Программирование на языке С++

Содержание

Слайд 2

План занятия

Программа «Hello, World!»
Операторы ввода/вывода
Переменные, типы переменных
Арифметические вычисления

План занятия Программа «Hello, World!» Операторы ввода/вывода Переменные, типы переменных Арифметические вычисления
Математические функции
Генерация случайных целых и вещественных чисел в определенном диапазоне

Слайд 3

Среда разработки VS Community

https://visualstudio.microsoft.com/ru/vs

Среда разработки VS Community https://visualstudio.microsoft.com/ru/vs

Слайд 4

Онлайн-компиляторы

http://cpp.sh/
https://ideone.com/

Онлайн-компиляторы http://cpp.sh/ https://ideone.com/

Слайд 5

https://stepik.org/

https://stepik.org/

Слайд 6

«Hello, World!»

#include
using namespace std;
int main()
{
cout << “Hello, World";
system(“pause”);

«Hello, World!» #include using namespace std; int main() { cout system(“pause”); return
return 0;
}

стандартные потоки ввода и вывода

ждать нажатия любой клавиши

стандартное пространство имен

console input – выходной поток [символов] c консоли

Слайд 7

Вывод на экран

main()
{
cout << "2+";
cout << "2=?\n";
cout

Вывод на экран main() { cout cout cout } Протокол: 2+2=? Ответ:
<< "Ответ: 4";
}

Протокол:
2+2=?
Ответ: 4

"\n" – новая строка

Слайд 8

Подключение библиотечных функций

#include
using namespace std;
int main()
{
cout << "2+";
cout

Подключение библиотечных функций #include using namespace std; int main() { cout cout
<< "2=?\n";
cout << "Ответ: 4";
system(“pause”);
return 0;
}

стандартные потоки ввода и вывода

ждать нажатия любой клавиши

стандартное пространство имен

console input – выходной поток [символов] c консоли

Слайд 9

Если не подключить пространство имён…

#include
int main()
{
std::cout << "2+";
std::cout

Если не подключить пространство имён… #include int main() { std::cout std::cout std::cout } пространство имен std
<< "2=?\n";
std::cout << "Ответ: 4";
}

пространство имен std

Слайд 10

Вывод в поток

cout << "2+" << "2=?" << "\n"
<< "Ответ:

Вывод в поток cout cout end of line – конец строки
4";

cout << "2+" << "2=?" << endl
<< "Ответ: 4";

end of line – конец строки

Слайд 11

Задания

«1»: Вывести на экран текст «лесенкой»
I like
to play
football
«2»: Вывести

Задания «1»: Вывести на экран текст «лесенкой» I like to play football
на экран рисунок из букв
A
AAA
AAAAA
AAAAAAA
HH HH
ZZZZZ

Слайд 12

Сложение чисел

Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму.

Протокол:
Введите

Сложение чисел Задача. Ввести с клавиатуры два числа и найти их сумму.
два целых числа
25 30
25+30=55

компьютер

пользователь

компьютер считает сам!

Слайд 13

Переменные

Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно

Переменные Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной
изменять во время работы программы.

a

Значение

Имя

Другой тип данных

Слайд 14

Имена переменных

МОЖНО использовать
латинские буквы (A-Z, a-z)
цифры
знак подчеркивания _

заглавные и строчные буквы различаются

НЕЛЬЗЯ

Имена переменных МОЖНО использовать латинские буквы (A-Z, a-z) цифры знак подчеркивания _
использовать
русcкие буквы
скобки
знаки +, =, !, ? и др.

имя не может начинаться с цифры

Какие имена правильные?
AXby R&B 4Wheel Вася “PesBarbos” TU154 [QuQu] _ABBA A+B

Слайд 15

Объявление переменных

Типы переменных:
int // целая
float // вещественная
и другие…

Объявление переменных:

int a, b, c;

выделение

Объявление переменных Типы переменных: int // целая float // вещественная и другие…
места в памяти

тип – целые

список имен переменных

Слайд 16

Как записать значение в переменную?

a = 5;

оператор присваивания

5

Оператор – это команда языка

Как записать значение в переменную? a = 5; оператор присваивания 5 Оператор
программирования (инструкция).
Оператор присваивания – это команда для записи нового значения в переменную.

a

Слайд 17

Ввод значения с клавиатуры

5

a

cin >> a;

ввести значение a из входного потока

Ввод значения с клавиатуры 5 a cin >> a; ввести значение a из входного потока

Слайд 18

Ввод значений двух переменных

через пробел:
25 30
через Enter:
25
30

cin >> a

Ввод значений двух переменных через пробел: 25 30 через Enter: 25 30
>> b;

Слайд 19

Изменение значений переменной

int a, b;
a = 5;
b = a + 2;
a =

Изменение значений переменной int a, b; a = 5; b = a
(a + 2)*(b – 3);
b = b + 1;

a

?

5

5

b

?

5+2

7

a

5

7*4

28

b

7

7+1

8

Слайд 20

Сложение чисел: простое решение

#include
using namespace std;
int main()
{
int a, b, c;

Сложение чисел: простое решение #include using namespace std; int main() { int

cin >> a >> b;
c = a + b;
cout << c;
system(“pause”); return 0;
}

ждём нажатия на клавишу

Слайд 21

Сложение чисел: полное решение

int main()
{
int a, b, c;
cout << "Введите

Сложение чисел: полное решение int main() { int a, b, c; cout
два целых числа\n";
cin >> a >> b;
c = a + b;
cout << a << "+" << b << "=" << c;
system(“pause”); return 0;
}

Протокол:
Введите два целых числа
25 30
25+30=55

компьютер

пользователь

подсказка

Слайд 22

Типы данных

int // целое
long int // длинное целое
float // вещественное
double

Типы данных int // целое long int // длинное целое float //
// веществ. двойной точности
bool // логические значения
char // символ

Слайд 23

Деление

Результат деления целого на целое – целое число (остаток отбрасывается):

int a =

Деление Результат деления целого на целое – целое число (остаток отбрасывается): int
3, b = 4;
float x;
x = 3 / 4; // = 0
x = 3. / 4; // = 0.75
x = 3 / 4.; // = 0.75
x = a / 4; // = 0
x = a / 4.; // = 0.75
x = a / b; // = 0
x = float(a) / 4; // = 0.75
x = a / float(b); // = 0.75

Слайд 24

Остаток от деления

% – остаток от деления

int a, b, d;
d = 85;
b

Остаток от деления % – остаток от деления int a, b, d;
= d / 10; // 8
a = d % 10; // 5
d = a % b; // 5
d = b % a; // 3

Для отрицательных чисел:

int a = -7;
b = a / 2; // -3
d = a % 2; // -1

-7 = (-4)*2 + 1

остаток ≥ 0

Слайд 25

Сокращенная запись операций

int a, b;
...
a ++; // a = a + 1;

Сокращенная запись операций int a, b; ... a ++; // a =

a --; // a = a – 1;
a += b; // a = a + b;
a -= b; // a = a - b;
a *= b; // a = a * b;
a /= b; // a = a / b;
a %= b; // a = a % b;

Слайд 26

Стандартные функции

abs(x) — модуль целого числа
fabs(x) — модуль вещественного числа
sqrt(x) — квадратный

Стандартные функции abs(x) — модуль целого числа fabs(x) — модуль вещественного числа
корень
sin(x) — синус угла, заданного в радианах
cos(x) — косинус угла, заданного в радианах
exp(x) — экспонента ех
ln(x) — натуральный логарифм
pow(x,y) — xy: возведение числа x в степень y
floor(x) — округление «вниз»
ceil(x) — округление «вверх»

#include <сmath>

подключить математическую библиотеку

float x;
x = floor(1.6);// 1
x = ceil(1.6); // 2

x = floor(-1.6);//-2
x = ceil(-1.6); //-1

Слайд 27

Генератор случайных чисел

Генератор на отрезке [0,RAND_MAX]:

int X, Y;
X = rand(); //

Генератор случайных чисел Генератор на отрезке [0,RAND_MAX]: int X, Y; X =
псевдослучайное число
Y = rand() // это уже другое число!

англ. random – случайный

Целые числа на отрезке [a,b]:

int X, Y;
X = a + rand() % (b - a + 1);
Y = a + rand() % (b - a + 1);

#include <сstdlib>

rand() % (b - a + 1);

[0,b-a]

Слайд 28

Задачи

«A»: Ввести с клавиатуры три целых числа, найти их сумму, произведение и

Задачи «A»: Ввести с клавиатуры три целых числа, найти их сумму, произведение
среднее арифметическое.
Пример:
Введите три целых числа:
5 7 8
5+7+8=20
5*7*8=280
(5+7+8)/3=6.667