Средневековая философия: патристика и схоластика 1 – 14 вв

Содержание

Слайд 2

Цель:
познакомиться с представителями философской мысли Средних веков,проследить влияние христианской религии на

Цель: познакомиться с представителями философской мысли Средних веков,проследить влияние христианской религии на
философские концепции мыслителей Средневековья ,на представление о мире , на воспитание людей ,на развитие человеческих начал в человеке.
В результате изучения этой темы у вас должны формироваться общие компетенции (ОК)

Слайд 3

Вопросы темы:
1.Средневековье,как историческая эпоха и возникновение христианской философии.
2.Патристика- Августин Блаженный
3.Схоластика-Фома Аквинский.

Вопросы темы: 1.Средневековье,как историческая эпоха и возникновение христианской философии. 2.Патристика- Августин Блаженный 3.Схоластика-Фома Аквинский.

Слайд 4

Средневековье

Одежда

Замки

Литература

Рыцари

Инквизиция

Средневековье Одежда Замки Литература Рыцари Инквизиция

Слайд 5

Средневековая литература

Средневековая литература

Слайд 7

Рыцарские турниры

Рыцарские турниры

Слайд 9

Крестовые походы

Крестовые походы

Слайд 11

Средневековая инквизиция

Средневековая инквизиция

Слайд 13

Средневековая одежда

Средневековая одежда

Слайд 15

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом, Я к замкам уходить люблю
средневековым...
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века...

Слайд 16

Средневековые замки

Готический стиль

Романтический стиль

Средневековые замки Готический стиль Романтический стиль

Слайд 17

Готический стиль

Готический стиль

Слайд 19

Романтический стиль

Романтический стиль

Слайд 21

Усадьба Храповицкого. Владимирская губерния.

Усадьба Храповицкого. Владимирская губерния.

Слайд 24

Раннее
Средневековье
(конец V — середина XI веков).

Периодизация

Высокое или классическое Средневековье (середина XI —

Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков). Периодизация Высокое или классическое
конец XV веков).

Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века).

Слайд 25

Вывод:

В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в

Вывод: В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако
целом наука находилась в глубоком упадке. В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII — не более 15, в XIV — менее 25 (для сравнения: сегодня их сотни тысяч).
Также в это время появились выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.). Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее Средневековье, стала периодом расцвета искусства — особенно изобразительного — после длительного застоя.

Слайд 26

Теология
(греч. theología, от theós — бог и lógos — слово, учение), богословие,

Теология (греч. theología, от theós — бог и lógos — слово, учение),
совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

Слайд 27

Аврелий Августин

Пьер Абеляр

Фома Аквинский

Роджер Бэкон

философы

и др.

Аврелий Августин Пьер Абеляр Фома Аквинский Роджер Бэкон философы и др.

Слайд 28

Периоды средневековой философии

Патристика :
-апологетика
-зрелая патристика

схоластика

Периоды средневековой философии Патристика : -апологетика -зрелая патристика схоластика

Слайд 29

Патристика (II-VI в.н.э)

Патрис (лат. слово) – отцы церкви.
Патристика – учение христианских

Патристика (II-VI в.н.э) Патрис (лат. слово) – отцы церкви. Патристика – учение
отцов церкви, заложивших основы Священного писания.

Слайд 30

Аврелий Августин

-Августин (Аврелий) — один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской церкви, родился

Аврелий Августин -Августин (Аврелий) — один из знаменитейших и влиятельнейших отцов христианской
13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте.
-Мать – христианка
-Отец – язычник
Работал учителем красноречия
Занялся деятельностью проповедника
обучался риторике
известные сочинения «Исповедь»,
«О граде Божьем», «Об учители»,
«Монологи».

Слайд 31

Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага.
-Мир существует благодаря

Бог — источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. -Мир существует
непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире.
-Мир один и несколько миров быть не может.

- Бог сотворил мир

Взгляды

Слайд 32

Зло — не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая

Зло — не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро,
ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше — хороша»

Добро и Зло.

«Без зла мы не знали бы, что такое добро.» Аврелий Августин

Слайд 33

«О Граде Божьем»

был написан в 413—427 годах, через несколько лет после

«О Граде Божьем» был написан в 413—427 годах, через несколько лет после
взятия Рима вестготами.
Это событие оказало большое влияние на Августина, который писал, что земные государства нестабильны и недолговечны по сравнению с общностями, созданными на основе духовного единения.
В то же время он считал, что светская государственная власть дана людям свыше, чтобы в мире был хоть какой-то порядок, поэтому в соответствии с принципом «Богу — богово, кесарю — кесарево» люди должны подчиняться законному правителю.

Слайд 35

Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего и

Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего и
Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога.
«Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда.
По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. Учение Августина о предопределении положило начало важному направлению христианского богословия

Слайд 36

Познание

Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и

Познание Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю;
помню, что я понимаю, желаю и помню; а ещё желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил.

внутреннее чувство — чувственное восприятие.

ощущение — знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными.

разум — мистическое прикосновение к высшей истине — просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование.

Ступени познания истины:

Слайд 37

Вывод:

Основным теоретическим достижением Патристики стало признание того, что:
Мир-результат творения Бога

Вывод: Основным теоретическим достижением Патристики стало признание того, что: Мир-результат творения Бога
;
Единственный способ познания –это вера, «Верую, чтобы знать»;
Истина открывается человеку в минуты прозрений или озарений , чему предшествует душевное потрясение, в результате чего, открывается чистая ясность души;
История человечества мыслится ,как поступательное движение нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит божественная благодать.
Смысл истории - нравственный прогресс , который осуществляется неуклонно , несмотря на все повороты истории.
Решение проблемы добра и зла связывается со свободой человека.

Слайд 38

Схоластика (VII - XIV вв.)

Схоластика – рациональный путь познания Бога.
Схоластика

Схоластика (VII - XIV вв.) Схоластика – рациональный путь познания Бога. Схоластика
- знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемые опытом.

Слайд 39

Фома Аквинский

- родился в 1225 г.
-философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики,

Фома Аквинский - родился в 1225 г. -философ и теолог, систематизатор ортодоксальной
учитель церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев.
Начальное образование получил в монастырской школе, учился в неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кельне.
Позже стал преподавателем богословия и философии в Париже, где ранее учился. Вступил в орден доминиканцев в 1244 г. В 1252 г. вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 г.
Практически всю остальную часть жизни провел в Италии, за исключением 1268—1272 гг., в течение которых он пребывал в Париже, ведя полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта.
Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 г

На защите диссертации переспорил 14 философов

Слайд 40

Бог – первопричина всего сущего.

Доказательство через движение означает что все движущееся когда-либо

Бог – первопричина всего сущего. Доказательство через движение означает что все движущееся
было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.

Взгляды

Слайд 41

Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и

Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так
реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
Доказательство от степеней бытия — четвертое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом

Слайд 42

Мир – система.

неживое

живое

человек

БОГ

Мир – система. неживое живое человек БОГ

Слайд 43

О человеке и его душе

Человек — промежуточное существо между тварями (животными) и

О человеке и его душе Человек — промежуточное существо между тварями (животными)
ангелами. В ряду телесных созданий — он высшее существо, его отличает разумная душа и свободная воля. В силу последней человек ответствен за свои поступки.
А корень его свободы — разум.
Фома Аквинский считал, что сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела.
Душа человека бессмертна. в душе расставшейся с телом, сохраняются две потенции тела неотъемлемы от него, причем связь тут взаимная.
«Поскольку некоторые люди имеют особенно тонко устроенные тела, души их имеют большую силу разумения».
Конечная цель жизни человека — достижение блаженства, обретаемого в созерцании Бога в загробном мире.

Слайд 44

Познание.

Познание — есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины, постигает и

Познание. Познание — есть самая благородная деятельность человека: теоретический разум постигающий истины,
абсолютную истину, то есть Бога.
Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Объекты человеком воспринимаются не целиком, а частично.
При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в неё лишь в качестве «вида». «Вид» предмета является его познаваемым образом.
Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа.

«Познавать всё и сразу»

Слайд 45

Вывод:

На этапе схоластики учение Аристотеля было приспособлено к христианскому вероучению. Впервые мир

Вывод: На этапе схоластики учение Аристотеля было приспособлено к христианскому вероучению. Впервые
был представлен как система. Человек признавался высшим материальным творением , по своей природе разумным и духовным.
Познание направлено на постижение добра, познавая мир человек обнаруживает ,что во всех вещах скрыты религиозные ценности.
Философия начинает понимать себя как наука , помышляющая о спасении души человека. Она «служанка богословия» .

Слайд 46

ВЫВОД:

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии.
Философия становится служанкой теологии.

ВЫВОД: Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится
Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.
Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)

Слайд 47

Проверочная работа

Часть А.
1.Теология –это… 3. Какое известное сочинение
а) учение о природе написал

Проверочная работа Часть А. 1.Теология –это… 3. Какое известное сочинение а) учение
Аврелий Августин?
б)учение о церкви а) «Об ученике»
в)учение о Боге б) «О Граде Божьем»
г)учение о Бытие в) «Книга пути и добродеятеля»
г) «Путешествие из Петербурга в
Москву»
2.На сколько периодов 4.Что входит в познание по мнению
делится средневековая Аврелия Августина?
Философия? а)внутреннее чувство, ощущение, разум
а)1 б)любовь и ненависть
б)2 в) добро и зло
в)3
г)5 5.Сколько человек переспорил Фома Аквинский
на защите диссертации?
а) 8 б)20 в)15 г)14

Слайд 48

Часть В.
Соотнесите философов с историческими типами философии
*Средневековые философы
*Немецкие философы
*Философы античности

*И.Кант
*Парменид
*Пифагор
*П.Абеляр
*Гегель
*Фома

Часть В. Соотнесите философов с историческими типами философии *Средневековые философы *Немецкие философы
Аквинский

Слайд 49

Ответы:

Часть А: 1-В; 2-Б;3-Б;4-В;5-Г
Часть В:
Средневековые философы : П.Абеляр, Ф.Аквинский
Немецкие философы :

Ответы: Часть А: 1-В; 2-Б;3-Б;4-В;5-Г Часть В: Средневековые философы : П.Абеляр, Ф.Аквинский
Гегель, И.Кант
Философы античности : Парменид, Пифагор

Слайд 50

Часть С.
Составить синквейн на темы:
Философия
Средневековая философия
Бог
Человек

Часть С. Составить синквейн на темы: Философия Средневековая философия Бог Человек

Слайд 51

Синквейн(как составить)
1.Тема сиквейна – объект (одно слово)
2. Два прилагательных или причастия, характеризующих

Синквейн(как составить) 1.Тема сиквейна – объект (одно слово) 2. Два прилагательных или
объект
3.Три глагола или деепричастия , описывающие характерные действия объекта
4.Фраза из четырех слов, выражающая личное отношение к объекту
5.Одно слово, характеризующее суть объекта
Имя файла: Средневековая-философия:-патристика-и-схоластика-1-–-14-вв.pptx
Количество просмотров: 80
Количество скачиваний: 0