Черниговский скит

Слайд 2

История создания

В 40-х гг. 19 столетия склонные к отшельническому и аскетическому уединению

История создания В 40-х гг. 19 столетия склонные к отшельническому и аскетическому
монахи из Троице-Сергиевой Лавры основали в Исаковской роще окраины Сергиева Посада скитское поселение из деревянных келий и церквей. Так появился Гефсиманский скит, по названию известной иерусалимской Гефсимании – места молитв Иисуса Христа и успокоения Богоматери. Организация нового скита была вызвана поиском нового источника духовной жизни по заветам Преподобного Сергия Радонежского. К этому источнику стремились и простые люди и известные философские умы того времени. Жили монахи русской Гефсимании более чем скромно – без жалования, в поношенной одежде с самой примитивной церковной утварью и посудой. Первым храмовым сооружением была деревянная Успенская церковь, затем строится церковь Трапезная – в два этажа с престолом С.Радонежского и Воскресенская церковь при кладбище. Гефсиманский скит Сергиевого посада в начале 20 века Вскоре в Гефсиманском скиту появляется известный юродивый Филиппушка. Владимирский крестьянин по происхождению, Филипп, уже будучи женатым человеком, оставляет дом и семью ради служения Господу. Он начинает вести подвижнический образ жизни, ходит босиком и в лохмотьях, ест, что придется. Обойдя множество святых мест и монастырских земель, Филипп мечтает о создании подземной монашеской обители, по примеру понравившейся ему Киево-Печерской Лавры. Лучшим местом для этого оказалась малолюдная территория Гефсиманского скита, куда его и отправляют из Троице-Сергиевой лавры.

Слайд 3

Пещеры -- основная часть.

Охваченный идеей сооружения подземной обители, вновь прибывший Филипп испрашивает

Пещеры -- основная часть. Охваченный идеей сооружения подземной обители, вновь прибывший Филипп
разрешения на создание для себя подземной кельи, правда формулирует он эту просьбу как желание «выкопать погребок». Строительство «погребка» он начинает в небольшом отдалении от Гефсиманского скита. К титаническому труду Филиппушки постепенно присоединяются и другие члены монашеского братства. Келья подземного отделения Монахи, поддерживающие идею подземного житья, самостоятельно выкапывали себе по «погребку» рядом с подземной кельей Филиппа, и устанавливали там каменные лавки для сна. Таким образом, со временем образовалась целая система подземных келий и переходов между ними, т.е. создался своеобразный подземный пещерный комплекс. Время появления Филиппушки на скитской территории приято считать временем создания Черниговского скита. Подземные ходы Черниговского скита сегодня В результате совместного физического труда по копанию земли кроме подземных келий, соединенных подземными ходами, появился подземный храм Бесплотных сил (он же – Архангела Михаила) в обрамлении деревянного сруба, освященный митрополитом Филаретом в 1851 году. Верхняя часть храма, являвшаяся частью полуземлянки, имела надземный выступ с фигурной кровлей. Под землей храм разветвлялся на подземные переходы и маленькие пещерки-кельи.

Слайд 4

Пещеры, фото:

Пещеры, фото:

Слайд 6

Описание храма, фото:

Храм был построен в 1850 году.
Основное направление:
мужской монастырь.

Описание храма, фото: Храм был построен в 1850 году. Основное направление: мужской монастырь.

Слайд 7

Настоящее время

В настоящее время территория храма частично разделена между некоторыми отдельными строениями.

Настоящее время В настоящее время территория храма частично разделена между некоторыми отдельными
Там имеется военная часть, рядом с ней находится интернат-госпиталь. Количество паломников сократилось практически в два раза (если сравнивать с 20 веком). Основная церковь находится в своеобразных пещерах под землёй.