Архитектура Руси 17 век

Содержание

Слайд 2

17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все

17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все
это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы.

Век серьёзных потрясений

Слайд 3

В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций.

В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций.
Одним из ярких примеров той эпохи является  Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.

Строительство шатровых композиций

Слайд 4

В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять

В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять
больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками. 
Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.

Слайд 6

Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое

Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое
строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.

Деревянное зодчество

Слайд 7

Царский дворец в Коломенском

Царский дворец в Коломенском

Слайд 8

К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный

К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный
нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.

Нарышкинское (московское) барокко

Слайд 9

Перемены в жизни страны, развитие торговых отношений с соседями, и некоторые другие

Перемены в жизни страны, развитие торговых отношений с соседями, и некоторые другие
факторы обеспечили предпосылки к тому, что российские города стали расширяться. На юге и востоке страны появлялись новые города. Появились первые попытки создания городских планов и упорядочения градостроительства.

Слайд 10

В связи с расширением границ государства, прекращением набегов на Русь татар, центр

В связи с расширением границ государства, прекращением набегов на Русь татар, центр
страны уже не нуждался в такой защите, как в средние века. Многие крепости городов и стены монастырей центральной части страны переставали выполнять оборонные функции. Этот период в жизни страны совпал с появлением нового направления в архитектуре, ухода от строгих линий, перехода к украшательству. Именно поэтому в 17 веке многие кремлевские постройки и монастыри достраивались с особым колоритом. Теперь зодчие больше думали о внешнем облике, нарядности убранства, выразительности линий, чем об оборонительном качестве башен и построек.

Новое направление в архитектуре

Слайд 11

Как жилые дома купцов и бояр, так и административные здания в 17

Как жилые дома купцов и бояр, так и административные здания в 17
веке начинают строить двух- или трехэтажными. При каменном основании, верхний этаж мог быть деревянным, зачастую здание полностью выполнялось из древесины. Нижний этаж таких зданий обычно использовали для хозяйственных нужд.
В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Позднее, из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. Впоследствии, монастырскому собору многие старались всячески подражать, старались превзойти его в нарядности.

Здания и церкви

Слайд 12

Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре

Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре

Слайд 13

Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и

Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и
градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом. В 1635-1636 годы в кремле возводится трехэтажный Теремной дворец с явно выраженной ступенчатой конструкцией. Первоначально его стены были расписаны, как  внутри, так и снаружи, верхний ярус дворца украшали изразцы. Собор на территории комплекса является типичным представителем стиля барокко, который в те времена как раз и начал свое распространение в русской архитектуре 17 века.

Украшение Кремля

Слайд 14

Московский Кремль

Московский Кремль

Слайд 15

Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Слайд 16

На тот момент вторым по значимости городом Руси был Ярославль. Изразцы активно

На тот момент вторым по значимости городом Руси был Ярославль. Изразцы активно
использовались при украшении храмов Иоанна Предтечи в Толчкове, а также Иоанна Зла­тоуста в Коровниках. Для данных строений характерно использование яркого узора, созданного с помощью поливных изразцов. Типичным памятником данному периоду зодчества в Ярославле считается церковь Ильи Пророка.

Значимый город Ярославль

Слайд 17

храм Иоанна Предтечи в Толчкове

храм Иоанна Предтечи в Толчкове

Слайд 18

Храм Иоанна Зла­тоуста в Коровниках

Храм Иоанна Зла­тоуста в Коровниках

Слайд 19

церковь Ильи Пророка

церковь Ильи Пророка

Слайд 20

В период 17 века велось повсеместное строительство новых каменных храмов, монастырей и

В период 17 века велось повсеместное строительство новых каменных храмов, монастырей и
в Муроме. Были выстроены два монастыря – женский Троицкий и мужской Благовещенский. Вместо деревянных строений были возведены храмы из камня в женском Воскресенском монастыре, Георгиевская церковь, разрушенная в 30-х годах 20 века, а также пятиглавая Казанская или Николо-Можайская церковь и одноглавая Николо-Зарядская церковь. Николо-Зарядский храм также не сохранился, но в те годы являл собой один из лучших образцов русского зодчества второй половины 17 века. Последней в этом столетии в Муроме была построена каменная Покровская церковь, расположенная на территории Спасского мужского монастыря. Монастырское жилое здание, а именно настоятельный корпус Спасского монастыря – единственный образец  в городе, позволяющий представить гражданскую архитектуру города в 17 веке. Неподалеку от Мурома в Борисоглебском монастыре  вместо ветхих деревянных храмов в 17 веке возвели прекрасный ансамбль из каменных строений – церковь Рождества, Вознесенскую (Бориса и Глеба) и Никольскую церковь. Из них до наших дней сохранился лишь храм Рождества Христова.

Слайд 21

Сохранилось множество храмовых построек того времени и в других провинциальных городах –

Сохранилось множество храмовых построек того времени и в других провинциальных городах –
в Угличе, Саратове, Великом Устюге, Рязани, Костроме, Суздале и других. Из крупных архитектурных ансамблей, относящихся к 17 веку, можно выделить здание Кремля в Ростове Великом.

Слайд 22

здание Кремля в Ростове Великом

здание Кремля в Ростове Великом

Слайд 23

До наших времен дошло большое количество и светских построек, позволяющих судить об

До наших времен дошло большое количество и светских построек, позволяющих судить об
архитектуре того времени. Это деревянные Кремлевские терема, Крутицкий теремок и дом Голицына в Москве, каменные Поганкины палаты в Пскове, как и многие здания той эпохи, указывающие на высокую степень прихотливости вкусов, царившую в архитектуре 17-го столетия.

Светские постройки

Слайд 24

каменные Поганкины палаты в Пскове

каменные Поганкины палаты в Пскове
Имя файла: Архитектура-Руси-17-век.pptx
Количество просмотров: 52
Количество скачиваний: 0