Методика решения заданий типа Робот в лабиринте

Содержание

Слайд 2

Методика решения заданий типа «Робот в лабиринте»

Методика решения заданий типа «Робот в лабиринте»

Слайд 3

Задания этого типа сводятся к тому, чтобы определить те точки (назовем их

Задания этого типа сводятся к тому, чтобы определить те точки (назовем их
«особые») в лабиринте, к которым робот вернется пройдя четыре раза по прямой (пока выполняется условие цикла). При этом он, естественно, пройдет по сторонам прямоугольника.
Очевидно, что «особая» точка – это и стартовая, и финишная позиция. А раз она финишная, то это та точка, в которой нарушилось условие продолжения последнего цикла. На этой идее основан поиск решения задачи.

Слайд 4

Задача:

Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:
вверх       вниз            

Задача: Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости:
влево             вправо
При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:
сверху свободно           снизу свободно               слева свободно            справа свободно
Цикл
ПОКА < условие > команда выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку. Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу, РОБОТ остановится в той же клетке, с которой он начал движение?

ПОКА < снизу свободно > вниз
ПОКА < слева свободно > влево
ПОКА < сверху свободно > вверх
ПОКА < справа свободно > вправо

Слайд 5

1. Зафиксировать (отметить) те точки, где РОБОТ может прекратить движение

ПОКА < снизу

1. Зафиксировать (отметить) те точки, где РОБОТ может прекратить движение ПОКА вниз
свободно > вниз
ПОКА < слева свободно > влево
ПОКА < сверху свободно > вверх
ПОКА < справа свободно > вправо

Слайд 6

2. Попробовать отмеченные точки использовать в качестве стартовых, выполнив всю программу

ПОКА <

2. Попробовать отмеченные точки использовать в качестве стартовых, выполнив всю программу ПОКА
снизу свободно > вниз
ПОКА < слева свободно > влево
ПОКА < сверху свободно > вверх
ПОКА < справа свободно > вправо

Слайд 7

ПОКА < снизу свободно > вниз
ПОКА < слева свободно > влево
ПОКА

ПОКА вниз ПОКА влево ПОКА вверх ПОКА вправо
< сверху свободно > вверх
ПОКА < справа свободно > вправо

Слайд 8

ПОКА < снизу свободно > вниз
ПОКА < слева свободно > влево
ПОКА

ПОКА вниз ПОКА влево ПОКА вверх ПОКА вправо
< сверху свободно > вверх
ПОКА < справа свободно > вправо

Слайд 9

ПОКА < снизу свободно > вниз
ПОКА < слева свободно > влево
ПОКА

ПОКА вниз ПОКА влево ПОКА вверх ПОКА вправо
< сверху свободно > вверх
ПОКА < справа свободно > вправо

Слайд 10

ПОКА < снизу свободно > вниз
ПОКА < слева свободно > влево
ПОКА

ПОКА вниз ПОКА влево ПОКА вверх ПОКА вправо
< сверху свободно > вверх
ПОКА < справа свободно > вправо

Слайд 11

ПОКА < снизу свободно > вниз
ПОКА < слева свободно > влево
ПОКА

ПОКА вниз ПОКА влево ПОКА вверх ПОКА вправо
< сверху свободно > вверх
ПОКА < справа свободно > вправо

Слайд 12

ПОКА < снизу свободно > вниз
ПОКА < слева свободно > влево
ПОКА

ПОКА вниз ПОКА влево ПОКА вверх ПОКА вправо
< сверху свободно > вверх
ПОКА < справа свободно > вправо

Слайд 13

ПОКА < снизу свободно > вниз
ПОКА < слева свободно > влево
ПОКА

ПОКА вниз ПОКА влево ПОКА вверх ПОКА вправо
< сверху свободно > вверх
ПОКА < справа свободно > вправо

Слайд 14

ПОКА < снизу свободно > вниз
ПОКА < слева свободно > влево
ПОКА

ПОКА вниз ПОКА влево ПОКА вверх ПОКА вправо
< сверху свободно > вверх
ПОКА < справа свободно > вправо

Слайд 15

Ответ:

Требованию «РОБОТ должен вернуться в исходную точку» удовлетворяет одна клетка.
Ответ 1.

Ответ: Требованию «РОБОТ должен вернуться в исходную точку» удовлетворяет одна клетка. Ответ 1.

Слайд 16

F

Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу,

F Сколько клеток приведенного лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную ниже программу,
РОБОТ уцелеет (не врежется в стену) и остановится в той же клетке, с которой он начал движение?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 0
НАЧАЛО
ПОКА <слева свободно> вверх
ПОКА <сверху свободно> вправо
ПОКА <справа свободно> вниз
ПОКА <снизу свободно> влево
КОНЕЦ

Слайд 17

Решение:

особенность этой задач в том, что РОБОТ проверяет стенку в одном направлении,

Решение: особенность этой задач в том, что РОБОТ проверяет стенку в одном
а движется в другом

Слайд 18

рассмотрим первый цикл:
ПОКА <слева свободно> вверх
понятно, что при движении вверх РОБОТ

рассмотрим первый цикл: ПОКА вверх понятно, что при движении вверх РОБОТ остановится
остановится в первой же клетке, где слева будет стена

Слайд 19

рассуждая аналогично, находим, что во втором цикле при движении вправо РОБОТ останавливается

рассуждая аналогично, находим, что во втором цикле при движении вправо РОБОТ останавливается
в клетке, где есть стена сверху; в третьем цикле (движение вниз) РОБОТ останавливается в клетке, где есть стена справа;
наконец, в четвертом цикле РОБОТ останавливается в клетке, где есть стена снизу; при этом он должен попасть обратно в исходную клетку, обозначенную на рисунке красной точкой;
кроме этих четырех стенок, необходимо, чтобы коридор, выделенный на рисунке зеленым фоном, был свободен для прохода, иначе РОБОТ врежется в стенку

Слайд 20

теперь отметим на карте все клетки-кандидаты, где снизу есть стена:

теперь отметим на карте все клетки-кандидаты, где снизу есть стена:

Слайд 21

при движении из клеток B5, D1, E1, E6, F1 и F3 РОБОТ

при движении из клеток B5, D1, E1, E6, F1 и F3 РОБОТ
врежется в стенку, потому что слева стены нет и условие «слева свободно» всегда истинно:

Слайд 22

начав движение с клетки A1, C1 или C2, РОБОТ также врезается в

начав движение с клетки A1, C1 или C2, РОБОТ также врезается в стенку и разрушается:
стенку и разрушается:
Имя файла: Методика-решения-заданий-типа-Робот-в-лабиринте.pptx
Количество просмотров: 32
Количество скачиваний: 0