Содержание
- 2. Этимология По одному из преданий, название города происходит от имени Кия — самого старшего из трёх
- 3. Другие названия Киева Византийский император Константин Багрянородный, писавший в середине X века, отмечал, что у Киева
- 4. Особенности транслитерации на другие языки На древнерусском языке название Киева писалось как Кыѥвъ[25][26], а жители города
- 5. История Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15 000—25 000 лет
- 6. . Согласно легенде, содержащейся в Повести временных лет, Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом
- 7. Результаты некоторых археологических раскопок можно интерпретировать таким образом, что уже в VI—VII веках поселения на правом
- 8. Киев сейчас
- 9. Достопримечательности Киева
- 14. Скачать презентацию
Слайд 2Этимология
По одному из преданий, название города происходит от имени Кия — самого старшего из
Этимология
По одному из преданий, название города происходит от имени Кия — самого старшего из
трёх братьев, которые, согласно легенде, считаются основателями Киева. Эта легенда дошла до нашего времени в летописи XII века «Повесть временных лет»:
бꙑша · г҃ · братьꙗ · єдиному имѧ Кии · а другому Щекъ · а третьєму Хоривъ и сестра ихъ Лꙑбедь · сѣдѧще Кии на горѣ гдѣже нꙑне ѹвозъ Боричевъ · а Щекъ сѣдѧше на горѣ · гдѣже нꙑне зоветсѧ Щековица · а Хоривъ на третьєи горѣ · ѿ негоже прозвасѧ Хоревица · и створиша градъ во имѧ брата своєго старѣишаго · и нарекоша имѧ єму Києвъ · и бѧше ѡколо града сѣсъ и боръ великъ · и бѧху ловѧща звѣрь бѧху мужи мудри и смꙑслени и нарицахусѧ Полѧне · ѿ нихже єсть Полѧне в Києвѣ и до сего д͠не
В «Повести временных лет» сказано:
Ини же не свѣдуще рекоша · ꙗко Кии єсть перевозникъ бꙑлъ · ѹ Кїєва бо бѧше перевозъ тогда с оноꙗ сторонꙑ Днѣпра · тѣмь гл͠ху на перевозъ на Києвъ
Летописец на это отвечал так:
…аще бо бꙑ перевозникъ Кии · то не бꙑ ходилъ Ц͠рюгороду но се Кии кнѧжаше в родѣ своємь · и приходившю єму ко ц͠рю . ꙗкоже сказають · ꙗко велику честь приꙗлъ есть ѿ ц͠рѧ · при которомь приходивъ ц͠ри · идущю же єму ѡпѧть · приде къ Дунаєви . и възлюби мѣсто и сруби градокъ малъ и хотѧше сѣсти с родомъ своимъ и не даша єму ту блїзь живущии · єже и донꙑнѣ наречють Дуици городище Киевець · Киеви же пришедшю въ свои градъ Києвъ · ту животъ свои сконча · а братъ єго Щекъ и Хоривъ и сестра ихъ Лꙑбедь ту скончашасѧ…
Название города Киев происходит либо от личного имени Кий («палка, дубина») с суффиксом -ев в значении «Киев город», либо от топографического термина, как в украинском языке: куява — «крутой холм», куеви — «вершина горы»[13].
бꙑша · г҃ · братьꙗ · єдиному имѧ Кии · а другому Щекъ · а третьєму Хоривъ и сестра ихъ Лꙑбедь · сѣдѧще Кии на горѣ гдѣже нꙑне ѹвозъ Боричевъ · а Щекъ сѣдѧше на горѣ · гдѣже нꙑне зоветсѧ Щековица · а Хоривъ на третьєи горѣ · ѿ негоже прозвасѧ Хоревица · и створиша градъ во имѧ брата своєго старѣишаго · и нарекоша имѧ єму Києвъ · и бѧше ѡколо града сѣсъ и боръ великъ · и бѧху ловѧща звѣрь бѧху мужи мудри и смꙑслени и нарицахусѧ Полѧне · ѿ нихже єсть Полѧне в Києвѣ и до сего д͠не
В «Повести временных лет» сказано:
Ини же не свѣдуще рекоша · ꙗко Кии єсть перевозникъ бꙑлъ · ѹ Кїєва бо бѧше перевозъ тогда с оноꙗ сторонꙑ Днѣпра · тѣмь гл͠ху на перевозъ на Києвъ
Летописец на это отвечал так:
…аще бо бꙑ перевозникъ Кии · то не бꙑ ходилъ Ц͠рюгороду но се Кии кнѧжаше в родѣ своємь · и приходившю єму ко ц͠рю . ꙗкоже сказають · ꙗко велику честь приꙗлъ есть ѿ ц͠рѧ · при которомь приходивъ ц͠ри · идущю же єму ѡпѧть · приде къ Дунаєви . и възлюби мѣсто и сруби градокъ малъ и хотѧше сѣсти с родомъ своимъ и не даша єму ту блїзь живущии · єже и донꙑнѣ наречють Дуици городище Киевець · Киеви же пришедшю въ свои градъ Києвъ · ту животъ свои сконча · а братъ єго Щекъ и Хоривъ и сестра ихъ Лꙑбедь ту скончашасѧ…
Название города Киев происходит либо от личного имени Кий («палка, дубина») с суффиксом -ев в значении «Киев город», либо от топографического термина, как в украинском языке: куява — «крутой холм», куеви — «вершина горы»[13].
Слайд 3Другие названия Киева
Византийский император Константин Багрянородный, писавший в середине X века, отмечал, что у
Другие названия Киева
Византийский император Константин Багрянородный, писавший в середине X века, отмечал, что у
Киева существовало второе название — Самватас. Вероятно, оно было либо древним названием города, либо его обозначением в неславянской среде. Слово, возможно, происходит из хазарского языка и в этом случае может означать «верхние укрепления».
В «Повести временных лет» Киев в устах князя Олега Вещего под 882 годом называется Матерью городов русских («мати градомъ руским»). Это понимается как калька с греческого «метрополия» («метер» мать + «полис» город)[14][15]. Под этим выражением подразумевается, что Киев был столицей и от него пошли все древнерусские города[16]. Эта же идиома встречается в древнерусской литературе и в дальнейшем — например, в Похвальном слове Константина Муромского XVI века «вкупе со християнскою церковию матере градомъ богоспасенаго Киева к Богу возопи»[17].
Митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» сравнил Софию Киевскую с храмом Соломона в Иерусалиме. Также в «Повести временных лет» Ярослав Мудрый, при описании построения св. Софии, сравнивался с царём Соломоном. Это интерпретировалось многими исследователями как уподобление Киева Новому Иерусалиму. Как это было с Константинополем[18][19][20][21]. По мнению Б. А. Успенского, это видно из соотношения св. Софии городов Киева и Константинополя с храмом Премудрости в Иерусалиме, а также Золотых ворот в трёх городах[22]. Как пишет И. Н. Данилевский, уже в XI—XII веках существовало представление на Руси, что Киев — это Новый Иерусалим[23]. С этой концепцией не был согласен Свердлов М. Б. Он считал, что строительство храмов св. Софии, св. Ирины и св. Георгия, а также их византийская архитектура, Золотые ворота — это всё восходит к традиции Константинополя, но не к Иерусалиму[24].
В «Повести временных лет» Киев в устах князя Олега Вещего под 882 годом называется Матерью городов русских («мати градомъ руским»). Это понимается как калька с греческого «метрополия» («метер» мать + «полис» город)[14][15]. Под этим выражением подразумевается, что Киев был столицей и от него пошли все древнерусские города[16]. Эта же идиома встречается в древнерусской литературе и в дальнейшем — например, в Похвальном слове Константина Муромского XVI века «вкупе со християнскою церковию матере градомъ богоспасенаго Киева к Богу возопи»[17].
Митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати» сравнил Софию Киевскую с храмом Соломона в Иерусалиме. Также в «Повести временных лет» Ярослав Мудрый, при описании построения св. Софии, сравнивался с царём Соломоном. Это интерпретировалось многими исследователями как уподобление Киева Новому Иерусалиму. Как это было с Константинополем[18][19][20][21]. По мнению Б. А. Успенского, это видно из соотношения св. Софии городов Киева и Константинополя с храмом Премудрости в Иерусалиме, а также Золотых ворот в трёх городах[22]. Как пишет И. Н. Данилевский, уже в XI—XII веках существовало представление на Руси, что Киев — это Новый Иерусалим[23]. С этой концепцией не был согласен Свердлов М. Б. Он считал, что строительство храмов св. Софии, св. Ирины и св. Георгия, а также их византийская архитектура, Золотые ворота — это всё восходит к традиции Константинополя, но не к Иерусалиму[24].
Слайд 4Особенности транслитерации на другие языки
На древнерусском языке название Киева писалось как Кыѥвъ[25][26], а
Особенности транслитерации на другие языки
На древнерусском языке название Киева писалось как Кыѥвъ[25][26], а
жители города как кыꙗне[27][28]. В берестяных грамотах Новгорода можно встретить упоминание о городе Киеве, самая ранняя № 915 (1050—1075 годов)[29]. В них название топонима имеет форму Кыѥвъ[30], лишь с середины XIII века (берестяная грамота № 1016) происходит изменение с кы на ки (Киевъ)[31]. В грамоте № 745 (1100—1120 гг.), а также в грамоте Старой Руссы № 37 (1180—1200 гг.) встречается название жителя Киева — кыянин[29].
В славянских языках значительно варьирует вторая гласная в названии этого города, что в некоторых случаях обусловлено особенностями образования прилагательного от имени Кий. Например, в русском языке город называется Киев, в польском — Kijów ([ˈkijuf], Ки́юф, но польск. w Kijowie, в Киёве), в сербском — Кијев, хорватском — Kijev, болгарском — Киев и т. д. Поскольку Киев изначально был столицей Древнерусского государства, а затем длительное время находился в составе Российской империи и СССР, название города усваивалось в неславянских языках через русский: английское Kiev (также Kieff в середине XIX века[32][33]), немецкое Kiew и т. д.
После обретения Украиной независимости власти распорядились брать за основу украинские названия всех имён собственных при их передаче «средствами английского языка»[34], несмотря на сложившиеся традиции этого языка[35]. Это коснулось, в частности, и английского названия Киева: в результате появилось слово Kyiv, которое, однако, непривычно для англоговорящих[36] и потому используется ими реже, чем Kiev[37]. Вместе с тем, в августе 2012-го года Конференция ООН по стандартизации географических названий приняла решение изменить официальное правило написания названия украинской столицы с Kiev на Kyiv[38][39]. В июне 2019-го года Совет США по географическим названиям, базой которого пользуются множество международных организаций (в частности, IATA[40]), принял аналогичное решение[41][42]. В июле 2019 года латинский вариант названия Киева был изменён также в документах ЮНЕСКО[43].
В славянских языках значительно варьирует вторая гласная в названии этого города, что в некоторых случаях обусловлено особенностями образования прилагательного от имени Кий. Например, в русском языке город называется Киев, в польском — Kijów ([ˈkijuf], Ки́юф, но польск. w Kijowie, в Киёве), в сербском — Кијев, хорватском — Kijev, болгарском — Киев и т. д. Поскольку Киев изначально был столицей Древнерусского государства, а затем длительное время находился в составе Российской империи и СССР, название города усваивалось в неславянских языках через русский: английское Kiev (также Kieff в середине XIX века[32][33]), немецкое Kiew и т. д.
После обретения Украиной независимости власти распорядились брать за основу украинские названия всех имён собственных при их передаче «средствами английского языка»[34], несмотря на сложившиеся традиции этого языка[35]. Это коснулось, в частности, и английского названия Киева: в результате появилось слово Kyiv, которое, однако, непривычно для англоговорящих[36] и потому используется ими реже, чем Kiev[37]. Вместе с тем, в августе 2012-го года Конференция ООН по стандартизации географических названий приняла решение изменить официальное правило написания названия украинской столицы с Kiev на Kyiv[38][39]. В июне 2019-го года Совет США по географическим названиям, базой которого пользуются множество международных организаций (в частности, IATA[40]), принял аналогичное решение[41][42]. В июле 2019 года латинский вариант названия Киева был изменён также в документах ЮНЕСКО[43].
Слайд 5История
Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15 000—25 000 лет назад
История
Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15 000—25 000 лет назад
(Кирилловская стоянка)[44]. Период неолита и энеолита (медный век) представлен трипольской культурой, памятники и периоды которой исследователи разделяют на три этапа: ранний (4500—3500 до н. э.), средний (3500—2750 до н. э.) и поздний (2750—2000 до н. э.). Для периода бронзового века территориям юго-западной части характерна белогрудовская культура. Зарубинецкая культура характерна для северо-запада Киевщины второй половины I тысячелетия до н. э. — первой половины I тысячелетия н. э.
Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен черняховской археологической культурой, которую также называют «киевской культурой» и которая существовала на рубеже II—III веков — рубеже IV—V веков в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке.
По данным археологических раскопок, первые поселения на киевских горах возникли во II в. до н. э., а в I в. здесь уже были три славянских посёлка[источник не указан 281 день].
По церковному преданию христианской церкви, в середине I в. апостол Андрей Первозванный водрузил крест на месте современной Андреевской церкви, что знаменовало сошествие благодати Божией на эту землю[45].
Матей Стрыйковский сообщил, что он читал «Киевскую летопись» начала XI в., которую вывез из Киева в 1018 г. польский король Болеслав I Храбрый. В этой летописи говорилось, что укреплённый город на месте Киева существовал с 430 года. Такую же дату сообщает Краткий летописец, источник второй половины XVII века,
считающийся недостоверным, но имеющий интересные легенды
Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен черняховской археологической культурой, которую также называют «киевской культурой» и которая существовала на рубеже II—III веков — рубеже IV—V веков в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке.
По данным археологических раскопок, первые поселения на киевских горах возникли во II в. до н. э., а в I в. здесь уже были три славянских посёлка[источник не указан 281 день].
По церковному преданию христианской церкви, в середине I в. апостол Андрей Первозванный водрузил крест на месте современной Андреевской церкви, что знаменовало сошествие благодати Божией на эту землю[45].
Матей Стрыйковский сообщил, что он читал «Киевскую летопись» начала XI в., которую вывез из Киева в 1018 г. польский король Болеслав I Храбрый. В этой летописи говорилось, что укреплённый город на месте Киева существовал с 430 года. Такую же дату сообщает Краткий летописец, источник второй половины XVII века,
считающийся недостоверным, но имеющий интересные легенды
Слайд 6.
Согласно легенде, содержащейся в Повести временных лет, Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр
.
Согласно легенде, содержащейся в Повести временных лет, Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр
племени полян и назван в честь старшего брата.
Слайд 7Результаты некоторых археологических раскопок можно интерпретировать таким образом, что уже в VI—VII
Результаты некоторых археологических раскопок можно интерпретировать таким образом, что уже в VI—VII
веках поселения на правом берегу Днепра будут считаться городскими[3]. Эта концепция, подкреплённая празднованием в 1982 году 1500-летия Киева, рассматривалась[когда?] как общепринятая. Однако часть исследователей указывает, что обнаруженные археологические источники не дают достаточных оснований для выдвинутого толкования[48]. В противоположность «юбилейной концепции» часть историков и археологов считает, как и прежде, что образование Киева как города проходило в VIII—X веках. Только в конце этого периода отдельные поселения на Замковой горе, Подоле и Старокиевской горе слились в X веке в единое поселение городского характера[49][50].
Согласно различным источникам, в конце IX века в Киеве княжили Аскольд и Дир, являвшиеся либо дружинниками варяга Рюрика, либо потомками Кия[источник не указан 125 дней]; в 882 году Киев был завоёван родственником Рюрика, новгородским князем Олегом, который перенёс туда свою резиденцию, сказав: «сє буди м͠т(и) городомъ Русьскꙑмъ». С этого момента Киев стал столицей Руси.
«Крещение киевлян». Картина Клавдия Лебедева
На Руси владение Киевским великокняжеским столом принадлежало (по крайней мере теоретически) старшему в роде и обеспечивало верховную власть над удельными князьями. Киев оставался реальным политическим центром Киевской Руси, по крайней мере до смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (в 1132 г.). В период раздробленности Киев формально продолжал считаться старшим столом и служил постоянным объектом борьбы между сильными князьями. Серьёзный удар городу нанесли захват и разграбление войсками владимирского князя Андрея Боголюбского в 1169 году, ставшее первым в истории случаем разорения великокняжеского престола[51], и погром войсками смоленского князя Рюрика Ростиславовича в 1203 году. В 1240 году Киев был разграблен и разрушен монголо-татарами. В дальнейшем Киевское княжество продолжило своё существование под монголо-татарским игом, им продолжали править Рюриковичи, однако княжение они получали по ярлыку.
Согласно различным источникам, в конце IX века в Киеве княжили Аскольд и Дир, являвшиеся либо дружинниками варяга Рюрика, либо потомками Кия[источник не указан 125 дней]; в 882 году Киев был завоёван родственником Рюрика, новгородским князем Олегом, который перенёс туда свою резиденцию, сказав: «сє буди м͠т(и) городомъ Русьскꙑмъ». С этого момента Киев стал столицей Руси.
«Крещение киевлян». Картина Клавдия Лебедева
На Руси владение Киевским великокняжеским столом принадлежало (по крайней мере теоретически) старшему в роде и обеспечивало верховную власть над удельными князьями. Киев оставался реальным политическим центром Киевской Руси, по крайней мере до смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (в 1132 г.). В период раздробленности Киев формально продолжал считаться старшим столом и служил постоянным объектом борьбы между сильными князьями. Серьёзный удар городу нанесли захват и разграбление войсками владимирского князя Андрея Боголюбского в 1169 году, ставшее первым в истории случаем разорения великокняжеского престола[51], и погром войсками смоленского князя Рюрика Ростиславовича в 1203 году. В 1240 году Киев был разграблен и разрушен монголо-татарами. В дальнейшем Киевское княжество продолжило своё существование под монголо-татарским игом, им продолжали править Рюриковичи, однако княжение они получали по ярлыку.
Слайд 8Киев сейчас
Киев сейчас
Слайд 9Достопримечательности Киева
Достопримечательности Киева
- Предыдущая
Викторина. Что ты знаешь о ЧС?Следующая -
Что такое хорошо и что такое плохо