989. С. 17-93.
Омельченко Н.В. Опыт философской антропологии / Н.В. Омельченко. Волгоград, 2005. 236 с.
Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм /Ж.П. Сартр // Сумерки богов. М., 1989. С. 319-344.
Социальная философия: хрестоматия. Саратов, 1998. С. 8-51.
Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой. М., 1994. 370 с.
Франк С.Л. Этика нигилизма / С.Л. Франк // Вехи: сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990. С. 175-210.
Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990. 380 с.
Хайдеггер М. Ницше и пустота / М. Хайдеггер. М., 2006. 303 с.