Слайд 2ПЛАН
Виды требований;
Анализ пользователей: методы и средства.
![ПЛАН Виды требований; Анализ пользователей: методы и средства.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-1.jpg)
Слайд 3ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ
Группа функциональных требований определяет набор задач, которые система должна выполнять. Часто функциональные требования
![ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ Группа функциональных требований определяет набор задач, которые система должна выполнять.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-2.jpg)
представляют в виде сценариев использования (Use Cases).
Слайд 4ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ
Бизнес-требования – определяют высокоуровневые цели организации или клиента (потребителя) – заказчика разрабатываемого
![ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ Бизнес-требования – определяют высокоуровневые цели организации или клиента (потребителя) – заказчика разрабатываемого программного обеспечения.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-3.jpg)
программного обеспечения.
Слайд 5ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ
Пользовательские требования – описывают цели/задачи пользователей системы, которые должны достигаться/выполняться пользователями при
![ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ Пользовательские требования – описывают цели/задачи пользователей системы, которые должны достигаться/выполняться](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-4.jpg)
помощи создаваемой программной системы. Эти требования часто представляют в виде вариантов использования (Use Cases).
Слайд 6ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ
Функциональные требования (как таковые) – определяют функциональность (поведение) программной системы, которая должна
![ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ Функциональные требования (как таковые) – определяют функциональность (поведение) программной системы,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-5.jpg)
быть создана разработчиками для предоставления возможности выполнения пользователями своих обязанностей в рамках бизнес-требований и в контексте пользовательских требований.
Слайд 7ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ
Группа нефункциональных требований задает условия, в которых система должна функционировать (например, время отклика
![ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ Группа нефункциональных требований задает условия, в которых система должна функционировать](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-6.jpg)
при максимальной расчетной нагрузке).
Бизнес-правила – включают или связаны с корпоративными регламентами, политиками, стандартами, законодательными актами, внутрикорпоративными инициативами, учетными практиками, алгоритмами вычислений и т.д. Они подразумевают организацию структуры бизнеса, контролируют или влияют на поведение бизнеса. Бизнес-правила часто определяют распределение ответственности в системе, отвечая на вопрос «кто будет осуществлять конкретный сценарий использования» или диктуют появление некоторых функциональных требований.
Слайд 8ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ
Внешние интерфейсы – часто подменяются «пользовательским интерфейсом». На самом деле вопросы организации
![ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ Внешние интерфейсы – часто подменяются «пользовательским интерфейсом». На самом деле](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-7.jpg)
пользовательского интерфейса безусловно важны в данной категории требований, однако, конкретизация аспектов взаимодействия с другими системами, операционной средой (например, запись в журнал событий операционной системы), возможностями мониторинга при эксплуатации – все это не столько функциональные требования (к которым ошибочно приписывают иногда такие характеристики), сколько вопросы интерфейсов, так как функциональные требования связаны непосредственно с функциональностью системы, направленной на решение бизнес-потребностей.
Слайд 9ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ
Атрибуты качества – описывают дополнительные характеристики продукта в различных “измерениях”, важных для
![ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ Атрибуты качества – описывают дополнительные характеристики продукта в различных “измерениях”,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-8.jpg)
пользователей и/или разработчиков. Атрибуты касаются вопросов портируемости, интероперабельности (прозрачности взаимодействия с другими системами), целостности, устойчивости и т.п.
Слайд 10ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ
Ограничения – формулировки условий, модифицирующих требования или наборы требований, сужая выбор возможных
![ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ Ограничения – формулировки условий, модифицирующих требования или наборы требований, сужая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-9.jpg)
решений по их реализации. В частности, к ним могут относиться параметры производительности, влияющие на выбор платформы реализации и/или развертывания (протоколы, серверы приложений, баз данных и т.п.), которые, в свою очередь, могут относиться, например, к внешним интерфейсам.
Слайд 11ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ
Системные требования иногда классифицируются как составная часть группы функциональных требований. Описывают высокоуровневые
![ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ Системные требования иногда классифицируются как составная часть группы функциональных требований.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-10.jpg)
требования к программному обеспечению, содержащему несколько или много взаимосвязанных подсистем и приложений. При этом, система может быть как целиком программной, так и состоять из программной и аппаратной частей. В общем случае, частью системы может быть персонал, выполняющий определенные функции системы, например, авторизация выполнения определенных операций с использованием программно-аппаратных подсистем.
Слайд 12сформулировать набор требований к программе «Калькулятор»
![сформулировать набор требований к программе «Калькулятор»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-11.jpg)
Слайд 13АНАЛИЗ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
Персонификация
Этот метод подразумевает составление детализированных типовых профилей потенциальных
![АНАЛИЗ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Персонификация Этот метод подразумевает составление детализированных типовых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-12.jpg)
пользователей, относящихся к разным группам. Анализ профилей позволяет смоделировать такие поведенческие аспекты, как цели, желания, потребности, предпочтения и ожидания пользователей. Это будет полезным при принятии решений, связанных с возможностями продукта, их визуальным представлением и способами интерактивного взаимодействия.
Слайд 14АНАЛИЗ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
Анализ контекста
Анализ контекста использования состоит в сборе всей
![АНАЛИЗ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Анализ контекста Анализ контекста использования состоит в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-13.jpg)
доступной информации о том, что именно делают пользователи в процессе выполнения конкретной задачи и в каком окружении они это делают. Это позволяет направить разработку интерфейса так, чтобы он наиболее полно соответствовал порядку работы пользователей с компонентами системы. Результаты анализа являются основой для составления сценариев использования (Use Cases).
Слайд 15АНАЛИЗ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
Сценарии использования (Use cases)
Сценарии описывают поведение пользователей при
![АНАЛИЗ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Сценарии использования (Use cases) Сценарии описывают поведение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-14.jpg)
решении производственных задач в определенном контексте. Они представляют примеры использования как отправную точку для проектирования, а также закладывают основу для юзабилити-тестирования.
Слайд 16АНАЛИЗ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
Преимуществами использования сценариев является то, что они позволяют:
моделировать
![АНАЛИЗ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Преимуществами использования сценариев является то, что они](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-15.jpg)
поведение предполагаемых пользователей, их задачи и окружение;
исследовать вопросы юзабилити на самых ранних этапах проектирования;
определять цели пользователей и вероятное время, затрачиваемое ими для достижения этих целей;
обойтись минимальными ресурсами;
использовать сценарии для дальнейших оценочных исследований;
уменьшить необходимость экспертизы человеческого фактора.
Слайд 17АНАЛИЗ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ:
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА
Алгоритм разработки пользовательских сценариев может быть представлен следующим
![АНАЛИЗ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Алгоритм разработки пользовательских сценариев может быть представлен](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-16.jpg)
образом:
Определение общего контекста, выделение потенциальных пользователей и их задач в этом контексте.
Функциональная декомпозиция пользовательских задач на последовательности операций, необходимых для их решения.
Разделение операций на те, которые должны выполняться пользователями и те, которые компьютером.
Непосредственное формирование сценариев в виде последовательности операций. При этом не следует выделять, что для решения определенных задач используются какие-то особенности продукта.
Дополнение сценариев оценками времени и критериями завершенности.
Слайд 18СОРТИРОВКА КАРТОЧЕК
Формирование списка материалов и тематик. Для этого используются различные источники, начиная от
![СОРТИРОВКА КАРТОЧЕК Формирование списка материалов и тематик. Для этого используются различные источники,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-17.jpg)
материалов, используемых в имеющемся приложении (или в конкурирующих разработках) и вплоть до планируемых в будущих версиях. Включение будущих материалов, которые не предусмотрены в текущей разработке, позволит в дальнейшем сократить затраты, поскольку возможность расширения функциональности и представляемой информации уже будет спроектирована.
Слайд 19СОРТИРОВКА КАРТОЧЕК
Подбор участников. Сортировка карточек может выполняться индивидуально или в группе. Для индивидуального
![СОРТИРОВКА КАРТОЧЕК Подбор участников. Сортировка карточек может выполняться индивидуально или в группе.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-18.jpg)
тестирования потребуется с десяток добровольцев. Для группового тестирования рекомендуется сформировать не менее пяти групп по три человека в каждой. В обоих случаях главное то, что участники тестирования должны быть наиболее типичными представителями целевой аудитории.
Слайд 20СОРТИРОВКА КАРТОЧЕК
Подготовка карточек. Тем или иным способом ранее отобранные материалы наносят на отдельные
![СОРТИРОВКА КАРТОЧЕК Подготовка карточек. Тем или иным способом ранее отобранные материалы наносят](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-19.jpg)
бумажные карточки. Подписи на карточках должны быть достаточно короткими, чтобы участники могли их быстро прочитать и в то же время достаточно подробными, чтобы участники могли понять о чем идет речь. Рекомендуется оставить несколько пустых карточек, куда участники тестирования смогут вписать свои предложения. Все карточки, в т.ч. и пустые, снабжаются уникальным идентификатором.
Слайд 21СОРТИРОВКА КАРТОЧЕК
Выполнение теста. Перед началом теста карточки перемешивают, чистые карточки помещают рядом. Участники
![СОРТИРОВКА КАРТОЧЕК Выполнение теста. Перед началом теста карточки перемешивают, чистые карточки помещают](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-20.jpg)
теста по одному (или по группам) заходят в комнату и раскладываю карточки так, как считают нужным, при необходимости — записывают свое видение в пустые карточки. Наблюдатель, постоянно присутствующий в комнате, фиксирует результаты сортировки, карточки снова перемешивают и приглашают следующего участника (группу).
Слайд 22СОРТИРОВКА КАРТОЧЕК
Анализ результатов. Результаты тестов сводят в единую таблицу и уже по ней
![СОРТИРОВКА КАРТОЧЕК Анализ результатов. Результаты тестов сводят в единую таблицу и уже](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-21.jpg)
выявляют те самые пользовательские предпочтения, ради чего все это и затевалось. Здесь нет каких-либо точных инструкций, поскольку любой анализ есть «нечто среднее между магией и наукой».
Слайд 23СОРТИРОВКА КАРТОЧЕК
Таблица 1. Применение метода сортировки карточек
![СОРТИРОВКА КАРТОЧЕК Таблица 1. Применение метода сортировки карточек](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-22.jpg)
Слайд 24АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ
Анализ конкурентов — простой, недорогой и эффективный метод, позволяющий выявить сильные и
![АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ Анализ конкурентов — простой, недорогой и эффективный метод, позволяющий выявить](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-23.jpg)
слабые стороны программных продуктов или сервисов, аналогичных проектируемому, но уже имеющихся на рынке. Небольшое время, потраченное на ознакомление с несколькими наиболее популярными аналогами и представление использованных в них способов решения типичных задач на обсуждение заинтересованным сторонам, исключает необходимость «изобретать велосипед». В ходе обсуждения преимущества и недостатки сторонних разработок анализируются, а результаты фиксируются в виде перечня вопросов, которые предстоит решить, чтобы обойти конкурентов. Также результатом применения этого метода может являться список возможностей, которые, возможно, потребуется включить в новый продукт
Слайд 25ДИАГРАММЫ БЛИЗОСТИ
Оригинальное название этого метода — affinity diagramming — можно перевести как построение диаграммы
![ДИАГРАММЫ БЛИЗОСТИ Оригинальное название этого метода — affinity diagramming — можно перевести](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-24.jpg)
тематического сходства/близости. Метод основан на сортировке карточек, но выполняется иначе: группировкой элементов занимаются представители разработчика и эксперты со стороны заказчика в ходе совместного обсуждения. Участникам представляется возможность реструктурировать элементы и/или группы, добавлять новые и удалять не нужные.
Слайд 26МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Постановка задачи. В ходе этого этапа проблема, подлежащая решению, должна быть
![МОЗГОВОЙ ШТУРМ Постановка задачи. В ходе этого этапа проблема, подлежащая решению, должна](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-25.jpg)
четко сформулирована.
Генерация идей. Основной этап, на котором от участников требуется быстро предлагать различные, возможно даже абсурдные идеи решения задачи. На этом этапе исключены какие-либо оценки предлагаемых вариантов, поскольку здесь главное — их количество.
Группировка, оценка и отбор идей. Каждая из предложенных идей обсуждается и принимается решение о возможности ее дальнейшего использования.
Слайд 27ФОКУС-ГРУППЫ
Фокус-группа — это неформальное собрание пользователей, у которых запрашивается мнение по определенной
![ФОКУС-ГРУППЫ Фокус-группа — это неформальное собрание пользователей, у которых запрашивается мнение по](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-26.jpg)
теме. Цель в том, чтобы выявить чувства, восприятие, общее отношение и идеи участников обсуждения применительно к обсуждаемому вопросу. Метод фокус-групп применяется, в первую очередь, для сбора информации, но не для ее оценки, поэтому важно так начать дискуссию, чтобы пользователи перешли к активному обсуждению. Иначе, можно получить ответы не столько выражающие мнение участников, сколько ожидаемые организаторами. Фокус-группы часто применяются для тестирования ранее внедренной или внедряемой системы. Положительным аспектом этого метода является то, что в ходе обмена мнениями пользователи обучают друг друга.
Слайд 28ДНЕВНИКИ НАБЛЮДЕНИЙ
Высокоэффективная, но довольно сложная методика анализа пользователей, основанная на длительном по
![ДНЕВНИКИ НАБЛЮДЕНИЙ Высокоэффективная, но довольно сложная методика анализа пользователей, основанная на длительном](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-27.jpg)
времени наблюдении за их действиями при работе с автоматизированной системой. Все действия фиксируются в виде дневниковых записей, в конце эксперимента производится анализ полученной информации. При достаточном объеме данных можно (и нужно) провести статистические исследования и получить количественные значения качественных показателей (например, через количество обращений к определенной операции оценить ее доступность через пользовательский интерфейс).
Слайд 29ДНЕВНИКИ НАБЛЮДЕНИЙ
Сложности метода связаны, в основном, с нежеланием пользователей сотрудничать. Если дневник
![ДНЕВНИКИ НАБЛЮДЕНИЙ Сложности метода связаны, в основном, с нежеланием пользователей сотрудничать. Если](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-28.jpg)
ведет наблюдатель-представитель разработчика, то он должен «слиться с фоном», поскольку мало кто из наблюдаемых любит, когда у него «стоят над душой». Если же дневник поручено вести самому пользователю, то часть информации он, скорее всего, «возьмет с потолка» (попробуйте проанализировать эту ситуацию самостоятельно).
Слайд 30ПРОТОТИПИРОВАНИЕ
Прототипирование (создание прототипа) выполняется на основании результатов ранее произведенных исследований. Это позволяет
![ПРОТОТИПИРОВАНИЕ Прототипирование (создание прототипа) выполняется на основании результатов ранее произведенных исследований. Это](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-29.jpg)
всем заинтересованным сторонам оценить глубину проработки проекта, сравнить альтернативные варианты с учетом мнения заинтересованных сторон и выбрать то решение, которое пойдет в дальнейшую разработку.
Слайд 31ЮЗАБИЛИТИ-ТЕСТИРОВАНИЕ
Тестирование системы целевыми пользователями, которое может применяться на разных этапах ее создания.
![ЮЗАБИЛИТИ-ТЕСТИРОВАНИЕ Тестирование системы целевыми пользователями, которое может применяться на разных этапах ее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-30.jpg)
На ранних стадиях этот метод может быть применен в ходе анализа конкурирующих продуктов. При этом на пользователей возлагают задачи субъективной оценки и сопоставления предложений. Юзабилити-тестирование прототипов позволяет оперативно и с меньшими затратами корректировать дизайн пользовательского интерфейса.
Слайд 32СРЕДСТВА
UXSort
UXSort — Windows-приложение, позволяющее выполнять исследования, связанные с определением структуры методом сортировки
![СРЕДСТВА UXSort UXSort — Windows-приложение, позволяющее выполнять исследования, связанные с определением структуры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-31.jpg)
карточек. Поддерживает до 1000 карточек, глубна сортировки — до 2-х уровней. Позволяет импортировать карточки из MS Excel или MS Word.
Слайд 33СРЕДСТВА
Pencil Project (Evolus Pencil)
Свободная (GPL v2) программа для создания прототипов, доступая для всех
![СРЕДСТВА Pencil Project (Evolus Pencil) Свободная (GPL v2) программа для создания прототипов,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-32.jpg)
платформ. Легка в установке и использовании. Имеет большое количество подключаемых наборов шаблонов. Поддерживает экспорт в форматы .html, .svg, .pdf, .odt, .png.
Слайд 34СРЕДСТВА
GUI Machine
GUI Machine — кроссплатформенный инструмент прототипирования интерфейсов десктопных и веб-приложений, позволяющий
![СРЕДСТВА GUI Machine GUI Machine — кроссплатформенный инструмент прототипирования интерфейсов десктопных и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/969221/slide-33.jpg)
быстро и просто создавать высококачественные прототипы и просматривать их в интерактивном режиме. Содержит большое количество нативных и платформо-независимых компонентов.