День славянской письменности и культуры

Содержание

Слайд 2

Содержание
Введение
Память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Центры празднования дней славянской культуры и письменности
История

Содержание Введение Память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Центры празднования дней славянской
праздника
Просветители славян - Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
Как отмечают Дни славянской письменности и культуры в Болгарии
Как отмечают Дни славянской письменности и культуры в России

Слайд 3

Введение
День Славянской культуры и письменности — праздник, приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных

Введение День Славянской культуры и письменности — праздник, приуроченный ко дню памяти
Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских, 24 мая. Отмечается как в России, так и в некоторых других славянских странах. В России праздничные мероприятия проходят в течение нескольких дней.
В болгарских школах накануне дня святых Кирилла и Мефодия проводятся «дни букв» — викторины и образовательные игры.
В Чехии день памяти братьев Кирилла и Мефодия и праздник славянской письменности отмечается 5 июля.
В 1985 году в славянском мире отмечалось 1100-летие со дня кончины св. равноап. Мефодия. Впервые в СССР 24 мая был объявлен днем славянской культуры и письменности.
30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры. С 1991 года государственные и общественные организации стали проводить Дни славянской письменности и культуры совместно с Русской Православной Церковью.
В период празднования проводятся различные церковные мероприятия: посвященные святым Кириллу и Мефодию богослужения в Успенском соборе Кремля и других храмах России, Крестные ходы, детские паломнические миссии по монастырям России, научно-практические конференции, выставки, концерты.
С 1991 года в рамках празднования дней славянской культуры и письменности проходит ежегодная духовно-культурная экспедиция «Славянский ход» по городам России. День славянской письменности и культуры – это единственный в нашей стране церковно-государственный праздник.

Слайд 4

Память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Святые братья Кирилл и Мефодий — христианские

Память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Святые братья Кирилл и Мефодий —
проповедники и миссионеры, просветители славянских народов. В 863 году византийский император направил братьев в Моравию на проповедь славянам. Братья составили первую славянскую азбуку и перевели богослужебные книги на славянский язык. Тем самым были заложены основы славянской письменности и культуры.
Память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия отмечалась у славянских народов еще в древности. Затем празднование было забыто и восстановлено в Русской Церкви только в 1863 году, когда и было принято постановление о том, чтобы вспоминать словенских просветителей 11 (24 по н. ст.) мая.

Слайд 5

Центры празднования дней славянской культуры и письменности
До 2010 года каждый год центр

Центры празднования дней славянской культуры и письменности До 2010 года каждый год
празднования переносился в какой-либо из русских городов.
В 1986 году это был Мурманск,
в 1987 — Вологда,
в 1992 и 1993 — Москва,
в 1991 г. он прошел в Смоленске,
а последним был Саратов.
С 2010 года столицей дней славянской письменности стала Москва.

Слайд 6

История праздника
История праздника связана с памятью о создателях кириллицы – братьях Кирилле

История праздника История праздника связана с памятью о создателях кириллицы – братьях
и Мефодии. Они родились в благочестивой семье в Салониках (Греция). Мефодий (старший, 815 г.р.) выбрал военный род деятельности, спустя 10 лет службы стал монахом. Кирилл (младший, 827 г.р.) много изучал науку, принял сан иерея, общался с выдающимися людьми, по окончании учебы трудился в Константинополе. Впоследствии уехал к брату в храм на горе Малый Олимп (Анатолия, современная Турция). Там зародилась мысль о создании славянской азбуки, чтобы распространять христианство по территориям, на которых проживали славянские народы.
В 863 году Кирилл сотворил первую азбуку, перевел с греческого на болгарский язык священные книги, среди которых были Евангелие и Псалтырь. В этом ему помогал родной брат. С помощью двух просветителей славянский народ получил свою письменность (первыми были люди в Болгарии и Моравии). Православная церковь объявила их чудотворцами. Уже в XI в. 24 мая (11 мая по старому календарю) был обозначен, как день памяти этих святых.

Слайд 8

Просветители славян - Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
Святые равноапостольные первоучители и просветители

Просветители славян - Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий Святые равноапостольные первоучители и
словянские Мефодий (около 815—885) и Кирилл (около 827—869; до принятия в начале 869 г. монашества — Константин) — братья, родом из города Солуни (Салоники).
Выходцы из знатной и богатой христианской семьи, они получили превосходное образование. Мефодий, старший брат, находясь на военной службе, правил одним из подчиненных Византийской империи славянских княжеств (возможно, болгарским), где и выучил славянский язык. Через десять лет он оставил княжение и постригся в монахи на горе Олимп (в Малой Азии). Константин, еще в детстве удивлявший всех своими способностями, получал образование вместе с малолетним сыном византийского императора Михаила III у лучших учителей Константинополя. Он в совершенстве постиг науки своего времени и многие языки, за что был прозван Философом. Приняв сан иерея, он стал хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, затем преподавал философию в высшей Константинопольской школе. В возрасте 24 лет был послан с опасной и трудной миссией к сарацинам-мусульманам для проведения философского и богословского диспута. Константин блестяще справился с заданием, опровергнув все доводы мусульманских философов, за что те даже пытались убить (отравить) молодого христианина, но он остался невредимым. Вернувшись на родину, Константин удалился на Олимп к брату Мефодию. Однако в 858 году император Михаил вызвал обоих братьев для проповедования Евангелия у хозар. В пути братья остановились в Корсуни (древнерусское название города Херсонеса), где Константин выучил еврейский и самаритянский языки.

Слайд 9

Спустя какое-то время император вновь вызвал братьев, откликаясь на просьбу моравского князя

Спустя какое-то время император вновь вызвал братьев, откликаясь на просьбу моравского князя
Ростислава прислать учителей, которые могли бы проповедовать христианство на славянском языке. В 863 году Константин с помощью Мефодия и нескольких учеников составил славянскую азбуку и перевел несколько книг, без которых невозможно совершать богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Созданная Константином (Кириллом) славянская азбука не случайно названа кириллицей. Практически, мы пользуемся ей до сих пор.
В 1708 году по указанию Петра I азбука была реформирована для изданий гражданской печати, именно этот вариант лег в основу современного русского шрифта. В Риме святой Константин заболел и незадолго до кончины (14 февраля 869 г.) принял схиму с именем Кирилл. По решению Папы Римского Адриана II мощи святого Кирилла были положены в базилике Святого Климента, в Риме, где от них стали совершаться чудеса.
Святого Мефодия Папа Римский рукоположил во архиепископа Моравии и Паннонии. Находясь на этом посту, святой Мефодий продолжал утверждать богослужение на славянском языке, им многое сделано для просвещения славян с помощью книжной письменности. Закончил свое высокое земное служение первоучитель словенский Мефодий 6 апреля 885 года. Он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Великой Моравии.
Духовный подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия засвидетельствован в пространной житийной литературе, в похвальных словах и религиозных гимнах, в старинных церковных службах и песнопениях, на иконах и в росписях храмов, в художественной прозе, в стихах и в многочисленных ученых трудах.

Слайд 10

Как отмечают Дни славянской письменности и культуры в Болгарии
В Болгарии День просвещения,

Как отмечают Дни славянской письменности и культуры в Болгарии В Болгарии День
культуры и славянской письменности является официальным национальным праздником. Впервые праздник болгарской письменности прошел  22 мая 1803 года в Шумене. Традиция празднования Дня славянской письменности возникла в середине XIX века, однако корни ее восходят к первопрестольной Плиске — древней столице Болгарии. Именно сюда в 886 году, уже после смерти обоих просветителей, прибыли их ученики — Климент, Наум, Горазд, Ангеларий, которых болгарский повелитель князь Борис принял с триумфальными почестями. В Плиске вскоре была разработана развернутая программа распространения азбуки в пределах тогдашнего болгарского государства. Получилось так, что всего два десятилетия спустя после принятия христианства в Болгарии благодаря азбуке Кирилла и Мефодия начали переводить на славянский язык богослужебную и богословскую литературу. Факт, знаменательный уже потому, что тем самым впервые в истории христианства была нарушена монополия трех «древних священных языков» — латинского, греческого и еврейского — в духовной жизни Европы (во Франции Евангелие было переведено на национальный язык лишь через три, в Англии — через пять, а в Германии — через семь веков после Болгарии). В 1892 году учитель музыки из Русе Стоян Михайловский (1856—1927) написал текст общешкольного гимна, названного «Гимн святых Кирилла и Мефодия». Гимн состоял из 14 строф, из которых обычно исполняют первые шесть. Болгары знают его по первой строке «Върви, народе възродени!» («Вперед, народ возрожденный!»). В 1900 году композитор Панайот Пипков (1871—1942), в то время учитель в Ловече, написал музыку к гимну. С введением в Болгарии Григорианского календаря в 1916 году церковный и светский праздник был объединен в один – 24 мая. В 1969 году церковный календарь был искусственно отделен от светского, и праздник пришёлся на 11 и 24 мая соответственно. В 1990 году  решением 9-го Народного собрания Болгарии 24 мая был объявлен официальным праздником — Днём болгарского просвещения, культуры и славянской письменности.

Слайд 12

Как отмечают Дни славянской письменности и культуры в России
В России первые традиции

Как отмечают Дни славянской письменности и культуры в России В России первые
чествования памяти Кирилла и Мефодия были заложены в 11 веке. Одно из свидетельств тому – Архангельское евангелие от 1092 года, в котором на 14 февраля упоминается Кирилл, а на 6 апреля – Мефодий. Именно Россия ввела в церковный календарь общую дату празднования – 11 мая (24 мая по новому стилю). Широкое внимание к судьбе праздника славянских просветителей привлек епископ Смоленский Антоний (Амфитеатров). Первые чествования славянского слова прошли в Москве в 1862 году. В Новгороде был открыт памятник «Тысячелетие России», на котором увековечены образы Кирилла и Мефодия, чья деятельность совпала со становлением российской государственности. С 1863 года праздничные торжества проходили и в других городах, причем в каждом городе программа имела свои особенности. В Киеве, например, студенты основали славянскую библиотеку Святых Кирилла и Мефодия.
В дореволюционной России день памяти солунских братьев в разное время отмечали по-разному. Первые научные торжества прошли лишь в мае 1963 года. Ученые тогда организовали конференцию, посвященную 1100-летию создания славянской азбуки. Инициатива возрождения в России празднования Дней славянской письменности принадлежит Мурманской писательской организации и в особенности писателю Виталию Маслову. В 1986 году в Мурманске прошел первый праздник под названием «Праздник письменности». В знак признательности мурманчанам за возобновление древних традиций болгары подарили городу памятник создателям славянской азбуки. В 1988 году празднику особенно повезло - он совпал с 1000-летием крещения Руси и проводился в древнем Новгороде. Крещение Руси положило начало письменности, но и письменность способствовала распространению новой веры. Здесь, в древнем центре России, и получила вслед за Киевом начальное распространение письменность. В 1989 году главные празднества проходили в Киеве. Впервые праздник проводился при активном участии Фонда славянской письменности и культуры, созданного в 1989 году. С 1991 года День славянской письменности и культуры стал государственным праздником, центр торжеств находился в Смоленске. Тогда в целях объединения славянских народов на основе общих корней был проведен Славянский ход. В 1992 году центром праздника стала Москва. В столице состоялся Первый Международный Конгресс славянских культур. На Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию.

Слайд 13

В 1994 году посланцами Фонда славянской письменности и культуры во славу и

В 1994 году посланцами Фонда славянской письменности и культуры во славу и
честь Кирилла и Мефодия на их родине в Салониках был установлен Поклонный крест.

Слайд 14

Выводы

/

День славянской письменности и культуры - один из немногих универсальных праздников, который

Выводы / День славянской письменности и культуры - один из немногих универсальных
органично соединяет историческую, государственную, национальную и церковную составляющие. В нем заложен огромный потенциал. Он мог бы стать одним из главных народных праздников России и всего славянского мира.
Кирилл и Мефодий были с нами всегда и останутся с нами навсегда, даже если мы об этом забываем. Поэтому нам нужен этот праздник, нужны яркие зримые формы празднования — креативные, новые и укоренные в традиции, вдохновляющие и понятные для людей. По-настоящему народный праздник объединяет весь народ. Его должны ждать, готовиться и радостно переживать. Этот праздник может стать одним из самых ярких, любимых всенародных торжеств нашего духа.
Имя файла: День-славянской-письменности-и-культуры.pptx
Количество просмотров: 37
Количество скачиваний: 0