Элементы языка Паскаль

Содержание

Слайд 2

План лекции

Язык Паскаль
Алфавит языка Паскаль.
Структура Паскаль-программы.
Комментарии.
Идентификаторы.
Переменные и типы данных.
Оператор присваивания.
Константы.
Операции и выражения.
9.1.

План лекции Язык Паскаль Алфавит языка Паскаль. Структура Паскаль-программы. Комментарии. Идентификаторы. Переменные
Арифметические операции.
9.2. Логические операции.
9.3. Стандартные математические функции.
9.4. Порядок вычислений. Запись выражений.
10. Операторы ввода-вывода.
11. Простейшие операторы.
12. Пример простейшей программы на языке Паскаль.

Слайд 3

Язык Паскаль

Язык Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в честь французского

Язык Паскаль Язык Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в честь
математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом.
Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

Слайд 4

Язык Паскаль

Причины популярности языка Паскаль
Прост для обучения.
Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко

Язык Паскаль Причины популярности языка Паскаль Прост для обучения. Отражает фундаментальные идеи
воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.
Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.
Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.
Надежность разрабатываемых программ.

Слайд 5

Алфавит языка Паскаль
Алфавит языка - набор элементарных символов, используемый для составления программ.

Алфавит языка Паскаль Алфавит языка - набор элементарных символов, используемый для составления

Алфавит содержит:
52 буквы латинского алфавита (строчные и заглавные);
арабские цифры (0-9);
специальные символы;
знаки математических действий (+ - * / );
знаки пунктуации (. : , ; " ` );
скобки ( [ ] ( ) { } );
знак пробела;
знаки отношений (< > =).

Слайд 6

Структура Паскаль - программ

Блок типа PROGRAM

Имеет имя, состоящее только из латинских

Структура Паскаль - программ Блок типа PROGRAM Имеет имя, состоящее только из
букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.

Программный блок

раздел описания модулей (uses);
раздел описания меток (label);
раздел описания констант (const);
раздел описания типов данных (type);
раздел описания переменных (var);
раздел описания процедур и функций;
раздел описания операторов.

Слайд 7

Общая структура программы на языке Паскаль

Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы}
Uses ...; {раздел

Общая структура программы на языке Паскаль Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы} Uses ...;
описания модулей}
Var ..; {раздел объявления переменных}
  ...
Begin {начало исполнительной части программы}
  ... {последовательность   ... операторов}
End. {конец программы}

Слайд 8

Пример программы на языке Паскаль

Program z1 (input, output);
{ Программа для вычисления площади

Пример программы на языке Паскаль Program z1 (input, output); { Программа для
прямоугольника по заданным сторонам}
Var
a,b,s : integer;
Begin
writeln (‘Введите стороны А и B’);
read (a, b);
s:=a*b;
write (‘S=‘,s,’ кв.см.’)
End.

Слайд 9

Комментарии
Комментарий - это строка (или несколько строк) из произвольных символов, заключенная в

Комментарии Комментарий - это строка (или несколько строк) из произвольных символов, заключенная
фигурные скобки:
{ комментарий }
Другой вариант оформления комментария:
(* комментарий *)
Внутри самого комментария символы } или *) встречаться не должны.

Слайд 10

Идентификаторы

Имена, даваемые программным объектам (константам, типам, переменным, функциям и процедурам, да и

Идентификаторы Имена, даваемые программным объектам (константам, типам, переменным, функциям и процедурам, да
всей программе целиком) называются идентификаторами.
Должно удовлетворять следующим требованиям:
длина имени не должна превышать 63 символа,
первым символом не может быть цифра,
переменная не может содержать пробел;
имя не должно совпадать с зарезервированным (служебным) словом;
прописные и строчные буквы воспринимаются одинаково.

Слайд 11

Примеры зарезервированных слов

and goto set
array implementation shl
begin in shr
case

Примеры зарезервированных слов and goto set array implementation shl begin in shr
interface string
const label then
div mod text
do nil to
downto not type
else of unit
end or until
file pointer uses
far procedure var
for program while
forward record with
function repeat xor

Слайд 12

Переменные и типы данных

Переменная - это программный объект, значение которого может изменяться

Переменные и типы данных Переменная - это программный объект, значение которого может
в процессе работы программы.
Тип данных - это характеристика диапазона значений, которые могут принимать переменные, относящиеся к этому типу данных.
Все используемые в программе переменные должны быть описаны в специальном разделе var по следующему шаблону:
var
<имя_переменной_1> [, <имя_переменной_2, _>] : <имя_типа_1>;
<имя_переменной_3> [, <имя_переменной_4, _>] : <имя_типа_2>;

Слайд 13

О типах данных

Для временного хранения информации в операторах памяти машины в языке

О типах данных Для временного хранения информации в операторах памяти машины в
Паскаль используются константы и переменные. Они могут быть различных типов:
Простые:
  integer - целых чисел;
  real - действительных чисел;   char - символьный тип;   string - строковый;   boolean - логический;
Сложные:   record – комбинированный;
set - множественный
и другие.

Слайд 14

Описание переменных
Приведем пример описания переменных:
Var
a : integer;
b,c : real;
m : boolean;

Описание переменных Приведем пример описания переменных: Var a : integer; b,c : real; m : boolean;

Слайд 15

Оператор присваивания

Оператор присваивания - основной оператор любого языка программирования.
Общая форма записи

Оператор присваивания Оператор присваивания - основной оператор любого языка программирования. Общая форма
оператора:
  имя величины := выражение
Например, V:=5;
или X:=A+1;

Слайд 16

Константы
Константа - это объект, значение которого известно еще до начала работы программы.
В

Константы Константа - это объект, значение которого известно еще до начала работы
языке Pascal существует три вида констант:
неименованные константы (цифры и числа, символы и строки, множества);
именованные нетипизированные константы;
именованные типизированные константы.

Слайд 17

Неименованные константы

Неименованные константы не имеют имен, и потому их не нужно описывать.
Примерами

Неименованные константы Неименованные константы не имеют имен, и потому их не нужно
использования неименованных констант могут послужить следующие операторы:
I := -10;
r := 12.075 + х;
c := 'z';
s := 'abc' + st;
s5 := [1,3,5] * s6;
b := true;

Слайд 18

Нетипизированные константы

Именованные константы, как следует из их названия, должны иметь имя.
Эти

Нетипизированные константы Именованные константы, как следует из их названия, должны иметь имя.
имена необходимо сообщить компилятору, то есть описать в специальном разделе const.
Если не указывать тип константы, то по ее внешнему виду компилятор сам определит, к какому (базовому) типу ее отнести.

Слайд 19

Нетипизированные константы

Вот несколько примеров описания нетипизированных именованных констант:
const
n = -10;
m

Нетипизированные константы Вот несколько примеров описания нетипизированных именованных констант: const n =
= 1000000000;
mmm = n*100;
x = 2.5;
c = 'z';
s = 'string';
b = true;

Слайд 20

Типизированные константы

Типизированные именованные константы представляют собой переменные(!) с начальным значением, которое к

Типизированные константы Типизированные именованные константы представляют собой переменные(!) с начальным значением, которое
моменту старта программы уже известно.
Типизированные константы нельзя использовать для определения других констант, типов данных и переменных. Их значения можно изменять в процессе работы программы.
Описание типизированных констант производится по следующему шаблону:
const
<имя_константы> : <тип_константы> = <начальное_значение>;

Слайд 21

Типизированные константы
Пример описания типизированных констант
const
n: integer = -10;
x: real =

Типизированные константы Пример описания типизированных констант const n: integer = -10; x:
2.5;
c: char = 'z';
b: boolean = true;

Слайд 22

Операции и выражения. Арифметические операции.

Операции общей арифметики
(арифметические оперции)
+ сложение
-

Операции и выражения. Арифметические операции. Операции общей арифметики (арифметические оперции) + сложение
вычитание
* умножение
/ деление
Пример арифметического выражения :
y:=(2*k+5)/(7-x);

Слайд 23

Арифметические операции

Операции целочисленной арифметики применимы, как легко догадаться, только к целым типам.

Арифметические операции Операции целочисленной арифметики применимы, как легко догадаться, только к целым

a div b - деление а на b нацело
Пример:
x:=13;
y:=5;
z:=x div y;
В результате переменная z получит значение 2.

Слайд 24

Арифметические операции

a mod b - взятие остатка при делении а на b

Арифметические операции a mod b - взятие остатка при делении а на
нацело.
Пример:
x:=13;
y:=5;
z:=x mod y;
В результате переменная z получит значение 3.

Слайд 25

Логические операции

Операции сравнения
= равно
<> неравно
> больше
< меньше
<= меньше либо равно
>=

Логические операции Операции сравнения = равно неравно > больше >= больше либо
больше либо равно
Применимы ко всем базовым типам.
Результатом является значение истина (true) или ложь (false)

Слайд 26

Логические операции

Пример операций сравнения:
5>=4 true
7<=7 true
(2+7)<3 false
true=false false
a>b зависит от

Логические операции Пример операций сравнения: 5>=4 true 7 (2+7) true=false false a>b
значений a и b

Слайд 27

Логические операции

and логическое «и» (конъюнкция)
or логическое «или» (дизъюнкция)
not логическое «не» (инверсия)
xor логическое

Логические операции and логическое «и» (конъюнкция) or логическое «или» (дизъюнкция) not логическое
«или исключающее»

Слайд 28

Логические операции

Пример использования операции and :
2 5 X
(x>2) and (x<5)

Обозначим true за

Логические операции Пример использования операции and : 2 5 X (x>2) and
1 , а false за 0.
Рассмотрим таблицу истинности для конъюнкции

Слайд 29

Логические операции

Пример использования операции or :
2 5 X
(x<2) or (x>5)

Обозначим true за

Логические операции Пример использования операции or : 2 5 X (x 5)
1 , а false за 0.
Рассмотрим таблицу истинности для дизъюнкции

Слайд 30

Логические операции

Пример использования операции xor :
2 5 X
(x<2) xor (x>5)

Обозначим true за

Логические операции Пример использования операции xor : 2 5 X (x 5)
1 , а false за 0.
Рассмотрим таблицу истинности для «или исключающего»

Слайд 31

Логические операции

Пример использования операции not :
2 5 X
not ((x<=2) xor (x>=5))

Обозначим true

Логические операции Пример использования операции not : 2 5 X not ((x
за 1 , а false за 0.
Рассмотрим таблицу истинности для инверсии

Слайд 32

Стандартные математические функции

Стандартные математические функции

Слайд 33

Порядок вычислений

Приоритеты операций языка Pascal

Порядок вычислений Приоритеты операций языка Pascal

Слайд 34

Запись выражений

Пример записи выражения на языке Pascal
b:=sqrt((2+x1-abs(x2))/sqr(sin(alpha)))+2*k;

Запись выражений Пример записи выражения на языке Pascal b:=sqrt((2+x1-abs(x2))/sqr(sin(alpha)))+2*k;

Слайд 35

Операторы ввода-вывода

Операторы ввода
Для того чтобы получить данные, вводимые пользователем вручную (то есть

Операторы ввода-вывода Операторы ввода Для того чтобы получить данные, вводимые пользователем вручную
с клавиатуры), применяются команды
read(<список_ввода>) и readln(<список_ввода>).
Список ввода - это последовательность имен переменных, разделенных запятыми.
Например, при помощи команды
read(k,x,c,s);
программа может получить с клавиатуры данные сразу для четырех переменных.

Слайд 36

Операторы ввода-вывода

Операторы вывода
Для того чтобы вывести на экран какое-либо сообщение, используют процедуру

Операторы ввода-вывода Операторы вывода Для того чтобы вывести на экран какое-либо сообщение,

write(<список_вывода>) или writeln(<список_вывода>).
Примеры операторов вывода:
write (a);
writeln (s,m,k);
write ( ‘Длина окружности ’, L, ’ см.’ );

Слайд 37

Простейшие операторы

a:= b; - присваивание. В данном примере переменной а присваивается значение

Простейшие операторы a:= b; - присваивание. В данном примере переменной а присваивается
переменной b.
; - пустой оператор, который можно вставлять куда угодно, а также вычеркивать откуда угодно, поскольку на целостность программы это никак не влияет.
Операторные скобки превращают несколько операторов в один:
begin
<несколько операторов>
end;

Слайд 38

Пример реализации линейного алгоритма на языке Pascal

Задача . Составить алгоритм нахождения среднего

Пример реализации линейного алгоритма на языке Pascal Задача . Составить алгоритм нахождения
арифметического трех чисел А, B, C.
Program z(input, output);
Const
N=3;
Var
a,b,c,sr :real;
Begin
writeln (‘Введите А, B и C’);
read (a, b, c);
sr:=(a+b+c)/N;
write (‘Sr=‘,sr)
End.

Ввод А,B,C

Вывод S

S=(A+B+C)/3

конец

начало

Слайд 39

Вопросы

- Кто является автором языка Паскаль? Для каких целей был создан

Вопросы - Кто является автором языка Паскаль? Для каких целей был создан
Паскаль? - Какие буквы, цифры и специальные символы составляют алфавит языка Паскаль? - Что такое зарезервированное слово? Приведите примеры. - Игнорируются ли Паскалем различие в высоте символов из которых состоит программа? - Для чего используются разделители? - Можно ли располагать несколько операторов в одной строке? - Как обозначаются ограничители комментария? - Можно ли комментарии с однотипными ограничителями вкладывать друг в друга? - Опишите структуру Паскаль-программы. - Что обозначают в разделе описаний const, var? Приведите примеры. - Каково назначение идентификаторов? Где они используются? - Каковы правила записи идентификаторов? - Приведите примеры правильных и неправильных идентификаторов. - Сколько первых символов являются значимыми при записи идентификатора?

Слайд 40

Вопросы

Что такое выражение? Приведите примеры. - Где могут использоваться выражения? - Можно ли считать

Вопросы Что такое выражение? Приведите примеры. - Где могут использоваться выражения? -
константу, переменную или обращение к функции выражением? - Как определяется тип выражения? Приведите пример. - Вычислите ((1+1/2)*2)/3 63 mod 16 18 div 3 - Какие операции Вы знаете? - Что такое отношения? Для чего они используются? - Что такое приоритет выполнения операций? - Что вы понимаете под логическими операциями? Приведите таблицы истинности для логических операций. - Имеют ли приоритет логические операции над операциями сравнивания (отношения)?
Имя файла: Элементы-языка-Паскаль.pptx
Количество просмотров: 38
Количество скачиваний: 0