Формирование государственной музейной сети в ХХ веке. Музеи советской и постсоветской эпохи

Содержание

Слайд 2

В XVIII-XIX вв. в Петербурге начинают формироваться кроме Кунсткамеры и Эрмитажа коллекции

В XVIII-XIX вв. в Петербурге начинают формироваться кроме Кунсткамеры и Эрмитажа коллекции
Артиллерийского и исторического музеев. Открываются первые музеи в Барнауле, Оренбурге, Иркутске, Астрахани; создаются историко-археологические музеи в Николаеве, Одессе, Петербурге, в Крыму.
В XIX в. краеведческие музеи и музеи кустарных промыслов и ремесел возникали повсеместно при статистических комитетах, земствах, научных обществах, университетах и т.д.
К октябрю 1917 г. в России работало свыше 150 музеев. В Москве были открыты Российский исторический музей, Политехнический музей, на основе обширного собрания русской живописи купца Третьякова – Третьяковская галерея. В Петербурге открыли Сельскохозяйственный музей, активно шло формирование императорской и частных коллекций.

Слайд 3

Музейная сеть в дореволюционной России
Научные музеи Академии наук, научных обществ, архивных

Музейная сеть в дореволюционной России Научные музеи Академии наук, научных обществ, архивных
комиссий (28%);
Публичные музеи, созданные силами общественности (около 46%);
Истори­ческие музеи, художественные, комплексные, естественнонаучные.
Для большинства местных музеев была характерны неопределенность профиля, связанная с бессистемным, часто случайным (за счет даре­ний) способом комплектования собраний. Большинство музеев (свы­ше трети) сосредоточивалось в Москве и Петербурге. Наименьшее число было в сельскохозяйственных Волго-Вятском (7 музеев) и Цен­трально-Черноземном (8 музеев) регионах (77). Продолжался процесс организации музеев в регионах, являвшихся национальными окраи­нами империи. В 1896 г. открылась Латышская этнографическая выс­тавка в Риге, программа которой предусматривала создание Нацио­нального музея. В 1894 г. основан Казанский городской научно-про­мышленный музей. В 1906 г. был открыт Эстонский национальный музей.

Слайд 4

Мемориальные музеи:
в 1879 г. - библиотека-музей А.С. Пушкина при Царскосельском лицее;
в

Мемориальные музеи: в 1879 г. - библиотека-музей А.С. Пушкина при Царскосельском лицее;
1883 г. - Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище в Санкт-Петербурге;
в 1894 г. - Дом-музей П.И. Чайковского в Клину;
в 1904 г. - музей А.В. Суворова в Санкт-Петербурге;
в 1911 г. литературный Дом-музея Л.Н. Тол­стого. в Санкт-Петербурге;
в 1911 г. - Му­зей-квартира Д.И. Менделеева при Петербургском университете.

Слайд 10

В Советской России
С 1923 г. началась перерегистрация принятых на учет государством коллекций

В Советской России С 1923 г. началась перерегистрация принятых на учет государством
частных музеев , закончившаяся в 1925-1926 гг. В год рассматривалось 150 собраний, которые были, в основном, сняты с учета. В Москве на учете было оставлено только 6 собраний высшей категории, а в остальных - только выборочно учтено около 1000 предметов (на 1923 г. - 10000). Музеям в это же время было разрешено продавать дублетные фонды, ветхое имущество и госфонды немузейного значения. Все это привело к оживлению антикварной и аукционной торговли и сделало возможным со второй половины 1920-х гг. распродажу музейных фондов не только внутри страны, но и за рубежом.
Государство, сосредоточив в своих руках огромные богатства, не сумело обеспечить их сохранность. И хотя выделение ценностей и регулирование музейной сети в первые годы продолжалось экспертными комиссиями, огромное музейное богатство и текучесть критериев его оценки привели к невосполнимым утратам культурного наследия

Слайд 11

Первый Музей новой западной живописи создан на основе коллекции Сергея Ивановича Щукина

Первый Музей новой западной живописи создан на основе коллекции Сергея Ивановича Щукина
и был открыт в 1918 году в бывшем доме коллекционера (Большой Знаменский переулок, № 8). Его собрания составляли произведения западноевропейской, преимущественно французской, живописи и скульптуры начиная с 1860-х гг., куда входили Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Клод Моне, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Камиль Писарро, Анри де Тулуз-Лотрек, Поль Сезанн, Анри Матисс, Пабло Пикассо, Огюст Роден.

Слайд 13

Второй музей новой западной живописи

Русская художественная школа была представлена в собрании

Второй музей новой западной живописи Русская художественная школа была представлена в собрании
Морозова полотнами Врубеля, А. Я. Головина, Н. С. Гончаровой, Коровина, Б. М. Кустодиева, Серова, К. А. Сомова и других художников. Этот раздел его коллекции включал более 100 полотен.

Собрание включало свыше 250 произведений новейшей французской живописи: В. Ван Гога («Улица в Овере», «Красные виноградники в Арле» О. Ренуара («Купание на Сене», «Портрет Жанны Самари» и др.), П. Сезанна («Цветы в вазе», «Гора св. Виктория» и др.), П. Гогена «Разговор», «Пейзаж со стогами сена» и «Священную весну», «Кафе в Арле» и др.

Слайд 14

«ЗНАЧЕНИЕ МУЗЕЯ НЕ ТОЛЬКО В ПОЛНОТЕ ЕГО КОЛЛЕКЦИЙ, НО И В НЕОБЫЧАЙНО

«ЗНАЧЕНИЕ МУЗЕЯ НЕ ТОЛЬКО В ПОЛНОТЕ ЕГО КОЛЛЕКЦИЙ, НО И В НЕОБЫЧАЙНО
ВЫСОКОМ ИХ УРОВНЕ; БОЛЬШИНСТВО ВЕДУЩИХ МАСТЕРОВ XIX И XX ВЕКОВ, КАК МОНЕ, РЕНУАР, ГОГЕН, СЕЗАНН, ВАН ГОГ, МАТИСС, ПИКАССО, ДЕРЕН И ДРУГИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНЫ В МУЗЕЕ ПЕРВОКЛАССНЫМИ, ПОРОЮ ДАЖЕ ЦЕНТРАЛЬНЫМИ В ИХ ТВОРЧЕСТВЕ РАБОТАМИ; ОТСЮДА ТА ЯРКОСТЬ, ТА КОНЦЕНТРИРОВАННОСТЬ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, КОТОРАЯ ОХВАТЫВАЕТ ПОСЕТИТЕЛЯ И ДЕРЖИТ ЕГО В НЕОСЛАБЕВАЮЩЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ НАПРЯЖЕНИИ». БОРИС ТЕРНОВЕЦ (1933)

Государственный музей нового западного искусства (1923 - 6 марта 1948 гг.)

Создан в Москве в результате объединения 1-го и 2-го Музеев новой западной живописи. Основу музея составили знаменитые коллекции картин купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова.
В результате борьбы против «космополитизма» и «низкопоклонства перед Западом» главный «рассадник формалистических взглядов», Музей нового западного искусства, решено было ликвидировать: постановление Совета министров от 6 марта 1948 г. подписал лично Иосиф Сталин. Экспонаты музея были распределены между Пушкинским музеем и Эрмитажем.

Слайд 15

ИЗ СОБРАНИЯ ИВАНА МОРОЗОВА

ИЗ СОБРАНИЯ ИВАНА МОРОЗОВА

Слайд 17

Продажа картин из коллекции Эрмитажа — предпринятый правительством СССР в 1929-1934 гг.

Продажа картин из коллекции Эрмитажа — предпринятый правительством СССР в 1929-1934 гг.
акт распродажи полотен эрмитажной коллекции
Всего было отобрано 2880 картин, 350 из которых - произведения значительной художественной ценности, а 59 - шедевры мирового значения; некоторые из них находились в музее еще со времен его основания Екатериной Великой.
48 знаменитых шедевров - включая работы таких мастеров, как Ян ван Эйк, Тициан, Рембрандт и Рафаэль, - навсегда покинули Россию. Также были частично распроданы коллекция нидерландской и фламандской живописи, собранная и завещанная музею П.П. Семеновым-Тян-Шанским, и собрания, национализированные после Октябрьской революции (например, шедевры Строгановского дворца).
Кроме живописи из Эрмитажа распродавали художественное серебро, бронзу, нумизматические коллекции, византийские эмали.
Информация о масштабах потерь стала достоянием широких кругов общественности лишь в 1990-е гг. В настоящее время эта акция расценивается как «трагедия и катастрофа», «безумие», «непродуманная, зачастую неумелая, даже бессмысленная, а потому и плачевная по своим результатам деятельность».

Слайд 18


Рафаэль Санти
Святой Георгий и дракон. Около 1506 года
итал. San Giorgio e

Рафаэль Санти Святой Георгий и дракон. Около 1506 года итал. San Giorgio
il drago
Дерево, масло.
28,5 × 21,5 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон

Слайд 19


Рафаэль Санти.
Мадонна Альба.
Национальная галерея искусства, Вашингтон, 94,5х94,5

Рафаэль Санти. Мадонна Альба. Национальная галерея искусства, Вашингтон, 94,5х94,5

Слайд 20

Тициан. «Венера перед зеркалом». Теперь - в Национальной галерее искусства, Вашингтон

Тициан. «Венера перед зеркалом». Теперь - в Национальной галерее искусства, Вашингтон

Слайд 21


Ян ван Эйк. «Благовещение». Теперь - в Национальной галерее искусства, Вашингтон

Ян ван Эйк. «Благовещение». Теперь - в Национальной галерее искусства, Вашингтон

Слайд 22


Х. Аверкамп. «Сценка на льду». Продана неизвестному покупателю, с 1967 года

Х. Аверкамп. «Сценка на льду». Продана неизвестному покупателю, с 1967 года -
- в Национальной галерее искусства в Вашингтоне

Слайд 23

ВЫВОДЫ:
1. Процесс сохранности музейных предметов прошел длительный исторический путь.
2. Проблема сохранения музейных

ВЫВОДЫ: 1. Процесс сохранности музейных предметов прошел длительный исторический путь. 2. Проблема
предметов в настоящее время стоит весьма остро, является одной из актуальных задач музейной работы

Слайд 24

2. Научно-исследовательская и фондовая работа музеев.

Лекция № 4. Культура России ХХ

2. Научно-исследовательская и фондовая работа музеев. Лекция № 4. Культура России ХХ
в. в экспозиционной, фондовой, научно-исследовательской и культурно-образовательной работе музеев.
1. Решение педагогических проблем в деятельности музея. Экскурсионная работа и другие формы культурно-образовательной работы в музеях.

Культура России ХХ в. в музейной практике

Слайд 27

Нормативно-правовая база по фондовой работы в музеях
Федеральный закон от 26 мая 1996

Нормативно-правовая база по фондовой работы в музеях Федеральный закон от 26 мая
г. № 54-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_10496/
Положение о Музейном фонде Российской Федерации. М., 2019. file:///C:/Users/polovez53/ Desktop/Приказ_17_Положение_о_МФ.pdf
Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации. М., 2017.
file:///C:/Users/polovez53/Desktop/Приказ%202012%20Госкаталог.pdf
Приказ Министерства культуры РФ от 23 июля 2020 г. № 827 «Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74768877/

Слайд 28

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

«О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

Слайд 29

Статья 6. Государственный учет музейных предметов и музейных коллекций

Государственный учет музейных предметов

Статья 6. Государственный учет музейных предметов и музейных коллекций Государственный учет музейных
и музейных коллекций - комплекс мер, обеспечивающих идентификацию и предметно-количественный учет музейных предметов и музейных коллекций в целях их правовой защиты и государственного контроля.

Музейные предметы и музейные коллекции, в независимо от того, в чьей собственности или во владении они находятся, подлежат государственному учету.

Государственный учет осуществляется:
- при включении музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации;
- при исключении музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации;
- при внесении изменений в сведения о музейном предмете или музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации;
- при осуществлении сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации;
- в иных предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

Слайд 30

Государственный учет состоит из:
первичного государственного учета;
централизованного государственного учета.

Первичный государственный учет осуществляется государственными

Государственный учет состоит из: первичного государственного учета; централизованного государственного учета. Первичный государственный
и муниципальными музеями, государственными и муниципальными организациями, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции.

Первичный учет включает в себя:
- экспертизу культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и музейным коллекциям;
- первичную регистрацию музейных предметов и музейных коллекций, подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации

Слайд 31

Централизованный учет осуществляется посредством внесения сведений в Государственный каталог Музейного фонда Российской

Централизованный учет осуществляется посредством внесения сведений в Государственный каталог Музейного фонда Российской
Федерации в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.
Централизованный учет включает в себя:
внесение сведений о музейных предметах и музейных коллекциях, подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации, в государственный каталог;
присвоение каждому музейному предмету и каждой музейной коллекции уникального идентификационного номера.

Слайд 32

Приказ Министерства культуры России
от 1 декабря 2017 г. № 2012
"Об утверждении Положения

Приказ Министерства культуры России от 1 декабря 2017 г. № 2012 "Об
о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации"

Слайд 33


Государственный каталог - федеральная государственная информационная система государственного учета музейных предметов и

Государственный каталог - федеральная государственная информационная система государственного учета музейных предметов и
музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, созданная в целях обеспечения их правовой защиты и государственного контроля.
Государственный каталог состоит из:
реестра музеев, иных организаций, физических лиц, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - реестр музеев);
реестра музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - реестр Музейного фонда);
реестра сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - реестр сделок).

Ст. 10. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации

Слайд 35

Приказ Министерства культуры РФ от 23 июля 2020 г. № 827 «Об

Приказ Министерства культуры РФ от 23 июля 2020 г. № 827 «Об
утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций».
Единые правила определяют порядок организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций для музеев, иных организаций, физических лиц, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ и иные фонды.
Единые правила также устанавливают порядок обеспечения физической сохранности музейных предметов и музейных коллекций, а также порядок обеспечения безопасности музейных предметов, включающий наличие присвоенных им учетных обозначений и охранной маркировки музейных предметов. Описаны в Правилах и действия в случае повреждения или хищения музейных предметов.
В Единых правилах идет речь о специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности музеев и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Имя файла: Формирование-государственной-музейной-сети-в-ХХ-веке.-Музеи-советской-и-постсоветской-эпохи.pptx
Количество просмотров: 64
Количество скачиваний: 0