Эпоха просвещения в России

Слайд 2


18 столетие – это век просвещения в Европе и в России. За одно

18 столетие – это век просвещения в Европе и в России. За
столетие русская литература проходит в своём развитии огромный путь. Идеологическая основа и предпосылки этого развития были подготовлены экономическими, политическими и культурными реформами Петра Первого (годы правления 1682 – 1725), благодаря которым отсталая Русь превратилась в мощную Российскую империю. С 18 века российское общество изучает мировой опыт во всех областях жизни: в политике, в экономике, в образовании, в науке, в искусстве. И если до 18 века русская литература развивалась изолированно от европейской, то теперь она осваивает достижения западных литератур. Благодаря деятельности сподвижника Петра Феофана Прокоповича, поэтов Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского, учёного-энциклопедиста Михаила Ломоносова создаются труды по теории и истории мировой литературы, переводятся иностранные произведения, реформируется русское стихосложение. Так начала осуществляться идея русской национальной литературы и русского литературного языка. 
Возникшее в 17 веке русское стихотворство основывалось на силлабической системе, из-за чего русские стихи (вирши) звучали не вполне благозвучно. В 18 веке М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский разрабатывают силлабо-тоническую систему стихосложения, что обусловило интенсивное развитие поэзии, причём поэты 18 века опирались на трактат Тредиаковского «Новый и краткий способ сложения российских стихов» и ломоносовское «Письмо о правилах российского стихотворства». С именами этих двух видных учёных и поэтов связывают и зарождение русского классицизма. 

Развитие литературы XVIII

Слайд 3

Представители

Ломоносов Михаил Васильевич

Прокопович Феофан

Кантемир Антиох Дмитриевич

Представители Ломоносов Михаил Васильевич Прокопович Феофан Кантемир Антиох Дмитриевич

Слайд 4

Идеи просвещения в русском изобразительном искусстве

Идеи Петра о просвещении российского общества, воспитания

Идеи просвещения в русском изобразительном искусстве Идеи Петра о просвещении российского общества,
"новой породы людей", полезных обществу нашли отражение в изобразительном искусстве. Появляется целая плеяда молодых художников, которые в своем портретном творчестве оставили потомкам образы выдающихся людей эпохи Просвещения. Одним из таких художников является И.Н.Никитин, который пишет целый ряд портретов. Среди них "Портрет напольного гетмана" (офицера-пограничника, защищавшего рубежи русского государства в XVIII веке); "Портрет царя Петра I(в круге)", где царь предстает перед нами неожиданно просто, как человек, страдающий вместе со своей Отчизной; "Портрет Петра I на смертном одре" - последний из портретов царя; "Портрет царевны Натальи Алексеевны". Во всех этих работах ощущается глубокая человечность высокое чувство долга, общественная значимость и реализм образов. Другим представителем русского просветительского реализма в изобразительном искусстве является А.П.Антропов, который стремился запечатлеть образ современника, утвердить в нем идеи, отвечающие времени. К таким произведениям Антропова относятся портрет статс-дамы елизаветинского двора Измайловой и парадный портрет императора Петра III, в изображении которых явно ощущаются сатирические нотки.

Слайд 5

1

Изобразительное искусство

Иван Никитин. Портрет напольного гетмана. 1720-е

Иван Вишняков. Портрет Сарры Элеоноры Фермор.

1 Изобразительное искусство Иван Никитин. Портрет напольного гетмана. 1720-е Иван Вишняков. Портрет
Около 1750.

Слайд 6

1

Идеи Просвещения в русской музыке

В эпоху Просвещения происходит расцвет хоровой музыкальной культуры

1 Идеи Просвещения в русской музыке В эпоху Просвещения происходит расцвет хоровой
в России. Появляется нотная запись вместо "крюковой". Русские композиторы сочетают в своем творчестве высокие традиции народной хоровой музыки с новыми чертами в ее развитии. Происходит ориентация на западноевропейскую гармонию в культовых песнопениях. Появляются новые музыкальные жанры: канты, гимны, кантаты. Наиболее интересными сочинениями в данное время являются духовные концерты М.С.Березовского ("Не отвержи мене во время старости"), наполненные суровой, драматической интонацией. Трагическая судьба композитора, его рано оборвавшаяся жизнь сделали его героем нескольких произведений 19 века. Другим русским композитором является Д.С.Бортнянский. Он продолжает традиции русского духовного концерта. Широта содержания, особая душевная отзывчивость музыки оценена западными композиторами, в том числе французским Г.Берлиозом, который написал о нем так: "Эти произведения отмечены мастерством, полнозвучностью гармоний и, что совершенно удивительно, необычайно свободным расположением голосов, великолепным презрением ко всем правилам, перед которыми преклонялись как предшественники, так и современники Бортнянского, и в особенности итальянцы, чьим учеником он считался". О крепостных театрах, актерах и музыкантах Вы можете узнать, побывав в усадьбах русских помещиков Шереметьево, Кусково, Останкино, которые находятся в Москве.

Слайд 7

Представители музыки

Максим Созотович Березовский

Дмитрий Степанович Бортнянский

Представители музыки Максим Созотович Березовский Дмитрий Степанович Бортнянский
Имя файла: Эпоха-просвещения-в-России.pptx
Количество просмотров: 238
Количество скачиваний: 0