Древняя Греция. Классический период

Содержание

Слайд 2

Рубеж VI-V веков до н. э. в жизни греческих городов был полон

Рубеж VI-V веков до н. э. в жизни греческих городов был полон
событиями. Яростно сопротивлялась рабовладельческой демократии тирания. Затем бурную внутриполитическую борьбу сменила ожесточенная война с персами. Победившие греки не только отстояли независимость, но спасли европейскую культуру, защитив свои демократические устремления от персидской деспотии. В мировоззрении греков этого времени намечался перелом, ведущий художников к новым формам в искусстве и качественно новому периоду в осмыслении мира-классике.

Слайд 4

Постепенно из равноправного морской союз превратился в инструмент возвышения Афин, что позволило

Постепенно из равноправного морской союз превратился в инструмент возвышения Афин, что позволило
афинянам использовать значительные ресурсы для создания впечатляющих шедевров. Лучшие архитекторы, скульпторы и художники были приглашены в Афины и осуществляли планы Перикла по украшению Акрополя и всего города.
Развивались науки, искусства и философия.
Свобода соседствовала с тиранией, демократические идеалы сталкивались с коррупцией, развивалось искусство убеждать и побуждать.
Одним словом это был "Золотой Век" Афин.

Слайд 6

Естественно такая сильная власть не устраивала Спарту, и в 431 г. до

Естественно такая сильная власть не устраивала Спарту, и в 431 г. до
н.э. разгорелась Пелопоннеская война, закончившаяся только через 27 лет победой Спарты и низложением Афин. С этого времени Спарта стала ведущим полисом Греции, насаждая свои военные порядки во многих городах, и междоусобные войны не утихали до нового объединения Греции под гегемонией Македонии. Основные предпосылки для создания империи Александра Македонского были сделаны его отцом Филиппом II, который был мудрым политиком и дальновидным реформатором. На фоне общей нестабильности Македония отличалась высоким уровнем развития экономики, технологии и военного дела.

Слайд 7

Александр
Македонский

Александр Македонский

Слайд 8

В 337 г. до н.э. Греция была объединена под властью Македонии. После

В 337 г. до н.э. Греция была объединена под властью Македонии. После
убийства Филиппа II его место занял сын Александр, возглавивший победоносную войну против персов и создавший новую империю в течение 9 лет. Он побывал в Гималаях и дошел до берегов Ганга. Его идеей было положить конец вековым распрям между Персией и Грецией. Он женился на дочерях персидских царей, надеясь на мирное смешение двух культур. Он провозгласил себя богом Зевсом-Амонном, надеясь на поклонение простого народа завоеванных земель. Однако Александр не был понят своей армией и ближайшим окружением. Он умер, когда ему шел 33 год, не оставив преемника.

Слайд 9

В классическую эпоху особенно расширились и процветали святилища Зевса в Олимпии и

В классическую эпоху особенно расширились и процветали святилища Зевса в Олимпии и
Аполлона в Дельфах. Олимпия расположена на юге Греции, где около слияния рек Алфея и Кладея, близ невысокой горы Кронос, раскинули свои ветви оливы и платаны рощи Альтис. Храм Зевса высился в центре святилища, у склона Кроноса находились сокровищницы и архаический храм Геры, возле которого шел путь на стадион. Сокровищницы были выстроены в ряд, как и здания в архаических комплексах Селинунта и Пестума. Примечательно, что, в отличие от других святилищ, разрешение строить здесь сокровищницы было дано только дорическим полисам. Более того, до завоевания Македонией в архитектуре Олимпии предпочитался дорический ордер.

Слайд 10

Святилище Зевса

Святилище Зевса

Слайд 11

Ранняя классика. Декоративная скульптура

Хотя от старых принципов сохранилась симметрия композиции, но

Ранняя классика. Декоративная скульптура Хотя от старых принципов сохранилась симметрия композиции, но
условность архаического искусства в эгинских фронтонах начинает преодолеваться: создаются круглые скульптуры, исчезает скованность в изображении человека, фигуры объединены одним действием, совершеннее показывается движение, более свободное и естественное. Композицию фланкируют лежащие в сложных и неудобных позах гоплиты. Они повернуты лицами к зрителю и как бы демонстрируют мужество и героическую смерть. Величавая и строгая Афина, вооруженная щитом и копьем, защищает павшего грека.

Слайд 12

Гоплит

Гоплит

Слайд 13

Воины восточного фронтона показаны в сложных положениях. Сопротивляющиеся изображены в некоторых случаях

Воины восточного фронтона показаны в сложных положениях. Сопротивляющиеся изображены в некоторых случаях
почти опрокинутыми на спину или чудом держатся на ногах. После долгого периода, когда принято было показывать фигуры неподвижными, у мастера будто прорвалось желание представить воинов в быстрых движениях. Но на первых порах это получилось еще во многом наивно, слишком подчеркнуто, намеренно резко. Стоя на одном колене, Геракл натягивает тетиву лука и прицеливается во врага. В мастерской постановке фигуры нет узорочья контура архаического Париса западного фронтона: необходимое для боя положение тела оказывается естественным и потому красивым.

Слайд 14

Воин натягивающий тетиву
Скульптура
Греция классический период

Воин натягивающий тетиву Скульптура Греция классический период

Слайд 15

Во второй четверти V века до н. э. в искусстве Греции происходят

Во второй четверти V века до н. э. в искусстве Греции происходят
значительные изменения. О них свидетельствуют мраморные статуи фронтонов храма Зевса в Олимпии. В торжественной и сдержанной восточной композиции изображен момент перед состязанием героя Пелопса и царя Эномая. Рядом с величавым Зевсом показаны соперники, далее - лирические женские образы. По бокам - колесницы и лошади, возничие, прорицатель, мальчик. В композиции выступает свойственный скульптуре ранней классики красноречивый язык жестов и поз.

Слайд 17

В размещении фигур западного фронтона, где возле Аполлона изображены борющиеся с кентаврами

В размещении фигур западного фронтона, где возле Аполлона изображены борющиеся с кентаврами
греки, больше динамики, меньше торжественности. Античный поэт Овидий рассказывает о бесчинствах кентавра Эврита и других "тучеродных зверей" на свадьбе Пирифоя:
"С Гипподамией свой брак справлял Пирифой Иксионов. Вот тучеродных зверей - лишь столы порасставлены были - Он приглашает возлечь в затененной дубравной пещере... Вдруг замешался весь пир, столы опрокинуты. Силой Схвачена за волоса молодая супружница. Эврит Гипподамию влачит, другие - которых желали Или могли захватить".

Слайд 19

Ранняя классика. Круглая скульптура и рельефы

Первые победы греков над персами, способствовавшие

Ранняя классика. Круглая скульптура и рельефы Первые победы греков над персами, способствовавшие
росту патриотических чувств, сделали очевидным необходимость объединения полисов. Борьба с персами воспринималась как борьба свободных городов с деспотией. В статуе Аполлона из Пьомбино заметно почти архаическое изящество, но пластическое решение новое. Изваяние могло быть создано лишь в период, когда особенно свежими и непосредственными были впечатления художников от красоты открывшегося перед ними реального мира.
Образ, навеянный скульптору прекрасными юношами-атлетами, победителями на состязаниях, вызывает в памяти строки поэта Симонида Кеосского:
"Вот он, смотри, Феогнет, победитель в Олимпии, мальчик Столь же прекрасный на вид, как и искусный в борьбе, И на ристалищах ловко умеющий править конями. Славою он увенчал город почтенных отцов".

Слайд 20

Статуя Аполлона

Статуя Аполлона

Слайд 21

Живопись и вазопись

Принципы чернофигурной техники, заставлявшей мастеров показывать фигуру силуэтом, а

Живопись и вазопись Принципы чернофигурной техники, заставлявшей мастеров показывать фигуру силуэтом, а
детали процарапывать иглой, сковывали их желание создавать свободные композиции и привели к поискам новых возможностей. Приходящийся на период поздней архаики переход к краснофигурной вазописи нагляден в работах Андокида. Сравнение двух росписей в разных техниках, но на одну тему - пир Геракла - показывает, что изменились не только цвета фона и фигур.

Слайд 23

В чернофигурной больше действующих лиц, детали процарапаны, значительная роль отводится орнаменту. В

В чернофигурной больше действующих лиц, детали процарапаны, значительная роль отводится орнаменту. В
краснофигурной внимание сосредоточено на главном: оставлены лишь Геракл и Афина, изображенные крупнее, пером нанесены складки одежд, глаза, мышцы. Естественнее поза лежащего Геракла, правильнее показана его фигура, ставшая объемнее и пластичнее. Известны также росписи амфор в разных техниках с изображением Геракла, похищающего из Аида пса Цербера.

Слайд 25

Выдающийся мастер этой переходной для вазописи эпохи Евфроний работал в разных техниках:

Выдающийся мастер этой переходной для вазописи эпохи Евфроний работал в разных техниках:
на одной из его чернофигурных пелик показан торговец оливковым маслом, на краснофигурной - прилет ласточки. Бытовые зарисовки Евфрония далеки от жанровости в ее современном понимании. В них всегда ощутима значительность смысла, стоящего за внешне простым сюжетом. В росписи с ласточкой мальчик, юноша и мужчина охвачены общим радостным чувством прихода весны. Рядом с каждым изображенным персонажем Евфроний помещает произносимые им слова:
"Смотри, ласточка",-обращает внимание на птичку юноша. "Правда, клянусь Гераклом. Уже весна" - утверждает мужчина, а мальчик заканчивает несложный разговор восклицанием: "Вот она!".

Слайд 26

Работа
Выдающегося мастера
классического периода
Евфрония

Работа Выдающегося мастера классического периода Евфрония
Имя файла: Древняя-Греция.-Классический-период.pptx
Количество просмотров: 54
Количество скачиваний: 0