Протосоциология: развитие социально-философской мысли

Содержание

Слайд 2

ТЕМА 2

Протосоциология: развитие социально-философской мысли

ТЕМА 2 Протосоциология: развитие социально-философской мысли

Слайд 3

Вопросы:

Осмысление общественной жизни в нарративах ранних государств
Развитие взглядов на общество в античной

Вопросы: Осмысление общественной жизни в нарративах ранних государств Развитие взглядов на общество
философии
Особенности средневекового осмысления социальной жизни
Развитие взглядов на общество в философии Возрождения и Нового времени

Слайд 4

Литература:

Волков Ю.Г. Социология: учебник. 4-е издание. М.: Дашков и К, 2010.
Гидденс Э.

Литература: Волков Ю.Г. Социология: учебник. 4-е издание. М.: Дашков и К, 2010.
Социология: курс лекций. М.: Эдиториал, 2005.
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.
Смелзер Н. Социология. М., 1990.
Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.
Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов. / Под ред. Г.В. Осипова. М., 2002.
Социология: учебник / Под редакцией В.Н. Лаврененко. 3-е издание. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
Социология: Хрестоматия. / Под ред. Ю. Волкова, И. Мостовой. М., 2003.
Щепаньский Ян. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2008

Слайд 5

Вопрос 1

Осмысление общественной жизни в нарративах ранних государств

Вопрос 1 Осмысление общественной жизни в нарративах ранних государств

Слайд 6

Древний Египет

Экономическая снова социальной жизни – государственное хозяйство
Структурная основа – государственная иерархия
Символическая

Древний Египет Экономическая снова социальной жизни – государственное хозяйство Структурная основа –
основа – государственная религия
Основные нарративы - поучения

Слайд 7

Сельскохозяйственные работы

Сельскохозяйственные работы

Слайд 8

Древний Шумер и Старовавилонское царство

Экономическая снова социальной жизни – храмовое хозяйство

Древний Шумер и Старовавилонское царство Экономическая снова социальной жизни – храмовое хозяйство
+ частные домохозяйства
Структурная основа – контрактные отношения
Символическая основа – гедонистическая мораль
Основные нарративы – хозяйственные договоры + поучения

Слайд 9

Шумерский храм

Шумерский храм

Слайд 10

Вопрос 2

Развитие взглядов на общество в античной философии

Вопрос 2 Развитие взглядов на общество в античной философии

Слайд 11

Фидития

Фидития

Слайд 12

Взгляды на общество: Платон

Совместное поселение людей, созданное с целью взаимопомощи и удовлетворения

Взгляды на общество: Платон Совместное поселение людей, созданное с целью взаимопомощи и
потребностей - государство.
Функции таких совместных поселений:
защита общей территории
поддержание стабильности и порядка на ней
удовлетворение потребностей людей в пище, жилье, одежде и др.

Слайд 13

Взгляды на общество: Аристотель

Существуют общественные структуры различного масштаба - структуры макро- и

Взгляды на общество: Аристотель Существуют общественные структуры различного масштаба - структуры макро-
микро-уровней.
Коренные отличия между ними:
На макро-уровне доминируют отношения, основанные на власти, господстве и подчинении
На микро-уровне усматривается другая плоскость отношений между людьми – этически и эмоционально окрашенные дружеские отношения.

Слайд 14

Рим: основные сферы осмысления социальной жизни
- организация семейного производства (латифундии)
-

Рим: основные сферы осмысления социальной жизни - организация семейного производства (латифундии) -
защита правового статуса личной и семейной собственности
- наиболее известный автор М.П.Катон

Слайд 15

Вопрос 3

Особенности средневекового осмысления социальной жизни

Вопрос 3 Особенности средневекового осмысления социальной жизни

Слайд 16

Специфика осмысления социальной жизни в средневековье

Символическая основа – идея государственной симфонии
Взаимное согласование

Специфика осмысления социальной жизни в средневековье Символическая основа – идея государственной симфонии
разнонаправленных интересов
Взаимная ответственность социальных агентов
Политическая основа реализации идеи носила двухуровневый характер:
Церковь
Государство
Инструмент регулирования социальной жизни - законодательство

Слайд 17

Книга Эпарха (Византия, 10 в)

определена городская иерархия
на каждый товар определялись

Книга Эпарха (Византия, 10 в) определена городская иерархия на каждый товар определялись
предельно допустимые цены
на членов цеха накладывались ограничения:
по количеству подмастерьев,
по продолжительности работы
по количеству станков
определены обязанности всех горожан:
выполнение контрольных функций, например, следить за качеством товара соседа
выполнение социальных обязанностей, соответствующих должности
не делать ничего, что не предписано уставом, например:
аргиопраты могли покупать золото, серебро и драгоценности, но не могли покупать медь или ткани
ткачи по шелку могли делать ткани персикового цвета, но не могли желтого или зеленого

Лев Грамматик:
«…я написал эту книгу чтобы род человеческий лучше управлялся и чтобы один не притеснял бы другого»

Примеры санкций:
самовольное оставление работы мистатом – порка по решению эпарха
строители, допустившие брак, приведший к разрушению здания в течение 10 лет – восстановление за свой счет
порча монеты трапезитом – отсечение руки
оценка аргиопратом украшения без ведома эпарха – он должен быть побит, острижен и исключен из списка

Слайд 18

Сельскохозяйственные работы. Византия, 12 в.

Сельскохозяйственные работы. Византия, 12 в.

Слайд 19

Вопрос 4

Развитие взглядов на общество в философии Возрождения и Нового времени

Вопрос 4 Развитие взглядов на общество в философии Возрождения и Нового времени

Слайд 20

Взгляды на общество: Гоббс

По традиции отождествлял общество с государством, но говорил уже

Взгляды на общество: Гоббс По традиции отождествлял общество с государством, но говорил
не о «государственном», а об «общественном» договоре.
Содержание концепции общественного договора:
для людей «естественным» является состояние «войны всех против всех», обусловленное «естественной свободой» и способностью людей наносить равный ущерб друг другу.
выход из этого состояния - мирный «общественный договор», в результате которого люди:
отказываются от посягательств на жизнь и свободу друг друга
передают часть своих «естественных» прав государству, которое гарантирует соблюдение коллективно выработанных правил поведения.

Слайд 21

Взгляды на общество: Шефтсбери

Модель «естественного состояния» на самом деле «противоестественна» для человека
Государство

Взгляды на общество: Шефтсбери Модель «естественного состояния» на самом деле «противоестественна» для
представляет собой образование, вовсе не диссонирующее с человеческой природой, а выражающее социальные и моральные чувства людей.

Слайд 22

Взгляды на общество: Мандевиль

«Гражданское» состояние общества допускает проявление своекорыстных мотивов социального действия

Взгляды на общество: Мандевиль «Гражданское» состояние общества допускает проявление своекорыстных мотивов социального
индивидов ничуть не менее, чем «естественное».
Общество возникает не в результате альтруистических побуждений индивидов, а вследствие реально существующего механизма, соединяющего потребности отдельного человека с потребностями общественного организма.
В результате понятие общества очищается от этических аспектов, а его возникновение объясняется не результатом сознательного целеполагания отдельных индивидов, а действием независящих от воли людей законов.

Слайд 23

Взгляды на общество: Смит

Общество - трудовой и меновой союз рациональных индивидов.
Суть этого

Взгляды на общество: Смит Общество - трудовой и меновой союз рациональных индивидов.
союза:
каждый, работая на себя, удовлетворяет одновременно интересы других, и наоборот
это становится возможным в условиях разделения общественного труда.
такой социально-экономический механизм обеспечивает бесперебойное функционирование общества вне зависимости от существования государства.