Kon (1) _Мифы древних славян

Содержание

Слайд 2

Миф -

это повествование, отражающее фантастические представления людей об окружающем мире,природе, человеческой сущности.

Миф - это повествование, отражающее фантастические представления людей об окружающем мире,природе, человеческой сущности.

Слайд 3

Жизнь древних славян была тесно связана с природой.
Порой беспомощные перед нею, они

Жизнь древних славян была тесно связана с природой. Порой беспомощные перед нею,
поклонялись ей, молились об урожае и удачной охоте. Они как бы одушевляли дерево и реку, солнце и ветер, птицу и молнию.

Слайд 4

Творение мира

Была сначала везде вода;
Бог и послал доставить земли со

Творение мира Была сначала везде вода; Бог и послал доставить земли со
дна морского птицу. Бог велит ей выплюнуть землю: «Да смотри, ничего не утаивай»; она так сделала и стала везде ровная земля. Только немножко земли она во рту утаила. И начала у ней та земля во рту расти. Она и взмолилась богу: «Господи, ведь я земли-то утаила, не всю выхаркнула». — «Ну, ладно делать нечего, выхаркивай остальную».
Она выхаркнула. И сделались от того горы по всей земле.

Слайд 5

Славяне верили, что в центре мира растёт огромное дерево, которое соединяет мир

Славяне верили, что в центре мира растёт огромное дерево, которое соединяет мир
богов и людей, землю и небо.
Самые длинные ветки этого дерева достигают небесного свода, а корни уходят в царство мёртвых.

Слайд 6

Дерево мира

Ось мира есть святое дерево — ясень, на котором в своих

Дерево мира Ось мира есть святое дерево — ясень, на котором в
светлых палатах пребывает верховный бог Сварун.
Корни его простираются по всему подземному царству Чернобога. Корень его четверо-лапый: один корень идёт на юг, второй — на восток, третий тянется к северу, а четвёртый — к западу. Мелкие серёжки в его ветвях — солнце, месяц и звёзды. Так ясень связывает подземное, землю и небо. Из-под дерева мира бьёт ключ чистой, живой воды, которая оздоровляет и воскрешает из мёртвых.

Слайд 7

Боги древних славянских мифов

Боги древних славянских мифов

Слайд 8

РОД

творец вселенной, символизирует единство всего живого в мире

РОД творец вселенной, символизирует единство всего живого в мире

Слайд 9

Верховный владыка Вселенной, родоначальник богов.
Сварог как олицетворение неба, то озарённого солнечными

Верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Сварог как олицетворение неба, то озарённого солнечными
лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня.
Все остальные боги славянские – дети Сварога, оттого зовутся они Сварожичи.

СВАРОГ

Слайд 10

После того как верховное божество Сварог устал от повседневных трудов и отправился

После того как верховное божество Сварог устал от повседневных трудов и отправился
на покой, главные свои дела передал он в руки сына Перуна. И стал Перун главным, а быть может, даже единовластным правителем остальных языческих богов. Был известен широко и за пределами Руси.
Перун почитался как бог грома и молний.

Слайд 11

Перун

Перун — славянский бог грозы, бог грома и молнии.
Перуна

Перун Перун — славянский бог грозы, бог грома и молнии. Перуна считали
считали покровителем воинов. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь.
Перуну было посвящено животное — дикий тур.
Было у Перуна и своё дерево — дуб, и любимый цветок — ирис, который распускается, когда гремят первые грозы.

Слайд 12

Ему противостоял Змей, воплощение злого начала, обитатель подземного царства - - крылатое,

Ему противостоял Змей, воплощение злого начала, обитатель подземного царства - - крылатое, многоголовое, огнедышащее существо.
многоголовое, огнедышащее существо.

Слайд 13

Змея называют Аспид

Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом.
Живет высоко

Змея называют Аспид Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет
в горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни.

Слайд 14

Бог Велес (или Волос) считался вторым по значению после Перуна. А где-то

Бог Велес (или Волос) считался вторым по значению после Перуна. А где-то
его почитали больше. Был Велес-Волос мохнатый, волосатый, похожий на медведя или человека, одетого в медвежью шкуру. К нему обращались с просьбой охранить свою скотину.

Слайд 15

Даждьбог
Древние славяне считали Даждьбога богом Солнца.
Даждьбог значит «податель всех благ». Даждьбог

Даждьбог Древние славяне считали Даждьбога богом Солнца. Даждьбог значит «податель всех благ».
ездит по небу в прекрасной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых лошадей с золотыми крыльями.
А солнечный свет исходит от огненного щита. Ночью он пересекает Океан на ладье, запряжённой лебедями.
Славяне верили, что бог Солнца поможет им.

Слайд 16

Даждъбог, бог солнца и жатвы, муж богини луны, - - красивый, сильный

Даждъбог, бог солнца и жатвы, муж богини луны, - - красивый, сильный
юноша. Его называли предком русичей. Он хранил ключи земные, закрывал землю на зиму и отдавал ключи птицам, которые уносили их в вырий (ирий) - - летнее царство, страну ушедших душ. Это теплая страна у моря или за морем, куда улетали души умерших праведников. Она доступна только птицам и змеям. Весной птицы возвращали ключи, и Даждьбог открывал землю.

Слайд 17

Сварог, бог небесного огня, бросил на землю с неба кузнечные клещи, и

Сварог, бог небесного огня, бросил на землю с неба кузнечные клещи, и
с тех пор люди научились ковать железо. Он посылал людям небесный огонь, без которого не изготовишь ни оружия, ни украшений. Сварога представляли в облике молодого плечистого кузнеца, молчаливого и строгого.

Слайд 18

Ярило

Ярило — бог оживающей природы. Этот славянский мифологический персонаж связан с идеей

Ярило Ярило — бог оживающей природы. Этот славянский мифологический персонаж связан с
плодородия и весенней мощи.
Иногда Ярила представал перед людьми весной мальчиком на молодом жеребце, летом — взрослым мужчиной на крепком коне, а осенью — стариком на старом коне. Люди знали: пройдёт зима, и Ярила вернётся.

Слайд 19

Стрибог –
бог ураганного ветра, вырыва-ющего деревья с корнем.
Имя его означает

Стрибог – бог ураганного ветра, вырыва-ющего деревья с корнем. Имя его означает «свистящий, воющий».
«свистящий, воющий».

Слайд 20

Олицетворение Матери Сырой Земли, а также дочь Перуна.
Она была посредницей между

Олицетворение Матери Сырой Земли, а также дочь Перуна. Она была посредницей между
небом и землёй.
Считалась также богиней плодородия и покровительницей дождя.

Слайд 21

Имя Лады можно найти в фольклоре всех славянских народов. О ней слагали

Имя Лады можно найти в фольклоре всех славянских народов. О ней слагали
песни, славили эту светлую богиню любви и веселья, красоты и плодородия.

Слайд 22

Второе ее имя СЛАВА, от которого произошло название славян

Второе ее имя СЛАВА, от которого произошло название славян

Слайд 23

Древние славяне поклонялись берегиням.
Берегини оберегали человека всюду: дома, в лесу, в

Древние славяне поклонялись берегиням. Берегини оберегали человека всюду: дома, в лесу, в
поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы, детей, рассказывали им сказки (байки), пели песни, навевали сны.

Слайд 24

Мелкие демоны славянской мифологии

Мелкие демоны славянской мифологии

Слайд 25

Домовой

Домовые
живут в домах и дворах.
Считалось, что если домовой полюбит

Домовой Домовые живут в домах и дворах. Считалось, что если домовой полюбит
хозяина, то кормит и холит его лошадей, обо всём заботится и у самого хозяина бороду заплетает в косы.

Слайд 26

Кикимора относится к домовым. Это злой и вредный дух, маленькая гадкая бабенка

Кикимора относится к домовым. Это злой и вредный дух, маленькая гадкая бабенка
в плохонькой одежонке, сморщенная, с кикой2. Днем сидит невидимкою за печкой, а проказит по ночам: сжигает куделю3, стучит, старается выжить людей, выстригает у овец шерсть, вредит курам.

Слайд 27

Банник

Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной

Банник Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с
бородой. Как и все славянские духи, проказлив.
Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену — все это проделки банника.
Бани были и в Риме и в Турции. Но банник - только у славян.

Слайд 28

В банях также жила шишига — злой дух, показывающийся только тем, кто

В банях также жила шишига — злой дух, показывающийся только тем, кто
идет в баню, не помолившись. Шишига принимает образ знакомой или родственницы, зовет человека с собой париться и может запарить до смерти.

Слайд 29

Неудачи объяснялись вмешательством злых духов: лени, отёти (крайней степени лени), окоёмов, прокуд

Неудачи объяснялись вмешательством злых духов: лени, отёти (крайней степени лени), окоёмов, прокуд
(плутов, неслухов, проказников).

Вий — самый страшный и самый сильный представитель нечистой силы, живущей под землей, поэтому руки и ноги его -что корни дерева, весь он в земле. Веки длинные, до самой земли, сам он их поднять не может, обычно это делают летучие мыши. Как и вся нечисть, он исчезает с третьими петухами. Считалось, что Вий насылает ночные кошмары и привидения, особенно тем, у кого нечиста совесть.

Слайд 30

Зимой леших в лесу заменя­ли гораздо более суровые калинники (от слова «калить»):

Зимой леших в лесу заменя­ли гораздо более суровые калинники (от слова «калить»):
Морозко, Трескунец, Карачун. Выходя из дома, человек настраивался на борьбу с непредвиденными обстоятельствами, немилосердными стихиями.
Дед Моро́з  в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов.
Обычно изображается в красной, синей, иногда белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей.
Снегурочки у мифологического Морозки никогда не было. Её придумал А.Н.Островский.

Слайд 31

БАБА ЯГА

Баба-яга — очень злая и старая колдунья, хотя изначально и являлась

БАБА ЯГА Баба-яга — очень злая и старая колдунья, хотя изначально и
положительным божеством славян — хранительницей (берегиней) рода и традиций.
Постепенно ей стали придавать злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера.

Слайд 32

Аука

Разновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками.
Не спит ни

Аука Разновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками. Не спит
зимой, ни летом.
Любит морочить голову людям в лесу, отзываясь на их крик “Ау!” со всех сторон.
Заводит путников в глухую чащу и бросает их там

Слайд 33

С сезонной смертью природы (наступлением зимы) связано еще одно божество подземного царства

С сезонной смертью природы (наступлением зимы) связано еще одно божество подземного царства
- - Кощей. Его представляли живым остовом (скелетом). «Кошь» - - кость, костлявый. Он символизировал окостенение, оцепенение от мороза всей природы в зимнюю пору.

Слайд 34

Леший

Леший, по верованиям древних славян -- хозяин леса: широкоплечий, коренастый великан с

Леший Леший, по верованиям древних славян -- хозяин леса: широкоплечий, коренастый великан
зеленой бородой, с глазами, как звезды, сверкающими сквозь ветки, в бараньем полушубке. По ночам он дико кричит, свищет и хохочет в лесной чаще; встретив путника, старается сбить его с дороги и заставить поплутать.

Слайд 35

В славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии.
Чаще

В славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии. Чаще
всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой.
Наши предки верили, что водяные - это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.

Слайд 36

Русалки изображались с женским лицом и грудью, но рыбьим туловищем и хвостом.

Русалки изображались с женским лицом и грудью, но рыбьим туловищем и хвостом.
Их боялись. Ночью русалки выходят из воды и греются в
лунном свете; нападают на прохожих и щекочут их до смерти. В особо опасную русальную неделю перед Иваном Купалой (конец июня) вешали на деревья и кусты пряжу, нитки, полотенца -- «одежду», чтобы задобрить русалок.

Слайд 37

«Солнце неустанно совершает свой путь по небу: озаряя землю днем, оставляет ее

«Солнце неустанно совершает свой путь по небу: озаряя землю днем, оставляет ее
ночью во мраке; согревая весною и летом, отдает ее во власть холоду осенью и зимой. Далеко-далеко, на востоке, на самом краю света, в стране вечного лета и плодородия высится золотой дворец, в нем восседает на златотканом, пурпуровом престоле царь-Солнце. Владеет царь-Солнце двенадцатью царствами, ему прислуживают Солнцевы девы: они расчесывают его золотые кудри, убирают, поют небесные песни. Поутру выезжает Солнце на своей светозарной колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми, и совершает свой обычный путь по небесному своду.

Слайд 38

Заря-заряница - - красная девица.
Заря -- сестра Солнца; ее часто называют Ненаглядной

Заря-заряница - - красная девица. Заря -- сестра Солнца; ее часто называют
Красотою, царевною - - золотой косою, непокрытой красою; живет она в золотом царстве, на краю света белого - - там, где ясное солнышко из моря подымается, плавает она по морю в серебряной лодочке с золотыми весельцами. Называют ее и Марьей Моревной - - морской царевной, и царь-девицей. В ее золотом дворце, под изголовьем, хранится живая вода.

Слайд 39

Путь в страну царь-девицы лежит через широкое море, вход туда сторожит двенадцатиглавый

Путь в страну царь-девицы лежит через широкое море, вход туда сторожит двенадцатиглавый
Змей Горыныч, испускающий из своей пасти жгучее пламя».
Имя файла: Kon-(1)-_Мифы-древних-славян.pptx
Количество просмотров: 47
Количество скачиваний: 0