Слайд 2 Расцвет русской теории о семейном воспитании приходится на конец XIX начало XX

столетия. Именно в это время велись поиски новые способов воспитания детей в семье.
Теория и опыт семейного воспитания обретали новые активные способы воздействия на школу: родительские собрания, родительские комитеты и подобные им объединения родительской общественности. Семья и школа пришли к признанию необходимости сотрудничества в деле воспитания и преодоления разногласий антагонизма.
Слайд 3 После 1917 года и до 90-х годов мы пережили величайший в истории

человечества общественно- государственный эксперимент по освобождению российских народов от гнета частного капитала, от эксплуатации человека человеком. Коллективные отношения определяли строй семьи и семейного воспитания.
Слайд 4 Семья развивалась и слагалась при самых неблагоприятных исторических условиях. В древности семья

не составляла отдельной, независимой единицы, хотя отец семейства и был полным властителем своей жены и детей. Она была частью целого рода, который состоял из многих семей, тесно связанных между собой происхождением от одного прадеда и признавших власть старшего в роде. Единицей был этот род. У каждой семьи кроме своих семейных интересов был еще интерес жизни общей, родовой, было чувство родовой чести: охранять ее, был долг совести каждого, потому что каждый имел значение не сам по себе, как личность, а по своему роду. Весь род вступался за бесчестье своего члена; зато весть род восставал на него, если бы он вздумал противиться тому, что, по общему мнению, рода было священным, нравственным; а нравственность слагалась из принятых укоренившихся отношений между всеми членами. Кто не хотел подчиниться этим общим требованиям, тот должен был оставить свой род.
Слайд 5 Постепенно родовые связи стали слабеть, и семья начала приобретать самостоятельное значение. В

XVI столетии московская семья является уже отдельной, независимой единицей; идеально выразилась она в известном Домострое. В ней отец семейства выступает грозным властелином, который уже называется государем дома. И в самом деле, он в своей семье был таким же государем, каким великий князь московский - в русской земле.
Слайд 6 Уложение царя Алексея Михайловича красноречиво подтверждает все те описания русской семейной жизни,

какие дошли до нас в сказаниях иностранцев, бывших в то время в Москве, и в наших собственных литературных памятниках. Уложение заботливо берет семью служилых людей под покровительство закона: оно ограждает вдов и сирот от нищеты, точно определяет их имущественные права и назначает им «прожиточные поместья. Уложение старается страхом жестоких казней поддержать те нравственные отношения в семье, которые, по описанию современников, уже теряли свои основы. За грубые речи детей в обращении с родителями и за драку с ними
Слайд 7 Многие мальчики старше десятилетнего возраста, взятые из семьи, стали воспитываться не на

глазах у родителей, а под надзором грубых приставников и суровых мастеров, вооруженных розгой и другими орудиями наказания: тогдашняя школа нравственно портила детей, ожесточая их сердца.
Петр Великий вывел женщину из уединенного терема прямо на шумные придворные праздники, балы, ассамблеи. Внешний блеск, роскошь, красота в европейском вкусе вошли в ее понятие об образовании и надолго исказили истинное понятие о действительном образовании.
Слайд 8 Императрица Екатерина II в начале своего царствования согласилась с Бецким усилить влияние

государства на семью, которая оказывалась несостоятельной в воспитательном деле. И. И. Бецкий составил план брать у родителей пятилетних детей и воспитывать их до совершеннолетия в полном отчуждении от семьи. По этому плану был преобразован шляхетный корпус, вновь открыта Академия художеств, воспитательное общество благородных девиц, с мещанским отделением, коммерческое училище. Задумана была грандиозная идея - воспитывать новую породу людей, не зараженную суеверием, предрассудками и пороками своих семей, с расчетом, что они, сами, став потом отцами и материями, будут воспитывать своих собственных детей по тому образцу, как сами были воспитаны. Хорошая французская речь в разговоре и известные манеры сделались заботами каждой матери и в семейном воспитании, в особенности дочерей.
Слайд 9 В 1802 году сенат пришел в недоумение, рассуждая об одном деле, в

котором согласно с Уложением назначалось строгое наказание за неповиновение матери; но дочь была замужняя и по тому Уложению обязана была во всем повиноваться воле мужа, а не непослушание также подвергалась не менее строгому наказанию. В данном случае воля матери, и воля мужа оказались в совершенном противоречии: бедной женщине не было никакого спасения от суда и наказания. Дворянская и чиновничья семья далеко отошла от них, силясь усвоить себе понятия, вырабатываемые западным образованием. А затем настала другая эпоха в историческом развитии русской семьи.
Слайд 10 Физическое воспитание крестьянских детей, конечно, в значительной степени зависит от общих условий

деревенского быта. Крестьянская изба вся состоит из одной комнаты и сеней. Поэтому обыкновенно изба бывает несоразмерно тесна. По способу отопления крестьянские избы делились на «белые» и «черные». О необходимости вентиляции крестьяне понятия не имели.