Античная художественная культура. Лекция 7

Содержание

Слайд 2

ТЕМА АНТИЧНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

ТЕМА АНТИЧНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Слайд 3

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

История греческой культуры, соответственно истории Древней Греции, прошла следующие этапы развития:
1.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ История греческой культуры, соответственно истории Древней Греции, прошла следующие этапы
Гомеровский период (XI - VIII вв. до и. э.).
2. Архаика, период образования рабовладельческих городов- государств (VII—VI вв. до и. э.).
3. Классика:
- ранняя классика (490-450-е гг. до н. э.);
- высокая классика (450-410-е гг. до и. э.);
- поздняя классика (конец V - IV вв. до и. э.).
4. Эллинистический период (конец IV в. - I в. до н. э.).

Слайд 4

ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД

Мифы (от греч. mythos - повествование, басня, предание) - создания коллективной

ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД Мифы (от греч. mythos - повествование, басня, предание) - создания
фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ.
В греческая мифологии различаются следующие этапы:
- дофессалийская или доолимпийская мифология, порожденная еще периодом матриархата;
- фессалийская или олимпийская, связанная с патриархатом и примитивными формами раннего крито-микенского рабовладения

Слайд 5

На основе богатой системы мифологических образов и сюжетов, других жанров фольклора возникла

На основе богатой системы мифологических образов и сюжетов, других жанров фольклора возникла
литература Древней Греции. Героический миф стал важнейшим источником формирования героического эпоса, в частности, эпических поэм "Илиада" и "Одиссея", авторство которых приписывают Гомеру.

На основе богатой системы мифологических образов и сюжетов, других жанров фольклора возникла литература Древней Греции. Героический миф стал важнейшим источником формирования героического эпоса, в частности, эпических поэм "Илиада" и "Одиссея", авторство которых приписывают Гомеру.

Слайд 6

СКУЛЬПТУРА

Ксоаны - грубо обработанные идолы из дерева или камня.

Пахарь, терракота

СКУЛЬПТУРА Ксоаны - грубо обработанные идолы из дерева или камня. Пахарь, терракота

Слайд 7

АРХАИКА

АРХАИКА

Слайд 8

АРХИТЕКТУРА

Базилика в Пестуме

Храм Артемиды в Эфесе

АРХИТЕКТУРА Базилика в Пестуме Храм Артемиды в Эфесе

Слайд 9

СКУЛЬПТУРА

СКУЛЬПТУРА

Слайд 10

ПОЭТЫ АЛКЕЙ И САПФО

ПОЭТЫ АЛКЕЙ И САПФО

Слайд 11

ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА

Афинский Акрополь

Перикл

ГРЕЧЕСКАЯ КЛАССИКА Афинский Акрополь Перикл

Слайд 12

АРХИТЕКТУРА

Парфенон

Эрехтейон, кареотиды

АРХИТЕКТУРА Парфенон Эрехтейон, кареотиды

Слайд 13

СКУЛЬПТУРА

Мирон "Дискобол"

Афина Промахос

СКУЛЬПТУРА Мирон "Дискобол" Афина Промахос

Слайд 14

В Древней Греции получили развитие три драматургических жанра: трагедия, драма сатиров и

В Древней Греции получили развитие три драматургических жанра: трагедия, драма сатиров и
комедия.
Трагедия (букв "козлиная песнь") - драматургический жанр, основанный на трагическом конфликте героических персонажей, трагическом его исходе.
Ката́рсис (греч. - очищение) - особая, нередко высшая форма трагизма, когда воплощение трагического конфликта (и сопутствующее ему потрясение) не подавляет своей безысходностью, а производит (на читателя, зрителя) просветляющее, "разрешающее" действие.

Слайд 15

ЭСХИЛ (525 - 456)

Уже древние называли его "отцом" трагедии, хотя не он

ЭСХИЛ (525 - 456) Уже древние называли его "отцом" трагедии, хотя не
был первым ее автором.
Творчество Эсхила совпадает со временем борьбы с тиранией, установлением демократических порядков в Афинах.
Одно из самых известных произведении Эсхила - трагедия "Прикованный Прометей", в основу которой положен миф о гитане Прометее, похитившем у Зевса огонь и отдавшем его людям.

Слайд 16

СОФОКЛ (496 - 406)

Из всего наследия Софокла до нас дошли 7 произведений,

СОФОКЛ (496 - 406) Из всего наследия Софокла до нас дошли 7
среди них особенно значительными являются трагедии так называемого фиванского цикла: "Царь Эдип", "Эдип в Колоне", "Антигона".
В их основе - миф о "наследственном проклятии", лежащем на фиванских царях, и о последствиях этого проклятия, приведшего к тому, что царь Эдип, не знавший своих настоящих родителей, убил своего отца и женился на матери.

Слайд 17

ЕВРИПИДА (480-406)

Героям Еврипида присуща внутренняя раздвоенность. Их гибель - результат внутреннего

ЕВРИПИДА (480-406) Героям Еврипида присуща внутренняя раздвоенность. Их гибель - результат внутреннего
противоречия, борьбы чувства и разума.
Ломая традиционные рамки трагедии, изменяя сюжеты мифов, Еврипид опускает мифических героев до уровня земных людей, лишает их величия.
Одна из самых значительных трагедий Еврипида - "Медея".

Слайд 18

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Сам термин "эллинизм" связан с проникновением греческой культуры на Восток, "эллинизацией"

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Сам термин "эллинизм" связан с проникновением греческой культуры на Восток,
Востока.
Художественными центрами эллинистического мира становятся Родос, Делос, Александрия, Пергам, Помпея, Милет. Для искусства этой эпохи характерна монументальность.

Слайд 19

"Ника Самофракийская"
(около 190 г. до н. э.)

Агесандр, Афродита Милосская
(около 120

"Ника Самофракийская" (около 190 г. до н. э.) Агесандр, Афродита Милосская (около
г. до и. э.)

Слайд 20

СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА ЛАОКООН

Скульптурная группа в ватиканском музее Пио-Клементино, изображающая смертельную борьбу Лаокоона

СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА ЛАОКООН Скульптурная группа в ватиканском музее Пио-Клементино, изображающая смертельную борьбу
и его сыновей со змеями.
Скульптура работы греческих ваятелей с Родоса - Агесандра, Полидора и Афанодора; является мраморной копией второй половины I века до н. э. с оригинала, который был выполнен в бронзе в 200 году до н. э. в Пергаме и не сохранился.

Слайд 21

"АЛТАРЬ ЗЕВСА"

"АЛТАРЬ ЗЕВСА"

Слайд 22

Архимед (287—212 г. до н. э.)

Евклид (365-300 г. до н. э.)

Архимед (287—212 г. до н. э.) Евклид (365-300 г. до н. э.)

Слайд 23

МЕНАНДР (342- 292)

Сохранилась целиком только одна драма "Угрюмец", более или менее полно

МЕНАНДР (342- 292) Сохранилась целиком только одна драма "Угрюмец", более или менее
- трагедия "Третейский суд". Герои Менандра жизненны и человечны, автор достиг определенных высот в тщательной разработке персонажей.
Мир личных чувств заменил общественные проблемы, стоявшие перед героями Эсхила и Софокла.

Слайд 24

ДРЕВНИЙ РИМ

С конца I века до н. э. ведущее значение в античном

ДРЕВНИЙ РИМ С конца I века до н. э. ведущее значение в
мире приобретает римская культура. За более чем тысячелетнюю историю она прошла большой и сложный путь развития.
Произведения римских писателей стали классическими, и само римское слово "классика" стало обозначать "первоклассные, образцовые" применительно к произведениям Вергилия, Горация, Овидия и других античных авторов.

Слайд 25

Хронологически рамки развития культуры Древнего Рима охватывают почти тысячелетие: от ее зарождения

Хронологически рамки развития культуры Древнего Рима охватывают почти тысячелетие: от ее зарождения
в конце VI века до н. э. до конца V века п. э.
Начальный этап относится к периоду республики (конец V - конец I вв. до н. э.), расцвет - к периоду образования мировой рабовладельческой державы (конец I в. до н. э. - V в. н. э.).

Слайд 26

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Своеобразие римской культуры прежде всего нашло проявление в архитектуре. Суровая простота

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА Своеобразие римской культуры прежде всего нашло проявление в архитектуре. Суровая
жизненного уклада в условиях ожесточенных войн обусловила конструктивную логику инженерных сооружений - древних оборонительных стен Рима, дорог, имевших важное стратегическое значение, мощных мостов и акведуков.
Характерным мотивом римской монументальной архитектуры становятся арочные конструкции.

Слайд 27

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ

Римская художественная культура периода империи (конец I в. до н. э.

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ Римская художественная культура периода империи (конец I в. до н.
- 476 г. и. э.) достигла своего расцвета. В эту эпоху были созданы великие произведения науки и искусства, с которыми связаны имена историка Тита Ливия, архитектора Витрувия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация и других. Период правления императора Августа (27 г. до и. э. - 14 г н. э.) характеризуется как "золотой век" римской культуры. Художники ориентировались на великих мастеров Греции, внеся в естественность греческой классики рассудочность и сдержанность.

Слайд 28

ПАНТЕОН (ОКОЛО 118- 125 ГГ. И. Э.) "ХРАМ ВСЕХ БОГОВ"

ПАНТЕОН (ОКОЛО 118- 125 ГГ. И. Э.) "ХРАМ ВСЕХ БОГОВ"

Слайд 29

ФОРУМА ТРАЯНА

ФОРУМА ТРАЯНА