Первые шаги в программировании

Содержание

Слайд 2

Из истории
Пустая программа
Вывод текста на экран
Переменные и их объявление
Тип переменной
Первая программа
Алфавит языка.

Из истории Пустая программа Вывод текста на экран Переменные и их объявление
Арифметические операции
Закрепление материала

План урока

Слайд 3

Из истории

Язык программирования Паскаль был разработан в 1968 - 1970 годах

Из истории Язык программирования Паскаль был разработан в 1968 - 1970 годах
швейцарским профессором Никлаусом Виртом и назван в честь великого французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662г).
Созданный для обучения студентов, язык оказался настолько хорош, что стал использоваться профессионалами.

Слайд 4

Пустая программа

Кумир

алг Куку
нач
|основная программа
кон

Паскаль

Program qq;
Begin
{основная программа}
End.

Пустая программа Кумир алг Куку нач |основная программа кон Паскаль Program qq; Begin {основная программа} End.

Слайд 5

Вывод текста на экран

алг вывод
нач
вывод ‘ 2+’
вывод ‘ 2=?’, нс
вывод ‘ ответ:

Вывод текста на экран алг вывод нач вывод ‘ 2+’ вывод ‘
4’
кон

Program vivod;
Begin
Write(‘2+’);
Writeln (‘2=?’);
Write (‘ответ: 4’)
End.

Напишем программу, которая выводит на экран такие строки:
2+2=? Ответ:4

Слайд 6

Программа на псевдокоде

алг сумма
нач
Ввести 2 числа
Сложить их
Вывести результат
кон

Запрашивает у пользователя 2 числа
Складывает

Программа на псевдокоде алг сумма нач Ввести 2 числа Сложить их Вывести
их
Выводит результат сложения

Напишем программу, которая выполняет сложение двух чисел. Компьютер не может выполнить псевдокод, нужно расшифровать его команды через операторы программирования. Здесь надо хранить данные в памяти. Для этого используют переменные.

Слайд 7

Переменные

Переменная - это область в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо информации.
Переменная

Переменные Переменная - это область в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо
– это величина, которая имеет имя, тип и значение.
Значение переменной может измениться во время выполнения программы.

Слайд 8

Переменная определяет область памяти, где хранится только одно значение. При записи в

Переменная определяет область памяти, где хранится только одно значение. При записи в
неё нового значения «старое» стирается, и его уже никак не восстановить.
Переменные в программе надо объявлять, то есть указать тип переменной и её имя (идентификатор).
Например: var a,b,c: integer;

Объявление переменных

Слайд 9

ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЯ ПЕРЕМЕННЫХ

Var a: byte;
b: integer;
c, d, e: real;
f:

ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЯ ПЕРЕМЕННЫХ Var a: byte; b: integer; c, d, e: real;
double;

Слово var - это сокращение от слова variable (переменная) и является зарезервированным словом.
В разделе описания переменных может содержаться несколько строчек, каждая из которых заканчивается точкой с запятой. Для описания переменных необходимо перечислить через запятую их имена, а затем после двоеточия «:» указать их тип.

Слайд 10

Наглядно переменную можно представить как коробочку, в которую можно положить на хранение

Наглядно переменную можно представить как коробочку, в которую можно положить на хранение
что-либо.
Имя переменной – это надпись на коробочке
Значение переменной– это то, что хранится в ней в данный момент.
Тип переменной это то, что допустимо класть в эту коробочку.

Слайд 11

ИМЯ ПЕРЕМЕННОЙ

должно удовлетворять следующим требованиям:
1) всегда начинаться с буквы, после которой

ИМЯ ПЕРЕМЕННОЙ должно удовлетворять следующим требованиям: 1) всегда начинаться с буквы, после
могут другие буквы или цифры;
2) не должно быть пробелов, запятых или других непредусмотренных знаков;
3) нельзя использовать служебные слова или операторы.
Например: A1, spisok, A_2

Слайд 12

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПЕРЕМЕННЫХ

1). нат – word
целые положительные числа
[0, 65535]
2). цел

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПЕРЕМЕННЫХ 1). нат – word целые положительные числа [0, 65535]
- integer
целые числа из интервала
[-32768, 32767];
3). вещ - real
дробные числа из интервала
[-2.9*10-39,- + 2.9*10-39]
4). лит - CHAR –1 символа (буквы, знака или кода, занимает 1 байт)
5). лит - Ctring – хранит слова, занимает 16 байт)

Слайд 13

1. ЦЕЛЫЙ ТИП

1. ЦЕЛЫЙ ТИП

Слайд 14

2. ВЕЩЕСТВЕННЫЙ ТИП

2. ВЕЩЕСТВЕННЫЙ ТИП

Слайд 15

3. СИМВОЛЬНЫЙ ТИП

CHAR – представляет собой тип данных, предназначенный для

3. СИМВОЛЬНЫЙ ТИП CHAR – представляет собой тип данных, предназначенный для хранения
хранения 1 символа (буквы, знака или кода, занимает 1 байт)
Ctring – хранит слова, занимает 16 байт)

Слайд 16

4. БУЛЕВСКИЙ (ЛОГИЧЕСКИЙ ) ТИП

BOOLEAN - Имеется два значения, которые

4. БУЛЕВСКИЙ (ЛОГИЧЕСКИЙ ) ТИП BOOLEAN - Имеется два значения, которые могут
могут принимать переменные этого типа “true” - истина и “false” - ложь.
Допустимые операции сравнения: FALSEСтандартные логические операции:
or -логическое сложение
and - логическое умножение
xor - сложение по модулю
not - логическое отрицание.

Слайд 17

Алфавит языка Арифметические операции

Алфавит языка Арифметические операции

Слайд 18

АЛФАВИТ ЯЗЫКА

Заглавные и строчные латинские буквы и символы;
Цифры 0, 1, 2,

АЛФАВИТ ЯЗЫКА Заглавные и строчные латинские буквы и символы; Цифры 0, 1,
3, 4, 5,…9;
22 спец. символа + - < > : ; / . , @ * ( ) { } # $ ^ [ ] “

Слайд 19

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ В ПАСКАЛЕ

1. Операции с дробными числами (обычные, как в математике).

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ В ПАСКАЛЕ 1. Операции с дробными числами (обычные, как в
- вычитание;
+ сложение;
* умножение;
/ деление.
2. Операции с целыми числами.
- вычитание; + сложение; * умножение;
Деление представлено двумя операциями:
div - целая часть от деления, mod - остаток.
23 div 3 = 7 23 mod 3 = 2
9 div 4 = 2 9 mod 4 = 1
35 div 10 = 3 35 mod 10 = 5

Слайд 20

ПРИОРИТЕТ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Порядок выполнения действий - слева направо.
возведение в степень
умножение

ПРИОРИТЕТ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ Порядок выполнения действий - слева направо. возведение в степень
(*) и деление ( /, div, mod).
сложение и вычитание.
Выражения в скобках вычисляются в первую очередь.