+4_Искусство Двуречья

Содержание

Слайд 2

Содержание

Введение
Этапы культуры Месопотамии
Архитектура
4. Изобразительное искусство

Содержание Введение Этапы культуры Месопотамии Архитектура 4. Изобразительное искусство

Слайд 3

Введение

«Месопотамия» - «Земля между реками».
В IV тыс. до н.э. в низовьях

Введение «Месопотамия» - «Земля между реками». В IV тыс. до н.э. в
рек Тигра и Евфрата возникла первая цивилизация, дав жизнь культуре Месопотамии (Междуречье или Двуречья).

Слайд 5

Здесь на протяжении веков в результате многочисленных кровопролитных войн возникали и гибли

Здесь на протяжении веков в результате многочисленных кровопролитных войн возникали и гибли
государства, сменяли друг друга народности, распадались и вновь возникали древние сообщества.

Слайд 6

Древние дворцы Ниневии, столицы, построенной ассирийским царем Ашшурнасирпалом II в IX в.

Древние дворцы Ниневии, столицы, построенной ассирийским царем Ашшурнасирпалом II в IX в. до н.э.
до н.э.

Слайд 7

В плодородной долине в IV-I тыс. до н.э. сформировались такие крупные города-государства,

В плодородной долине в IV-I тыс. до н.э. сформировались такие крупные города-государства,
как Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирийская держава.

Слайд 8

Междуречье в древности

Междуречье в древности

Слайд 9

Народы Месопотамии одними из первых изобрели колесо, гончарный круг, монеты и письменность,

Народы Месопотамии одними из первых изобрели колесо, гончарный круг, монеты и письменность,
создали дворцовую и храмовую архитектуру. В 17 в. до н. э. в Междуречье изготавливали стекло.

Слайд 10

Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии.

Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии.
Впоследствии некоторые их легенды стали частью Библии и даже скандинавских саг.

Слайд 11

Пилецкая Л.В..

2012 -2013 г.

Пилецкая Л.В.. 2012 -2013 г.

Слайд 12

Достижения Месопотамии в IV – I тыс. до н. э.

Научились измерять Ŝ

Достижения Месопотамии в IV – I тыс. до н. э. Научились измерять
геометрических фигур
Разделили циферблат на 12 ч.(1 ч.- 60 мин, 1 мин - 60 сек)
Посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках)
Отличали звёзды от планет

Слайд 13

Достижения Месопотамии в IV – I тыс. до н. э.

Знали движения планет

Достижения Месопотамии в IV – I тыс. до н. э. Знали движения
и время вращения Луны вокруг Земли
Создали систему мелиорации
Владели декоративной ковкой из меди и бронзы
Строили высочайшие башни из кирпича
Применили номовые
территориальные структуры
Заложили основы теории и практики в политике, военном деле
Создали основы государственного и юридического права

Слайд 14

Мелкие города-государства (номы) и прилегающие к ним земли управлялись – царем. Имели

Мелкие города-государства (номы) и прилегающие к ним земли управлялись – царем. Имели
своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон богов.

Слайд 15

В отличие от Др. Египта, жители Месопотамии не слишком беспокоились о загробной

В отличие от Др. Египта, жители Месопотамии не слишком беспокоились о загробной
жизни, гораздо больше их прельщали сиюминутные радости земной жизни.

Слайд 16

Богиня плодородия,
кормящая козлов.
14 век до н.э.

Богиня плодородия, кормящая козлов. 14 век до н.э.

Слайд 17

Архитектура Месопотамии

Архитектура Месопотамии

Слайд 18

Зиккураты

В Междуречье не придавали столь великого значения, как в Египте, погребальным

Зиккураты В Междуречье не придавали столь великого значения, как в Египте, погребальным
сооружениям, так как население не находило связи между бессмертием и сохранностью тела умершего.

Слайд 19

В архитектуре Месопотамии выделяются храмы и дворцы. Самые ранние из храмов датируются

В архитектуре Месопотамии выделяются храмы и дворцы. Самые ранние из храмов датируются
4-3 тыс. до н. э. Богу-покровителю посвящался центральный храм города - зиккурат.
Его размеры определял масштаб окружающего мира: горы, долины, реки. Зиккурат в переводе значит «святая гора».

Слайд 21

Зиккураты – ступенчатые башнеобразные храмы, состоящие из поставленных друг на друга кубических

Зиккураты – ступенчатые башнеобразные храмы, состоящие из поставленных друг на друга кубических
объёмов, причём, каждый последующий объём был по объёму меньше предыдущего, предназначались для культовых обрядов, а позднее и для астрономических наблюдений. В нем не было внутренних помещений.

Слайд 23

На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, в нём помещалась статуя божества. Простые

На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, в нём помещалась статуя божества. Простые
люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари или жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.

Слайд 24

Наибольшую известность приобрёл зиккурат бога Луны в Уре
( современный Ирак).

Наибольшую известность приобрёл зиккурат бога Луны в Уре ( современный Ирак).

Слайд 25

Зиккураты были раскрашены. Каждая ступень была окрашена в свой цвет, нижние уступы

Зиккураты были раскрашены. Каждая ступень была окрашена в свой цвет, нижние уступы
делались более темными, и чем выше была ступень, тем ярче был цвет.

Слайд 26

В Месопотамии было недостаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца

В Месопотамии было недостаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца
и в условиях повышенной влажности требовали постоянного обновления.

Слайд 27

3иккурат Э т е м е н н и г y р

3иккурат Э т е м е н н и г y р
у в Уре

До нашего времени сохранилось очень немного архитектурных сооружений Месопотамии.

Слайд 28

Частые, а временами катастрофические подъёмы грунтовых вод на поверхность и песчаные бури

Частые, а временами катастрофические подъёмы грунтовых вод на поверхность и песчаные бури
заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.
Пандусы – наклоненные плоскости, заменяющие лестницу.

Слайд 29

На террасах храмов разбивались прекрасные сады

На террасах храмов разбивались прекрасные сады

Слайд 30

Архитектура города

Города занимали площадь 2-4 кв. км и насчитывали не один десяток тысяч жителей.

Архитектура города Города занимали площадь 2-4 кв. км и насчитывали не один
В центре города помещался храмовый комплекс, обнесённый стеной, с зиккуратом, воздвигнутым в честь бога - покровителя города. Здесь же находились дворец царя или правителя и основные государственные хозяйственные строения.

Слайд 32

Остальная часть города была занята жилыми домами и иными постройками, между ними

Остальная часть города была занята жилыми домами и иными постройками, между ними
располагались небольшие храмы менее важных божеств. Дома стояли вплотную друг к другу, образуя извилистые улицы шириной 1,5-3 м. На берегу реки либо канала, около которых вырос город, находилась гавань, где стояли купеческие корабли. На площади, примыкавшей к гавани, шла бойкая торговля. Жизнь горожан была сосредоточена вокруг многочисленных храмов и дворцов. 

Слайд 34

Макет дворца в Месопотамии. 

Макет дворца в Месопотамии.

Слайд 36

Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.)

Зиккурат в

Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.) Зиккурат
Уре. Реконструкция. 21 в. до н.э.

Слайд 37

Культуру Месопотамии делят на несколько периодов:
1. Шумеро-аккадской по названию городов-государств Шумер (юг)

Культуру Месопотамии делят на несколько периодов: 1. Шумеро-аккадской по названию городов-государств Шумер
и Аккад (север) (двуязычный народ) Месопотамии IV – II тыс. до н.э. (IV тыс. до н. э. – Шумер; III тыс до н. э. – II тыс. до н.э. Аккад.)  .
2. Ассиро-вавилонской по Вавилону на юге (1894-732 гг. до н.э.) и Ассирии на севере (1380-625 гг. до н.э.).
3. Новый Вавилон обусловил появление нововавилонской, или халдейской культуры (626-538 гг. до н.э.), стиль которой продолжался в художественных традициях Персии.

Слайд 38

Хронология истории Двуречья

первая половина IV тысячелетия - культура Эриду.
вторая половина IV тысячелетия

Хронология истории Двуречья первая половина IV тысячелетия - культура Эриду. вторая половина
- культура Эль-Обейда.
3000-2800 гг. до н.э. - культура Урука.
2600-2400 гг. до н.э. - досаргоновское время.
2350-2150 гг. до н.э. - аккадское время (династия Саргонов).
1950-1700 гг. до н.э. - период соперничества городов-государств.
1850-1530 гг. до н.э. - период 1-й вавилонской династии (Хаммурапи).
1380-1080 гг. до н.э. - среднеассирийское время.
1128-1105 гг. до н.э. - Вавилон (Навуходоносор I).
909-605 гг. до н.э. - новоассирийское время.
625-539 гг. до н.э. - нововавилонское время.
539 г. до н.э. - завоевание Вавилона персами.

Слайд 39

Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.)

Лента времени (ось времени)

15 тыс.

8

Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось
тыс.

4 тыс.

2 тыс.

1 тыс.

0

15 тыс.

15 тыс.

12 тыс.

18 тыс.

30 тыс.

1000 г.

2000 г.

3 тыс.

наша эра

до нашей эры

каменный век

бронзовый век (мегалиты)

век железа (метал. оружие и ДПИ)

палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах)

мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы)

неолит (керамика, петроглифы)

Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.)

Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.)

Искусство Шумеро-Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.)

Слайд 40

Искусство древнего Междуречья. Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.)

Обожженная

Искусство древнего Междуречья. Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в.
глиняная табличка с доклинописным текстом

Шумерская клинопись – первообраз современной письменности

Слайд 41

Возникновение письменности

Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине IV тыс. до

Возникновение письменности Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине IV тыс.
н. В историю шумеры вошли, благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200 - 300 лет раньше, чем в Др. Египте.

Слайд 42

 В середине II тыс. до н. э. клинопись стала международной системой письменности:

В середине II тыс. до н. э. клинопись стала международной системой письменности:
ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине I тыс. до н. э. клинопись становится алфавитным письмом.

клинопись

Слайд 43

Шумерская письменность

первая в человеческой истории поэма - «Золотой век», написаны первые элегии
составлен

Шумерская письменность первая в человеческой истории поэма - «Золотой век», написаны первые
первый в мире библиотечный каталог
авторы первых и древнейших в мире медицинских книг - сборников рецептов
первые разработали и записали календарь земледельца, составили первые сведения о защитных насаждениях
идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали шумеры

Слайд 44

В г. Неневии была обнаружена библиотека царя
А ш ш у р

В г. Неневии была обнаружена библиотека царя А ш ш у р
н а с и р п а л а (669 – ок. 633 г. до н.э.), насчитывавшая более 30 тыс. табличек.

Священная табличка Урнана.

Слайд 45

в библиотеке царя Ассирии Ашшурбанипала были собраны:
книги по математике
грамматике

в библиотеке царя Ассирии Ашшурбанипала были собраны: книги по математике грамматике и
и языку
астрономии
медицине
минералогиии
с гимнами и молитвами
сказаниями и легендами

Слайд 46

Выдающийся памятник литературы «Эпос о Гильгамеше»
(« О всё видавшем»

Выдающийся памятник литературы «Эпос о Гильгамеше» (« О всё видавшем» ) III
) III тыс. до н.э. – правителе шумерского города Урука - сохранился на глиняных табличках, датируемых началом II тыс. до н.э.

«Гильгамеш, куда направляешься ты? Жизни, которой ты так добиваешься, ты никогда не сможешь достичь. Потому что, когда боги создавали человека, они вселили в него смертность, оставив бессмертие самим себе. Гильгамеш, наполняй свое чрево, веселись денно и нощно, пусть дни твои будут полны веселья…»

Слайд 47

В Месопотамии существовали школы для писцов – эддубба, что означало «дом табличек».

В Месопотамии существовали школы для писцов – эддубба, что означало «дом табличек».
В учебном процессе учителя держали учеников в строгости и повиновении.

Слайд 49

Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.)

Статуя сановника Эбих-Иля

Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.) Статуя
из Мари. Середина 3-го тыс. до н.э. Лувр, Париж

Адорант (лат. «поклонение», «обожание») – небольшие (до 30 см) статуэтки молящихся людей, ее дарили храму.

Инкрустированные глаза.

Слайд 50

Инкрустация – украшение поверхности изделия кусочками камня, дерева, металла и т.д., которые

Инкрустация – украшение поверхности изделия кусочками камня, дерева, металла и т.д., которые
отличаются от нее цветом или материалом.

Слайд 51

Мелкая пластика

Мелкая пластика

Слайд 53

«Голова Саргона Великого» из Ниневии. 23 в. до н.э.
Иракский музей, Багдад

Статуя Гудеа, правителя

«Голова Саргона Великого» из Ниневии. 23 в. до н.э. Иракский музей, Багдад
Лагаша. 21 в. до н.э.
Лувр, Париж

Слайд 54

Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.)

Получение оттиска с

Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.) Получение
резной печати

Глиптика – искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням.
В Шумере глиптикой выполняли – цилиндрические печати-амулеты.

Слайд 56

Искусство Старовавилонского царства (20 в. до н.э. – 17 в. до н.э.)

Статуя молящегося.

Искусство Старовавилонского царства (20 в. до н.э. – 17 в. до н.э.)
1792 – 1750 гг. до н.э. Лувр, Париж

Слайд 57

Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.)

«Штандарт» из «царской»

Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.) «Штандарт»
гробницы в Уре. Фрагмент. Назначение неизвестно Около 2600 г. до н.э. Британский музей, Лондон

Слайд 58

Искусство Старовавилонского царства (20 в. до н.э. – 17 в. до н.э.)

Стела царя

Искусство Старовавилонского царства (20 в. до н.э. – 17 в. до н.э.)
Хаммурапи из Суз. 28 в. до н.э. Лувр, Париж

Слайд 59

«Кодекс Хаммурапи» -2 м, содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок.
В

«Кодекс Хаммурапи» -2 м, содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок.
верху рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем.
Шамаш восседает на троне, с языками пламени, вырывающимися из его плеч, вручает Хаммурапи атрибуты царской власти.
Царь, одет в простую тунику, с одним обнаженным плечом, внимает богу, подняв в знак почтения одну руку.
Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза.
Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов, подкрепляя тем самым власть и авторитет царя.

Слайд 60

Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.)

Лента времени (ось времени)

15 тыс.

8

Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось
тыс.

4 тыс.

2 тыс.

1 тыс.

0

15 тыс.

15 тыс.

12 тыс.

18 тыс.

30 тыс.

1000 г.

2000 г.

3 тыс.

наша эра

до нашей эры

каменный век

бронзовый век (мегалиты)

век железа (метал. оружие и ДПИ)

палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах)

мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы)

неолит (керамика, петроглифы)

Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.)

Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.)

Искусство Шумеро-Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.)

Вавилонское искусство (19 – 12 вв. до н.э.)

Слайд 61

Искусство хеттов и хурритов (18 в. до н.э. – 13 в. до н.э.)

Львиные

Искусство хеттов и хурритов (18 в. до н.э. – 13 в. до
ворота крепости в Хаттусе. Около 1350 – 1250 гг. до н.э.

Слайд 62

Зиккурат в Урюке. Современный вид

Искусство Ассирии (9 в. до н.э. – 7 в.

Зиккурат в Урюке. Современный вид Искусство Ассирии (9 в. до н.э. – 7 в. до н.э.)
до н.э.)

Слайд 63

Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.)

Лента времени (ось времени)

15 тыс.

8

Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось
тыс.

4 тыс.

2 тыс.

1 тыс.

0

15 тыс.

15 тыс.

12 тыс.

18 тыс.

30 тыс.

1000 г.

2000 г.

3 тыс.

наша эра

до нашей эры

каменный век

бронзовый век (мегалиты)

век железа (метал. оружие и ДПИ)

палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах)

мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы)

неолит (керамика, петроглифы)

Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.)

Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.)

Искусство Шумеро-Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.)

Вавилонское искусство (19 – 12 вв. до н.э.)

Искусство Ассирии (9 – 7 вв. до н.э.)

Слайд 64

Искусство Ассирии (9 в. до н.э. – 7 в. до н.э.)

Дур-Шаррукин. Реконструкция. 713

Искусство Ассирии (9 в. до н.э. – 7 в. до н.э.) Дур-Шаррукин.
– 708 гг. до н.э.

Слайд 65

Искусство Ассирии (9 в. до н.э. – 7 в. до н.э.)

Охота. Рельеф

Искусство Ассирии (9 в. до н.э. – 7 в. до н.э.) Охота.
из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии. 7 в. до н.э. Британский музей, Лондон

Слайд 66

Искусство Ассирии (9 в. до н.э. – 7 в. до н.э.)

Статуя быка-шеду из

Искусство Ассирии (9 в. до н.э. – 7 в. до н.э.) Статуя
c. Конец 8 в. до н.э. Лувр, Париж

Слайд 67

Искусство Ассирии (9 в. до н.э. – 7 в. до н.э.)

Царь Саргон II.

Искусство Ассирии (9 в. до н.э. – 7 в. до н.э.) Царь
Рельеф из дворца в Дур-Шаррукине. 8 в. до н.э.

Статуя царя Ашшурнасирапала II. 883 – 859 гг. до н.э. Британский музей, Лондон

Гильгамеш со львом. Рельеф ворот дворца в Дур-Шаррукине. 8 в. до н.э. Лувр, Париж

Слайд 68

Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.)

Вавилон. Реконструкция.

Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.)
6 в. до н.э.

Слайд 69

Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.)

Лента времени (ось времени)

15 тыс.

8

Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось
тыс.

4 тыс.

2 тыс.

1 тыс.

0

15 тыс.

15 тыс.

12 тыс.

18 тыс.

30 тыс.

1000 г.

2000 г.

3 тыс.

наша эра

до нашей эры

каменный век

бронзовый век (мегалиты)

век железа (метал. оружие и ДПИ)

палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах)

мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы)

неолит (керамика, петроглифы)

Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.)

Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.)

Искусство Шумеро-Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.)

Вавилонское искусство (19 – 12 вв. до н.э.)

Искусство Ассирии (9 – 7 вв. до н.э.)

Искусство Нововавилонского царства (7 – 6 вв. до н.э.)

Слайд 70

Зиккурат Этеменанки. Вавилонская башня. Реконструкция
6 в. до н.э.

Зиккурат Этеменанки. Вавилонская башня. Реконструкция 6 в. до н.э.

Слайд 71

Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.)

Зиккурат Этеменанки.

Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.)
Реконструкция. 6 в. до н.э.

Этеменанки – «Дом основания неба и земли»

Вавилонская башня имела грандиозные размеры = 91х91 м в основании и высоту 90 м

Слайд 72

Важнейшим архитектурным достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции, здания стали сооружать из

Важнейшим архитектурным достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции, здания стали сооружать из
обожженного кирпича, не уступавшего по прочности камню. Кирпич облицовывали изразцами. Изразец – обожжённые глиняные плитки политые глазурью.

Слайд 73

Ворота Иштар – одно из самых известных памятников архитектуры Вавилонского царства, известного

Ворота Иштар – одно из самых известных памятников архитектуры Вавилонского царства, известного
как Халдейское царство. Построены в 575 г. до н. э. Они служили одной из многочисленных украшений Дороги процессии, ведущей через огромный город к Вавилонской башне – храмовой пирамиде Этеменанки. Башня была посвящена верховному богу вавилонян, Мардуку, но покровительницей главных ворот стала богиня любви, страсти и войны Иштар (в Библии она Астарта).

Слайд 74

Вавилон в эпоху Нововавилонского царства VI в. до н.э. Реконструкция

Вавилон в эпоху Нововавилонского царства VI в. до н.э. Реконструкция

Слайд 75

Ворота Иштар. Реконструкция

Ворота Иштар. Реконструкция

Слайд 76

Ворота Иштар

Ворота Иштар

Слайд 77

Ворота богини Иштар были построены  по распоряжению царя Навуходоносора, правителя Др. Вавилона

Ворота богини Иштар были построены по распоряжению царя Навуходоносора, правителя Др. Вавилона
в VI в. до н. э. Они являют собой огромных размеров полукруглую арку, по сторонам ограниченную высокими стенами. Они выходили на Дорогу Процессий и были сложены из кирпича, покрытого белой, черной, голубой и жёлтой глазурью. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра.

Слайд 79

Необыкновенной красоты барельефы, изображающие животных, украшали стены ворот и Дороги Процессий. Благодаря

Необыкновенной красоты барельефы, изображающие животных, украшали стены ворот и Дороги Процессий. Благодаря
технике эмалированного кирпича, древняя живопись Месопотамии выглядела реалистично и эффектно.

Слайд 80

Изразцы Дороги Процессий

Изразцы Дороги Процессий

Слайд 81

Структура кирпича дала возможность строить огромные стены, на которых изображали священные эмблемы,

Структура кирпича дала возможность строить огромные стены, на которых изображали священные эмблемы,
зооморфные фигуры и другие мотивы. Кирпичи могли окрашиваться в разные цвета, а некоторые части рисунка делались объёмными.

Слайд 82

Изразцы Дороги Процессий

Изразцы Дороги Процессий

Слайд 83

На стенах ворот перемежающимися рядами были изображены быки-священное животное Мардук и Сирруши

На стенах ворот перемежающимися рядами были изображены быки-священное животное Мардук и Сирруши (драконы).
(драконы).

Слайд 84

мардук

мардук

Слайд 85

Сирруш сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого

Сирруш сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого
и скорпиона.
Всего на воротах около 575 изображений животных.

Слайд 89

Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.)

Ворота богини

Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.)
Иштар из Вавилона. Фрагмент. 6 в. до н.э.

Слайд 90

Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.)

Ворота богини

Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.)
Иштар из Вавилона. 6 в. до н.э. Государственные музеи, Берлин

Львы. Изразцовая облицовка стены тронного зала царя Навуходоносора из Вавилона. 6 в. до н.э. Государственные музеи, Берлин

Слайд 91

В 1930-х годах ворота Иштар и Дорога Процессий были реконструированы в Берлине

В 1930-х годах ворота Иштар и Дорога Процессий были реконструированы в Берлине
в Пергамском музее. Восстановленные ворота имеют высоту 14 метров и длину 10 метров. В Ираке была построена копия ворот при входе в музей, который так и не был достроен до конца.

Слайд 92

Висячие сады ассирийской царицы Семирамиды
(священная роща царя Навуходоносора)
Реконструкция
6 в. до н.э.

Висячие сады ассирийской царицы Семирамиды (священная роща царя Навуходоносора) Реконструкция 6 в. до н.э.

Слайд 93

Висячие сады Семирамиды

- одно из Семи чудес света. Правильное название этого сооружения

Висячие сады Семирамиды - одно из Семи чудес света. Правильное название этого
- Висячие сады А м и т и с : именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора, ради которой сады были созданы.

Слайд 95

Навуходоносор приказал своим воинам выкапывать все неизвестные растения, встречавшиеся им во время

Навуходоносор приказал своим воинам выкапывать все неизвестные растения, встречавшиеся им во время
военных походов, и немедленно доставлять в Вавилон. Не было караванов или судов, которые бы не привозили сюда из дальних стран всё новые и новые растения. Так в Вавилоне вырос большой и разнообразный по составу сад – первый ботанический сад на свете. Там были миниатюрные речки и водопады, на маленьких прудах плавали утки и квакали лягушки, пчёлы, бабочки и стрекозы перелетали с цветка на цветок. 

Слайд 97

Висячие Сады в архитектурном плане представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх ярусов-платформ.

Висячие Сады в архитектурном плане представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх ярусов-платформ.
Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Пирамида напоминала вечноцветущий зелёный холм. В полости колонн помещались трубы. День и ночь сотни рабов вращали подъёмное колесо с кожаными ведрами, подавая воду из Евфрата в сады.

Слайд 99

Висячие сады просуществовали около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садом, затем

Висячие сады просуществовали около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садом, затем
мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло. Так погибло одно из чудес света.

Слайд 101

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство Месопотамии представлено, главным образом, рельефами и мозаикой, которые украшали

Изобразительное искусство Изобразительное искусство Месопотамии представлено, главным образом, рельефами и мозаикой, которые
внутренние парадные залы храмов и дворцов. Значительная их часть посвящена жизни царей и их приближённых. Главное место занимают темы торжественных процессий.

Слайд 102

Штандарт Ура 3 тыс. до н.э.

Штандарт Ура 3 тыс. до н.э.

Слайд 104

Шеду

В аккадской мифологии были добрые демоны шеду - крылатые быки (или

Шеду В аккадской мифологии были добрые демоны шеду - крылатые быки (или
львы - ламассу) с мужскими головами, украшенными типичными для ассирийской и иранской культуры прямоугольными бородами. Основной функцией шеду была защита жилища. Около дверей обычно ставились две небольшие фигуры шеду (либо под порог закапывалась глиняная табличка с их изображением). Входы в города охраняли статуи колоссального размера, украшенные заклинательной резьбой. Борода отождествлялась с умом.

Слайд 106

Крылатый бык Ш е д у из дворца С а р г

Крылатый бык Ш е д у из дворца С а р г
о н а II. Барельеф

Слайд 107

Рельефы

Нестабильность природных явлений, а также набеги соседних народов представляли постоянную угрозу

Рельефы Нестабильность природных явлений, а также набеги соседних народов представляли постоянную угрозу
жизни месопотамского человека. Для него мир состоял из борьбы между противоположными силами.  Поэтому в рельефах наряду со сценами прославления царей изображали сцены схваток между львами, быками или другими животными столь свойственны месопотамскому искусству. 

Слайд 108

Рельеф во славу царей

Рельеф во славу царей

Слайд 109

Рельеф во славу царей

Рельеф во славу царей

Слайд 110

Шумеро-Аккадское царство (3000- 2000 гг. до н.э.)

Стела царя Нарамсина. 23 в. до

Шумеро-Аккадское царство (3000- 2000 гг. до н.э.) Стела царя Нарамсина. 23 в.
н.э.

Рельеф стелы царя Аккада Нарамсина рассказывает о его победоносном походе против горного племени луллубеев.
Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только воинов, но и горный пейзаж. На рельефе представлены знаки Солнца и Луны, символизирующие божеств – покровителей царской власти.

Слайд 111

Предпочтение отдавалось батальным сценам, ритуальному подношению даров, царской охоте, а также декоративным

Предпочтение отдавалось батальным сценам, ритуальному подношению даров, царской охоте, а также декоративным
узорам, основу которых составляет изображение крылатых быков и крылатых гениев с «древом жизни» - божеств возрождающейся весенней природы.

Слайд 113

Голова аккадского правителя Ниневии

Голова богини Иштар из Урука

Голова аккадского правителя Ниневии Голова богини Иштар из Урука

Слайд 119

Большая львиная охота. Рельеф из дворца А ш ш у р б

Большая львиная охота. Рельеф из дворца А ш ш у р б
а н и п а л а ( Ниневия)

Слайд 121

Судьба людей, по мировоззрению древних месопотамцев, была трагичной и неизбежной, и только

Судьба людей, по мировоззрению древних месопотамцев, была трагичной и неизбежной, и только
боги могли помочь облегчить страдания. Жители Месопотамии стремились предсказать свою собственную судьбу не чем иным, как познанием через звёзды знака богов. Небо представляло собой карту, где каждый из людей имел неизгладимый след судьбы. Поэтому они уделяли небу особое внимание. 

Слайд 122

С а р г о н II,
царь Ассирии.
Рельеф

С а р г о н II, царь Ассирии. Рельеф

Слайд 123

А ш ш у р б а н и п а л

А ш ш у р б а н и п а л

Слайд 124

Особенности изобразительного искусства

Месопотамское искусство сформировалось на основе понятий, которые не искали идеал

Особенности изобразительного искусства Месопотамское искусство сформировалось на основе понятий, которые не искали
красоты в человеческом теле, несмотря на то, что формы все же отвечали определённому канону. В Месопотамии человеческое тело не изображалось обнажённым, за исключением додинастического периода, когда нагота считалась непременным условием, чтобы предстать перед богами.

Слайд 125

Скульптура в этом регионе не получила столь большого развития в связи с

Скульптура в этом регионе не получила столь большого развития в связи с дефицитом природного камня.
дефицитом природного камня.

Слайд 126

Скульптурная группа молящейся шумерской супружеской пары III тысячелетия до н.э.

Скульптурная группа молящейся шумерской супружеской пары III тысячелетия до н.э.

Слайд 127

Около 9-8 века до н.э. Месопотамия
Слоновая кость.

Статуэтка жреца

Около 9-8 века до н.э. Месопотамия Слоновая кость. Статуэтка жреца

Слайд 128

Неизвестный автор. Львица Гуэннола, около 3000–2800 до н.э. Высота 5 см. Шейный

Неизвестный автор. Львица Гуэннола, около 3000–2800 до н.э. Высота 5 см. Шейный амулет.
амулет.

Слайд 129

Амулет ровесник колеса, денег и первых в мире больших городов.
На аукционе Sotheby’s

Амулет ровесник колеса, денег и первых в мире больших городов. На аукционе
в 2007 г. продан за
57 161 000 долларов и стал для 2007 г. самым дорогим произведением древнего искусства, проданным на аукционе.

Неизвестный автор. Львица Гуэннола, около 3000–2800 до н.э. Высота 5 см. Шейный амулет.

Имя файла: +4_Искусство-Двуречья.pptx
Количество просмотров: 64
Количество скачиваний: 1