Два пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока

Содержание

Слайд 2

Учебные и воспитательные задачи:

1. Сформировать у обучаемых представление об особенностях становления и

Учебные и воспитательные задачи: 1. Сформировать у обучаемых представление об особенностях становления
развития средневекового государства и права в странах Западной Европы.
2. Ознакомить обучаемых с характерными чертами общественно-государственного развития стран Восточной цивилизации.
3. Ознакомить курсантов с характерными особенностями становления мусульманского права.
4. Способствовать формированию у обучаемых исторического мышления и правовой культуры.

Слайд 3

Литература:
а) основная:
1. Батыр К. И., Исаев И. А. и др.; Под ред.

Литература: а) основная: 1. Батыр К. И., Исаев И. А. и др.;
проф. К. И. Батыра. История государства и права зарубежных стран: Учебник. – М.: Изд-во "Проспект", 2004.
2. Ражев Ю. Д. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций, часть 1. – Орел: Академия ФСО России, 2005.
б) дополнительная:
1. История государства и права зарубежных стран: Ч. 1: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н. А. Крашенинниковой и проф. О. А. Жидкова. – М.: Издательская группа "НОРМА-ИНФРА*М", 1998.
2. История государства и права зарубежных стран (конспект лекций). – М.: "Приор-издат", 2004.

Слайд 4

Вопрос 1.

Общая характеристика средневекового государства
в Западной Европе

Вопрос 1. Общая характеристика средневекового государства в Западной Европе

Слайд 5


Падение Западной Римской империи означало окончательное крушение античных политико-правовых порядков и гибель

Падение Западной Римской империи означало окончательное крушение античных политико-правовых порядков и гибель
цивилизации, представлявшей собой высшее достижение древнего мира. На смену приходят средние века, когда западноевропейское общество надолго было отброшено назад и вынуждено было проделать новый виток развития к централизованным национальным государствам.
Развал Римской империи сделал возможным выход на политическую арену Западной Европы новых этносов и народов. Они уступали римлянам в политико-правовой культуре, но сумели в средние века создать свои, неизвестные странам Востока и античному миру, исторически более перспективные формы организации экономической, социальной и политической жизни.
Периодизация средневековья связывается прежде всего с уровнем развития феодального способа производства (становление феодализма – раннее средневековье, расцвет феодализма – развитое средневековье, упадок феодализма – позднее средневековье).

Слайд 6


Значительную роль в формировании политического и правового сознания в Западной Европе сыграли

Значительную роль в формировании политического и правового сознания в Западной Европе сыграли
средневековые города. Наиболее бурный рост городов относится к концу XI–XII вв., когда шло развитие ремесла и торговли, зарождались капиталистические отношения. История средневековых городов – это борьба городского населения за личную свободу, вольности и привилегии, политическое самоуправление, а в ряде случаев и за полную независимость.
Главным институтом в политической системе выступало государство. Его политическое значение и вес определялись тем, что королевская власть являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом. Закрепляя феодальные формы поземельной собственности, сословные привилегии феодалов, средневековое государство, как любое другое государство, осуществляло общесоциальные функции (поддержание мира, традиционного правового порядка и т. д.).

Слайд 7

Вопрос 2.

Основные черты средневекового права в Западной Европе

Вопрос 2. Основные черты средневекового права в Западной Европе

Слайд 8


Средние века – это эпоха, когда в рамках складывающихся национальных государств формировались

Средние века – это эпоха, когда в рамках складывающихся национальных государств формировались
основы национальных правовых систем. Именно в средние века определились контуры крупных мировых правовых систем (семей права) – континентальной и англосаксонской, сложились их специфические правовые институты.
Cредневековое право основывалось на правовых обычаях. Расцвет феодализма в Европе в XI–XII вв. означал повсеместное преобладание обычного права. К этому времени в западноевропейском обществе были утрачены многие элементы правовой культуры, получившие когда-то широкое развитие в античном мире, и поэтому длительное время обычаи выражались в устной форме.
Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимало каноническое право. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений.

Слайд 9


Новая жизнь римского права в Западной Европе (его второе рождение) началась в

Новая жизнь римского права в Западной Европе (его второе рождение) началась в
XI–XII вв. В основе этого процесса лежало оживление экономической жизни, особенно торговли. Римское право содержало в себе точные и готовые формулы закрепления абстрактной частной собственности и торгового оборота. Не случайно центром зарождения римского права стали города-республики Северной Италии, которые переживали в XI в. экономический подъем и представляли собой в то время наиболее развитый в хозяйственном отношении регион Европы.
Рецепцию римского права в конечном счете санкционировала и королевская власть, стремившаяся к централизации, следовательно, и к юридизации всей общественной и государственной жизни. Именно римское право в это время проявило себя как наиболее разработанное, универсальное и рациональное право, содержащее регуляторы, необходимые для общества в целом и для основных его групп.

Слайд 10

Вопрос 3.

Особенности развития государства и права
в странах средневекового Востока

Вопрос 3. Особенности развития государства и права в странах средневекового Востока

Слайд 11


Эволюция восточного общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада.

Эволюция восточного общества шла особым путем, отличающим его от развития феодального Запада.
Господство социально-экономических и социально-политических традиционных структур определяло замедленный характер этой эволюции. Ни одна из средневековых стран Востока (Индия, Китай, Арабский халифат, Япония) не достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего феодализма. Замедленный характер развития определил устойчивую многоукладность средневековых восточных обществ, длительное сосуществование патриархально-родовых, клановых, рабовладельческих, полуфеодальных и прочих укладов.
Специфику социально-политической структуре восточного общества придавала господствующая в том или ином обществе религиозная идеология. Своеобразие государства Арабского халифата и других государств мусульманского мира было непосредственно связано с их религией – исламом, исходящим из неделимости духовной и светской власти, что было органически связано с теократической идеей о всемогуществе, всесилии и неделимости самого Аллаха. Ислам определял в мусульманском мире всю духовную сферу мусульман. Так, религиозно-правовым основам мусульманского общества соответствовала особая социальная структура, характеризующаяся отсутствием системы наследственно передаваемых титулов и привилегий, избранности и пр.

Слайд 12


Универсализм ислама, основополагающая идея мусульманской идеологии и политической теории о слитности духовного

Универсализм ислама, основополагающая идея мусульманской идеологии и политической теории о слитности духовного
и светского определили и особое место государства в исламском обществе, его безусловное абсолютное.
Праву средневековых стран Востока было присуще много общих черт. Прежде всего, это традиционность и консерватизм норм права и морали. Традиционность, являющаяся отражением медленной эволюции экономической структуры, создавала у людей убежденность в извечности бытия, высшей мудрости, завершенности правил общественного поведения. В самом отношении членов восточного общества к нормам права и морали была заложена одна из важных причин их тормозящего обратного воздействия на экономическую сферу. Проявлением консерватизма социальных норм права и морали была их тесная связь с религией: конфуцианством, индуизмом, исламом, а также внутреннее единство религиозных, нравственных и правовых предписаний.

Слайд 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы, рассмотренные на занятии, позволяют в последующем перейти к изучению особенностей развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вопросы, рассмотренные на занятии, позволяют в последующем перейти к изучению особенностей
государственно-правовых систем средневековых стран. Характерной особенностью средневекового периода является появление основных контуров современных правовых систем, восстановление исторической преемственности с позитивными достижениями Античного мира.
Особое место во всемирной истории государства и права занимает система мусульманской теократии. Первоначально ядром халифата была созданная Мухаммедом в начале 7 в. в Западной Аравии мусульманская община. В результате арабских завоеваний халифат превратился в огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большей частью Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большей частью Пиренейского полуострова. Халифат представлял собой государство, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов.
В 7—10 вв. в халифате сложилась яркая и многообразная культура, имевшая огромное значение для развития мировой культуры. В 9 в. различный уровень экономического развития входивших в состав халифат стран, слабость хозяйственных связей между областями халифата, народно-освободительные, антифеодальные восстания, борьба внутри класса феодалов, обусловило распад единого халифата и привело к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств.
Имя файла: Два-пути-развития-средневековых-цивилизаций-Запада-и-Востока.pptx
Количество просмотров: 40
Количество скачиваний: 0