1666818695067__fmaj9a (1)

Содержание

Слайд 2

I. Представление текстовой информации

I. Представление текстовой информации

Слайд 3

Для обработки текстовой информации компьютер использует двоичную систему счисления, состоящую из двух

Для обработки текстовой информации компьютер использует двоичную систему счисления, состоящую из двух
цифр: 0 и 1.
В компьютере используется байтовый принцип организации памяти: каждая клеточка – бит памяти.
Бит – это наименьшая единица измерения количества информации, принимающая значение 1 или 0.
Восемь подряд расположенных битов образуют байт.
Порядковый номер байта является его адресом. По этим адресам процессор обращается к данным, читая и записывая их в память.

Слайд 4

В популярных системах кодировки (ASCII  и др.) каждый символ заменяется на 8-разрядное

В популярных системах кодировки (ASCII и др.) каждый символ заменяется на 8-разрядное
целое положительное двоичное число, т.е. 1 символ компьютерного алфавита «весит» 8 битов.
Согласно формуле информатики 2i=N можно закодировать: 28 = 256 символов.
Присвоение символу конкретного кода определено таблицей кодировки ASCII. Таблица кодов ASCII делится на две части. Международным стандартом является лишь первая половина таблицы, т.е. символы с номерами от 0 (00000000), до 127 (01111111). Сюда входят буква латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.
Остальные 128 кодов используются в разных вариантах. В русских кодировках размещаются символы русского алфавита. 

Слайд 5

Первая половина таблицы кодов ASCII

Первая половина таблицы кодов ASCII

Слайд 6

Вторая половина таблицы кодов ASCII

Вторая половина таблицы кодов ASCII

Слайд 7

В настоящее время получил широкое распространение новый международный стандарт Unicode, который отводит

В настоящее время получил широкое распространение новый международный стандарт Unicode, который отводит
на каждый символ 2 байта. С его помощью можно закодировать (216= 65536) различных символов.

Пример представления текста в памяти компьютера:

Слайд 8

Кодирование текстовой информации

Кодирование – преобразование входной информации в машинную форму (в двоичный

Кодирование текстовой информации Кодирование – преобразование входной информации в машинную форму (в
код).
Декодирование – преобразование двоичного кода в форму, понятную человеку.

Слайд 9

Справочная таблица единиц измерения объема информации:

Справочная таблица единиц измерения объема информации:

Слайд 10

Задача 1.
В одном из вариантов кодировки Unicode каждый символ кодируется двумя байтами.

Задача 1. В одном из вариантов кодировки Unicode каждый символ кодируется двумя
Определите количество символов в сообщении, если информационный объём сообщения в этой кодировке равен 480 бит.
1) 60 2) 40 3) 240 4) 30
Решение.
1). Количество символов: К = I / i = 480 / 16 = 30
Ответ: 4) 30
Задача 2.
Информационное сообщение объёмом 5 Кбайт содержит 8192 символа. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано это сообщение?
Решение:
1). I = i * k
Объем сообщения: I =5 Кб =5120 байт =40960 бит
2). Сообщение содержит 8192 символа, следовательно:
i = I / k i = 40960:8192 = 5 бит (вес одного символа).
3). N = 25 = 32
Ответ: 32

Слайд 11

II. Представление графической информации

II. Представление графической информации

Слайд 12

Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука

Графическая и звуковая информация может

Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука Графическая и звуковая информация
быть представлена в аналоговой или дискретной форме.
При аналоговом представлении физическая величина принимает бесконечное множество значений, которые изменяются непрерывно.
При дискретном представлении физическая величина принимает конечное множество значений.
Дискретизация – это преобразование непрерывных изображений и звука в набор дискретных значений в форме двоичных кодов.

Слайд 13

Графическая информация
Вся графическая информация в компьютере представлена в виде растровой и векторной

Графическая информация Вся графическая информация в компьютере представлена в виде растровой и
графики.
В растровой графике точечный рисунок состоит из пикселей.
Графические редакторы растрового типа в основном ориентированы не для создания изображений, а на их обработку.
Достоинство растровой графики – эффективное представление изображений фотографического качества.
Недостаток – большой объем памяти, искажение изображения при его масштабировании.
Растровые графические файлы имеют форматы
JPEG, BMP, TIFF и др.

Слайд 14

Графическая информация
В векторной графике графическая информация – это графические примитивы, составляющие рисунок:

Графическая информация В векторной графике графическая информация – это графические примитивы, составляющие
прямые, дуги, прямоугольники и пр.
Рисунок представляются в системе экранных координат. Достоинство векторной графики – небольшой объем памяти и масштабирование изображений без потери качества.
Векторные графические редакторы предназначены для создания оформительских, чертежных и проектно-конструкторских работ.
Векторные графические файлы имеют форматы WMF, CGM.
Все графические данные, помещаемые в видеопамять и выводимые на экран, имеют растровый формат.

Слайд 15

Шаг 1. Дискретизация: разбивка на пиксели.

Растровое кодирование по шагам:

Шаг 2. Для

Шаг 1. Дискретизация: разбивка на пиксели. Растровое кодирование по шагам: Шаг 2.
каждого пикселя определяется единый цвет.

Пиксель – это наименьший элемент рисунка, для которого можно установить цвет.

Слайд 16

Растровое кодирование (True Color)

Шаг 3. От цвета – к числам: модель RGB

Растровое кодирование (True Color) Шаг 3. От цвета – к числам: модель

цвет = R + G + B

red
красный
0..255

blue
синий
0..255

green
зеленый
0..255

R = 218 G = 164 B = 32

R = 135 G = 206 B = 250

Шаг 4. Числа – в двоичную систему.

256·256·256 =2563 = 16 777 216 цветов

R: 256 = 28 вариантов, нужно 8 бит = 1 байт R G B: 2563 = 224 вариантов, нужно 24 бита = 3 байта

Каждый цвет ( красный, зеленый и синий) имеет 256 уровней интенсивности. Поэтому можно закодировать:

Количество памяти для хранения цвета 1 (точки) пикселя?

Слайд 17

В современных компьютерах используются 3 разрешающие способности экрана: 800х600, 1024х768 и 1280х1024

В современных компьютерах используются 3 разрешающие способности экрана: 800х600, 1024х768 и 1280х1024
точки.
Для черно-белого изображения, без градаций серого цвета, каждая точка экрана может иметь одно из двух состояний – «черная» или «белая», то есть для хранения ее состояния необходим 1 бит.
Цветные изображения формируются в соответствии с двоичным кодом цвета каждой точки (глубиной цвета), хранящимся в видеопамяти.

Двоичное кодирование графической информации

Слайд 18

Двоичное кодирование графической информации

Глубина цвета (i) – это количество битов, которое используется

Двоичное кодирование графической информации Глубина цвета (i) – это количество битов, которое
для кодирования цвета одной точки.

Слайд 19

Двоичное кодирование графической информации

Двоичное кодирование графической информации

Слайд 20

Задача 1. Рассчитать необходимый объем видеопамяти для графического режима с разрешением 800х600

Задача 1. Рассчитать необходимый объем видеопамяти для графического режима с разрешением 800х600
точек и глубиной цвета 24 бита на одну точку.
Решение:
1). Всего точек на экране: К=800∙600=480000.
2). Необходимый объем памяти: I = 24 бит∙480000 =
11520000бит = 1440000 байт = 1406,25 Кб = 1,37 Мб.
Ответ: 1,37 Мб.

Слайд 21

Задача 2:
Сколько секунд потребуется для передачи сообщения со скоростью V=14400 бит/сек,

Задача 2: Сколько секунд потребуется для передачи сообщения со скоростью V=14400 бит/сек,
чтобы передать цветное изображение размером
800 х 600 пикселей, при условии, что в палитре N=65536 цветов?
 Решение:
1). При N = 65536, i = 2 байта = 16 битов.
2). Общее количество пикселей в изображении: К= 800 х 600 =480000.
3). Вычислим объем памяти для 480000 пикселей:
I = K * i = 480 000*2= 960 000 байт * 8 = 7 680 000 бит.
4) Найдем время передачи сообщения: t = I / V =
7 680 000 / 14 400 ≈ 533 секунд.
Ответ: 533 секунды.

Слайд 22

III. Представление звуковой информации

III. Представление звуковой информации

Слайд 23

Двоичное кодирование звуковой информации

Звук представляет собой непрерывный сигнал — звуковую волну с меняющейся

Двоичное кодирование звуковой информации Звук представляет собой непрерывный сигнал — звуковую волну
амплитудой и частотой.
Чем больше амплитуда сигнала, тем он громче для человека.
Чем больше частота сигнала, тем выше тон.
Частота звуковой волны выражается числом колебаний в секунду и измеряется в герцах (Гц).

Слайд 24

Двоичное кодирование звуковой информации

Ввод звука в компьютер производится с помощью звукового устройства

Двоичное кодирование звуковой информации Ввод звука в компьютер производится с помощью звукового
(микрофон и др.), выход которого подключается к порту звуковой карты.
Звуковая карта производит измерения уровня звукового сигнала (преобразованного в электрические колебания) и результаты записывает в память компьютера в виде последовательности электрических импульсов (двоичных нулей и единиц). Этот процесс называется оцифровкой звука.
Промежуток времени между двумя измерениями называется периодом измерений τ (сек).
Обратная величина К=1/τ (герц) называется частотой дискретизации.

Слайд 25

1011010110101010011

аналоговый сигнал

цифровой сигнал

аналоговый сигнал

Оцифровка (перевод в цифровую форму):

Двоичное кодирование

1011010110101010011 аналоговый сигнал цифровой сигнал аналоговый сигнал Оцифровка (перевод в цифровую форму): Двоичное кодирование звуковой информации
звуковой информации

Слайд 26

Дискретизация по уровню звука:

4
3
2
1
0

У всех точек в одной полосе одинаковый код!

8 бит

Дискретизация по уровню звука: 4 3 2 1 0 У всех точек
= 28 =256 уровней
16 бит = 216 = 65536 уровней
24 бита = 224 уровней

«Глубина» кодирования
(разрядность звуковой карты)

Слайд 27

Двоичное кодирование звуковой информации

Частота дискретизации (К) — это количество измерений уровней сигнала за 1секунду.

Двоичное кодирование звуковой информации Частота дискретизации (К) — это количество измерений уровней

Количество бит, отводимое на один звуковой сигнал, называют глубиной кодирования звука (i).
Современные звуковые карты обеспечивают 16-, 32- или 64-битную глубину кодирования звука.
Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования звука (i) и частотой дискретизации (К). 
Чем больше частота и глубина дискретизации звука, тем более качественным будет звучание оцифрованного звука. Чем выше качество цифрового звука, тем больше информационный объем звукового файла.

Слайд 28

Двоичное кодирование звуковой информации

Решение: Для этого количество выборок в 1 секунду умножить

Двоичное кодирование звуковой информации Решение: Для этого количество выборок в 1 секунду
на количество битов, приходящихся на одну выборку и умножить на 2 (стерео):
I = t∙К∙i = 48000∙16∙2 бит = 1536000 бит/ 8 =
192000 байт = 187,5 Кбайт.
Ответ:187,5 Кбайт.

Задача 1: Оценить информационный объем стерео-аудиофайла длительностью звучания 1 секунда при высоком качестве звука
( i =16 битов, K = 48кГц = 48000 Гц).

Слайд 29

Задача 2:
Про­из­во­дит­ся двух­ка­наль­ная (сте­рео) зву­ко­за­пись с ча­сто­той дис­кре­ти­за­ции K=48 кГц и i=32-бит­ным

Задача 2: Про­из­во­дит­ся двух­ка­наль­ная (сте­рео) зву­ко­за­пись с ча­сто­той дис­кре­ти­за­ции K=48 кГц и
раз­ре­ше­ни­ем, ре­зуль­та­ты за­пи­сы­ва­ют­ся в файл, сжа­тие дан­ных не ис­поль­зу­ет­ся. Раз­мер файла с за­пи­сью не может пре­вы­шать I=16 Мбайт.
Какая из при­ведённых ниже ве­ли­чин наи­бо­лее близ­ка к мак­си­маль­но воз­мож­ной про­дол­жи­тель­но­сти за­пи­си?
 1) 17 се­кунд 2) 44 се­кун­ды 3) 65 се­кунд 4) 177 се­кунд
Решение:
1). Ча­сто­та дис­кре­ти­за­ции К=48 кГц = 48 000 зна­че­ний сиг­на­ла за секунду.
 2). Глу­би­на ко­ди­ро­ва­ния i=32 бит =4 байта.
3) По­сколь­ку за­пись двух­ка­наль­ная, объём па­мя­ти, не­об­хо­ди­мый для хра­не­ния дан­ных од­но­го ка­на­ла, умно­жа­ет­ся на 2, по­это­му, так как раз­мер файла I=16 Мб, один канал за­ни­ма­ет 8 Мб =8·220 байт.
4). Про­дол­жи­тель­но­сть за­пи­си t = (8·220) / (48000*4) ≈43,69 сек.
Ответ: 2) 44 се­кун­ды