Слайд 3Возможности HTML-документов развивались постепенно: сначала все ограничивалось собственно текстом с тегами и
изображениями. Позднее появилась возможность вставки и воспроизведения звуковых файлов и видеоклипов. Однако помимо размещения мультимедиа-контента на веб-странице существовала проблема динамической обработки запросов и управления просмотром. Для ее решения стандартных средств HTML не хватало.
При генерации страниц в Web возникает дилемма, связанная с архитектурой «клиент-сервер». Страницы можно генерировать как на стороне клиента, так и на стороне сервера. В 1995 году специалисты компании Netscape создали механизм управления страницами на клиентской стороне, разработав язык программирования JavaScript.
Таким образом, JavaScript — это язык управления сценариями просмотра гипертекстовых страниц Web на стороне клиента. Однако на самом деле JavaScript — это не только язык для программирования на стороне клиента. Liveware, прародитель JavaScript, является средством подстановок на стороне сервера Netscape. Тем не менее, наибольшую популярность JavaScript обеспечил front-end.
Основная идея JavaScript состоит в том, чтобы изменять отдельные значения атрибутов HTML-контейнеров и свойств среды отображения в процессе просмотра HTML-страницы пользователем. При этом для актуализации изменений перезагрузка страницы не требуется.
Слайд 4Netscape Communications Corporation представляет
Слайд 5Компания Netscape Communications Corporation активно участвовала в процессе развития всемирной паутины. Последняя
явно многим обязана этой компании: среди прочего Netscape подарила вебу JavaScript. Изначально компании удалось достойно вступить в борьбу за первенство в интернет-отрасли благодаря созданию и бесплатному распространению (для использования в домашних условиях) браузера Netscape Navigator.
Но в апреле 1995 года Netscape наняла Брендона Эйха, на которого была возложена особая миссия. Перед ним стояла задача внедрить язык программирования Scheme (или что-то похожее) в браузер Netscape Navigator.
Scheme — это функциональный язык программирования, один из двух наиболее популярных в наши дни диалектов языка Лисп (другой популярный диалект — это Common Lisp).
Однако постановка задачи была, мягко говоря, не слишком точна, Эйха перевели в группу, ответственную за серверные продукты, где он проработал месяц, занимаясь улучшением протокола HTTP. В мае разработчик был переброшен обратно, в команду, занимающуюся клиентской частью (браузером), где он немедленно начал разрабатывать концепцию нового языка программирования.
Через некоторое время появился скриптовый язык под названием LiveScript. Этот язык был создан для реализации интерактивности в HTML-документах, которые прежде были статичными. Поддержка LiveScript была реализована в первых версиях браузера Netscape Navigator, пользовался большой популярностью и успехом.
Слайд 6Помимо Брендана Эйха в разработке нового языка участвовали сооснователь Netscape Communications Марк
Андрессен и сооснователь Sun Microsystems Билл Джой. Чтобы успеть закончить работы над языком к релизу браузера, компании заключили соглашение о сотрудничестве. Их целью было создать «язык для склеивания» составляющих частей веб-ресурса: изображений, плагинов, Java-апплетов, который был бы удобен для веб-дизайнеров и программистов, не обладающих высокой квалификацией.
В результате соглашения между Netscape Communications и Sun Microsystems и объединения идей LiveScript со структурой Java появилась среда под названием «Mocha», предназначенная для разработки сетевых приложений и, в конце концов, для создания динамичных web-страниц. Среда выпускалась как открытое ПО и была независима от используемой программной платформы.
Проект завершился созданием спецификаций, которые были опубликованы двумя компаниями в декабре 1995 года под названием JavaScript 1.0.
Слайд 7Netscape vs Microsoft vs стандартизация
Слайд 8Первым браузером, поддерживающим JavaScript, был Netscape Navigator 2.0. Однако корпорация Microsoft быстро
сообразила, куда ветер дует и разработала свой «JavaScript», который получил название JScript 1.0. Естественно, его поддержка была реализована в браузере Microsoft Internet Explorer 3.0 и Internet Information Server.
Несмотря на то, что JScript формально был независимой разработкой Microsoft, он оказался совместимым с JavaScript 1.0 компании Netscape. Более того, сценарий, написанный для одного браузера, с большой вероятностью мог быть выполнен на другом браузере.
Позже компания Netscape выпустила версию JavaScript 1.1 для Netscape Navigator 3.0 и Live Wire Web server. В данной версии были сохранены все характерные черты языка JavaScript 1.0 и добавлено множество новых возможностей.
Компания Microsoft также усовершенствовала собственный язык JScript, но решила не включать в него все нововведения JavaScript 1.1. С этого момента возникла несовместимость браузеров: при попытке запустить сценарии, написанные на JavaScript 1.1, они не распознавались или приводили к ошибкам при использовании в продуктах Microsoft.
Слайд 9Однако вскоре Netscape, Microsoft и другие компании решили, что будет лучше мирно
договориться и выработать единый стандарт. Европейская ассоциация производителей компьютеров (European Computer Manufacturing Association — ЕСМА) начала работу над ним в ноябре 1996 года. В июле следующего года был создан новый язык, получивший название ECMAScript.
А пока шла работа над стандартом, конкуренты не теряли времени и выпустили новые версии собственных языков – JavaScript 1.2 для браузера Netscape Navigator 4.0, и JScript 2.0 для браузера Microsoft Internet Explorer 3.0. Таким образом проблемы совместимости языков выполнения сценариев еще больше усиливались: при доработке этих языков не был учтен общий стандарт (ЕСМА).
Жизнь Web-разработчиков сильно осложнилась. Им не только пришлось запоминать особенности каждого браузера, но и создавать Web-страницы, которые можно было бы просматривать в обоих браузерах.
Слайд 10Большинство из них было уверено, что ситуация никогда не изменится и будет
только усугубляться. Однако оптимисты надеялись, что благодаря ЕСМА браузеры снова станут совместимыми.
Конкурирующие компании прекратили упрямиться только к выходу третьей редакции стандарта ECMA 262 (ECMAScript Edition 3) и выпустили JavaScript 1.5, и JScript 5.5. Эти версии были практически на 100% совместимы с ECMAScript Edition 3.
После этого стало возможно написать сценарий JavaScript, который мог бы одинаково хорошо работать в обоих браузерах. Теоретически. Однако различия между браузерами все равно осложняли эту задачу
Слайд 11Таблица 1.1. Поддержка JavaScript в браузерах Netscape
Слайд 12Таблица 1.2. Поддержка JavaScript в браузерах Internet Explorer
Слайд 13Тем не менее, JavaScript нашел широкое применение не только у разработчиков браузеров,
но и в целом у создателей открытого ПО.
По данным Black Duck Software, в разработке открытого программного обеспечения доля использования JavaScript росла. 36 % проектов, релизы которых состоялись с августа 2008 по август 2009, написаны с использованием JavaScript
Слайд 15Согласно TIOBE Index, базирующемуся на данных поисковых систем Google, MSN, Yahoo!, Википедия
и YouTube, в августе 2016 года JavaScript находился на 7-ом месте. Год назад он занимал 9-ю позицию.
80 % открытого программного обеспечения написано на Си, C++, Java, Shell и JavaScript. При этом JavaScript — единственный из этих языков, чья доля использования увеличилась год к году (более чем на 2 процента, если считать в строках кода).
JavaScript является самым популярным языком программирования, используемым для разработки веб-приложений на стороне клиента.
Кроме того, JavaScript активно применяется в следующих направлениях разработки:
• Бэкенд
• Мобильные приложения
• Десктоп приложения
• Embedded. Холодильники/часы/чайники/IoT
В настоящее время JavaScript является наиболее популярным языком программирования с прекрасно развитой экосистемой модулей OSS, который, в отличие от других существующих альтернатив, действительно можно назвать универсальным: «пишешь один раз, используешь везде» — идея, о которой создатели Java мечтали. И вот благодаря JavaScript она стала реальностью, писал Эрик Эллиот.
Слайд 16ПЕРСПЕКТИВЫ JAVASCRIPT
Нет такого языка, или технологии, которые были бы однозначно признаны рынком
как лучшее решение для разработчиков в какой-либо сфере. У каждого варианта есть свои достоинства и недостатки.
Сложность современных веб-решений давно требует существенного пересмотра. Поэтому большое внимание разработчики уделили новым версиям стандарта JavaScript – ECMAScript 6 и 7.
6-я версия стандарта (который, кстати, в пику несостоявшемуся выпуску ES4 иногда называют как ES6 Harmony) содержит изменения, которые существенно облегчат создание сложных решений: классы, модули, коллекции, итераторы, генераторы, прокси, типизированные массивы, обещания, новые методы и свойства для стандартных объектов и новые синтаксические возможности и еще много чего.
В отличие от ECMAScript 6 спецификация ECMAScript 7 содержит относительно немного изменений, которые развивались в рамках непрерывно обновляемого варианта спецификации ECMAScript Next. В стандарт из данной черновой спецификации были перенесены уже поддерживаемые браузерами возможности, поэтому ECMAScript 7 сразу доступен во всех основных браузерах и не требует дополнительного времени на реализацию.
В ECMAScript 7 вошли изменения, связанные с устранением недоработок и внесением уточнений к ECMAScript 6.
JavaScript по-прежнему остается перспективным языком программирования. О его перспективах достаточно много уже было написано на Хабре
Слайд 171. Рост использования TypeScript в реальных проектах, развитие альтернативных проектов и их
взаимное обогащение.
2. Развитие инструментов для кроссплатформенной разработки на JS, продолжение стирания границ между сайтами и приложениями.
3. Рост умных телевизоров и консолей с разработкой на JavaScript, нативная разработка на JS на многих современных платформах (но не всех).
4. Развитие API доступа к нативным возможностям устройства из JavaScript, адаптация NUI в JS. (Затянется на несколько лет.)
5. Новые переработанные версии популярных библиотек, повышение входного порога для создания комплексных фреймворков, нишевые решения на базе ES6.
6. Адаптация веб-компонент браузерами, принятие новых технологий разработчиками элементов управления и различных фреймворков.
7. Применение менеджеров пакетов и систем сборки для JavaScript в корпоративной и учебной среде, интеграция в популярные инструменты веб-разработки.
8. Развитие графических библиотек на JS, показательная адаптация новых технологий крупными или заметными игроками рынка (игры и интерактивный контент — основные драйверы).
9. Unity 5 с рендерингом в WebGL, развитие 3d и игровых библиотек, потенциальный прорыв через социальные сети.
10. Облачные решения для IoT на базе Node.js, новые экспериментальные проекты на клиентской стороне.