- Главная
- Информатика
- Дискретные игры двух игроков с полной информацией. Тема 2.4.4
Содержание
- 2. Человек с самого детства и всю жизнь играет в игры. И если некоторое представление о детских,
- 3. В рассматриваемых нами играх участвуют два игрока, которые ходят по очереди, причем оба они обладают полной
- 4. При этом в игре не должно быть бесконечных партий (бесконечных последовательностей позиций, в которых игроки ходят
- 5. Примерами рассматриваемых нами игр являются большинство настольных игр: шахматы, шашки, го, крестики-нолики, реверси и многие другие.
- 6. Пусть в нашей игре не бывает “ничьих” и игроки ходят по очереди. Нетерминальная позиция называется выигрышной,
- 7. Стратегией в конечной игре с полной информацией называется правило, указывающее, как следует игроку ходить в каждой
- 8. Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят
- 9. Петя может выиграть за один ход. При S≥22 игра завершается. Пети может: добавить в кучу один
- 10. Ваня может выиграть за один ход при любом ходе Пети. Используем решение предыдущей задачи. Ваня может
- 11. Петя не может выиграть 1-м ходом, он может выграть за 2 хода при любом ходе Вани:
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2Человек с самого детства и всю жизнь играет в игры.
И если
Человек с самого детства и всю жизнь играет в игры.
И если
Определимся сразу, что мы будем рассматривать не все игры, а только их определенный класс.
Нас будут интересовать игры с противоречивыми интересами сторон (антагонистические игры) и полной информацией об игре, и в первую очередь такая разновидность подобных игр, как игра двух лиц с нулевой суммой.
Слайд 3В рассматриваемых нами играх участвуют два игрока, которые ходят по очереди, причем
В рассматриваемых нами играх участвуют два игрока, которые ходят по очереди, причем
Игра двух лиц (в дальнейшем будем называть их первый игрок и второй игрок, подразумевая игроков, которые ходят первым и вторым соответственно) с нулевой суммой означает, что выигрыш одного игрока является проигрышем другого (в ряде игр возможна ничья).
Слайд 4При этом в игре не должно быть бесконечных партий (бесконечных последовательностей позиций,
При этом в игре не должно быть бесконечных партий (бесконечных последовательностей позиций,
Чтобы задать конечную игру с полной информацией, нужно:
· указать конечное множество, элементы которого называются позициями игры;
· указать начальную позицию игры;
· указать множество заключительных позиций и задать результат игры в каждой из них;
· для каждой из остальных позиций указать возможные ходы, т.е. позиции, которые могут случиться после хода первого или второго игрока соответственно (в некоторых играх возможные ходы не зависят от того, какой именно игрок ходит).
Слайд 5Примерами рассматриваемых нами игр являются большинство настольных игр: шахматы, шашки, го, крестики-нолики,
Примерами рассматриваемых нами игр являются большинство настольных игр: шахматы, шашки, го, крестики-нолики,
Если к тому же ни в каких аспектах игры (правилах, возможности или очередности ходов, определении момента завершения игры или результата) не участвует элемент случайности, такая игра будет еще и детерминированной.
Слайд 6Пусть в нашей игре не бывает “ничьих” и игроки ходят по очереди.
Пусть в нашей игре не бывает “ничьих” и игроки ходят по очереди.
Нетерминальная позиция x называется выигрышной для игрока, которому предоставлен ход, если существует хотя бы один ход, переводящий игру в проигрышную позицию. Нетерминальная позиция x называется проигрышной, если все ходы из позиции x ведут в выигрышные позиции.
Классификация позиций и стратегии игроков
Слайд 7Стратегией в конечной игре с полной информацией называется правило, указывающее, как следует игроку
Стратегией в конечной игре с полной информацией называется правило, указывающее, как следует игроку
Стратегия определяет полный план действий игрока при всевозможных ситуациях, могущих возникнуть в игре.
Стратегия называется выигрышной для игрока, если все партии, в которых он придерживается этой стратегии, заканчиваются выигрышем этого игрока.
Покажем, что в рассматриваемом нами классе игр обязательно существует выигрышная стратегия для одного из игроков, а все позиции игры можно разделить на выигрышные и проигрышные.
Классификация позиций и стратегии игроков
Слайд 8Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит
Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит
Например, имея кучу из 15 камней, за один ход можно получить кучу из 16 или 30 камней. У каждого игрока, чтобы делать ходы, есть неограниченное количество камней. Игра завершается в тот момент, когда количество камней в куче становится не менее 22.
Победителем считается игрок, сделавший последний ход, то есть первым получивший кучу, в которой будет 22 или больше камней. В начальный момент в куче было S камней, 1 ≤ S ≤ 21.
Будем говорить, что игрок имеет выигрышную стратегию, если он может выиграть при любых ходах противника. Описать стратегию игрока – значит описать, какой ход он должен сделать в любой ситуации, которая ему может встретиться при различной игре противника.
Выполните следующие задания. Во всех случаях обосновывайте свой ответ.
Задача
Слайд 9Петя может выиграть за один ход.
При S≥22 игра завершается. Пети может:
добавить в кучу
Петя может выиграть за один ход.
При S≥22 игра завершается. Пети может:
добавить в кучу
увеличить количество камней в куче в два раза (*2).
Рассмотрим каждый вариант:
(+1):S= 22−1=21
(*2): S=22\2=11 =>S∈[11;21]
11*2=22 12*2=24 (>22) ... 21*2=42 (>22) Получим следующие стратегии: при S∈[11;20] надо удвоить количество камней
при S=21 надо добавить один камень или удвоить количество камней
а) Укажите все такие значения числа S, при которых Петя может выиграть в один ход. Обоснуйте, что найдены все нужные значения S, и укажите выигрывающий ход для каждого указанного значения S.
Слайд 10Ваня может выиграть за один ход при любом ходе Пети.
Используем решение предыдущей
Ваня может выиграть за один ход при любом ходе Пети. Используем решение предыдущей
Получили, S=10. Стратегия будет такой:
б) Укажите такое значение S, при котором Петя не может выиграть за один ход, но при любом ходе Пети Ваня может выиграть своим первым ходом. Опишите выигрышную стратегию Вани.
Слайд 11Петя не может выиграть 1-м ходом, он может выграть за 2 хода
Петя не может выиграть 1-м ходом, он может выграть за 2 хода
Нам нужно подобрать S.
10 можно получить следующим образом:
9+1
5*2
Получаем следующие деревья решений при S=5 и S=9:
в) Укажите два таких значения S, при которых у Пети есть выигрышная стратегия, причём
Петя не может выиграть за один ход, и Петя может выиграть своим вторым ходом, независимо от того, как будет ходить Ваня. Для каждого указанного значения S опишите выигрышную стратегию Пети.