Гомеровский период в культуре Древней Греции XI-IX века до н. э

Содержание

Слайд 2

Гомеровская эпоха Тёмные века

предполисный период в истории Древней Греции, охватывающий XI—IX века

Гомеровская эпоха Тёмные века предполисный период в истории Древней Греции, охватывающий XI—IX
до н. э. который начался после дорийского вторжения и последовавшего заката микенской цивилизации и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемого архаическим периодом.

Слайд 3

ДОРИ́ЙЦЫ од­но из ос­нов­ных др.-греч. пле­мён

На ру­бе­же 13–12 вв. до н. э. в

ДОРИ́ЙЦЫ од­но из ос­нов­ных др.-греч. пле­мён На ру­бе­же 13–12 вв. до н.
со­ста­ве др. пле­мён (го­во­рив­ших на западно-греческих диа­лек­тах), вторг­лись на тер­ри­то­рию Ср. Гре­ции и Пе­ло­пон­не­са, где на­хо­ди­лись цен­тры ми­кен­ской ци­ви­ли­за­ции.
Это со­бы­тие по­лу­чи­ло название «до­рий­ское втор­же­ние». Пле­мен­ные груп­пы дорийцев рас­се­ли­лись на Пе­ло­пон­несе.
Наи­бо­лее из­вест­ным до­рий­ским по­ли­сом бы­ла Спар­та, дол­гое вре­мя ос­та­вав­шая­ся са­мым силь­ным в во­енном от­но­ше­нии греческим го­су­дар­ст­вом. В Спар­те доль­ше все­го со­хра­ня­лись про­стой об­раз жиз­ни, во­ин­ская доб­лесть и дис­ци­п­ли­на гра­ж­дан, что, как по­ла­га­ли ан­тич­ные ав­то­ры, бы­ло свой­ст­вен­но имен­но дорийцам.

Слайд 4

Тёмные века

об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и

Тёмные века об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры
утратой письменности.
Происходит окончательное разрушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений.
Вместе с тем Тёмные века характеризуются определённым техническим прогрессом, в особенности, освоением выплавки и обработки железа, а развитие социальных отношений привело к их трансформации в раннеклассовые и формированию уникальных предполисных общественных структур, заложивших фундамент для будущего прогресса.

Слайд 5

Период Тёмных веков также называют «Гомеровским» из-за того, что произведения «Илиада» и «Одиссея» легендарного

Период Тёмных веков также называют «Гомеровским» из-за того, что произведения «Илиада» и
поэта Гомера являются основными письменными источниками об этом времени

Слайд 6

«Илиада» (IX – VIII вв. до н.э.) и «Одиссея» (VIII – VII

«Илиада» (IX – VIII вв. до н.э.) и «Одиссея» (VIII – VII
вв. до н.э.) – эпические поэмы, древнейшие литературные памятники, вобравшие в себя множество мифов. В центре «Илиады» - события последнего года Троянской войны (ок. 1200г. до н.э.). Ограничивая действие во времени, «Илиада» вместе с тем повествует о происхождении многих участников войны, об их подвигах на родине. «Одиссея» рассказывает о многолетних странствиях и приключениях одного из главных участников Троянской войны, царя Одиссея, на пути в Итаку.

Слайд 7

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

VIII – VI века до н.э.

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ VIII – VI века до н.э.

Слайд 8

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Этап развития искусства Древней Греции, в основном изобразительного и художественных ремёсел,

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Этап развития искусства Древней Греции, в основном изобразительного и художественных
750—480 гг. до н. э.
Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка
(появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

Слайд 9

ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ

История греческого алфавита начинается с принятия финикийского письма (9 в. до

ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ История греческого алфавита начинается с принятия финикийского письма (9 в.
н.э.).
Финикийский алфавит представлял собой консонантное письмо, иными словами, состоял только из согласных, поэтому несколько финикийских согласных, обозначающие звуки, не представленные в греческом, были приспособлены для обозначения гласных.
Таким образом, греческий алфавит можно рассматривать как первый в мире консонантно-вокалический алфавит.

Слайд 10

В Архаический период формируется основной тип греческого храма

В Архаический период формируется основной тип греческого храма

Слайд 11

Устройство древнегреческого храма

Пронаос — передняя проходная часть зала
Наос (целла) — основная часть

Устройство древнегреческого храма Пронаос — передняя проходная часть зала Наос (целла) —
храма
Опистодом- задняя часть храма, сокровищница, где хранились священные дары

Слайд 12

ОРДЕР возникает в VII веке до н.э. в переводе с греческого «строй, порядок»

Определял

ОРДЕР возникает в VII веке до н.э. в переводе с греческого «строй,
соотношение и соразмерность несущих и несомых частей сооружения, а также особенности его украшения. В эпоху архаики возникли два ордера:
дорический и ионический.
позже формируется
Коринфский

Слайд 14

Архитектурные ордера

Несущие конструкции цоколь, колонны, капитель
Несомая часть —антаблемент (перекрытие) и фронтон (треугольное

Архитектурные ордера Несущие конструкции цоколь, колонны, капитель Несомая часть —антаблемент (перекрытие) и
завершение двускатной крыши)

Слайд 15

Архитектурные ордера

Архитектурные ордера

Слайд 16

Дорический ордер

Дорический ордер

Слайд 17

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР

Слайд 18

Дорический ордер

Дорический ордер

Слайд 19

Ионический ордер

Ионический ордер

Слайд 21

Храмы архаики строились в основном в дорийском стиле. Они были разными по

Храмы архаики строились в основном в дорийском стиле. Они были разными по
высоте, количеству колонн, но роднили их размеры и тяжесть антаблемента, сильно давившего на колонны, а также наличие у колонн энтазиса небольшого утолщения на одной трети её высоты, что делало ствол колонны словно разбухшим от тяжести лежавшего на нем перекрытия.

Слайд 22

ХРАМ ГЕРЫ в ПЕСТУМЕ 540г. до н.э.

ХРАМ ГЕРЫ в ПЕСТУМЕ 540г. до н.э.

Слайд 24

Храм Артемиды Эфесской

Храм Артемиды Эфесской

Слайд 25

Согласно легенде, древний храм Артемиды был построен легендарными амазонками, которые считались также

Согласно легенде, древний храм Артемиды был построен легендарными амазонками, которые считались также
и основательницами города. В VI веке до н. э. жители города решили построить новый храм, который красотой и величием превосходил бы все предшествующие святилища. Возведение храма было поручено архитектору Херсифрону. Он предложил проект гигантского мраморного диптера. Храм предполагалось построить возле устья реки Каистр, где почва была влажной и болотистой. Подобный выбор был обусловлен желанием предохранить храм от часто случающихся в Эфесе землетрясений. По предложению Херсифрона был вырыт котлован, в который насыпали смесь древесного угля и шерсти.

Слайд 26

В 356 году до н. э. некто Герострат, житель Эфеса, решил оставить

В 356 году до н. э. некто Герострат, житель Эфеса, решил оставить
свое имя в анналах истории, уничтожив главную святыню Малой Азии. Он поджег храм. Здание было сильно повреждено. Весть о гибели Артемисиона потрясла весь эллинистический мир. Жители всех ионийских городов приняли совместное решение нигде и никогда не произносить имя Герострата. Писатели не должны были упоминать его даже во время рассказа о пожаре в храме. Тем самым они хотели, чтобы желание Герострата прославиться, толкнувшее его на уничтожение величайшей святыни, не было исполнено.

Слайд 27

Руины храма Артемиды в Эфесе

Руины храма Артемиды в Эфесе

Слайд 28

Композиции архитектурных ансамблей периода архаики были предельно простыми. В этом нашло выражение типичное

Композиции архитектурных ансамблей периода архаики были предельно простыми. В этом нашло выражение
для того времени стремление к порядку и симметрии как проявлению красоты. Симметрия соблюдалась и в размещении скульптурного декора. Которым украшались фронтоны и фризы.

Слайд 29

Фронтонные композиции создавались с акцентом на центральную фигуру, которая была много крупнее

Фронтонные композиции создавались с акцентом на центральную фигуру, которая была много крупнее
прочих, угловые персонажи обычно меньше, что обусловлено подчинением скульптуры архитектуре. Так, на рельефах дорического храма Артемиды, покровительницы охоты и божества луны, на о. Корфу в центре была изображена во всю высоту фронтона побежденная Персеем горгона Медуза, а по углам – значительно меньших размеров эпизоды из Троянской войны.

Слайд 30

Храм Артемиды на о. Корфу (Керкира) 585 г. до н.э.

Храм Артемиды на о. Корфу (Керкира) 585 г. до н.э.

Слайд 31

Композиции рельефов, украшающих в дорических храмах метопы, видоизменялись в зависимости от их

Композиции рельефов, украшающих в дорических храмах метопы, видоизменялись в зависимости от их
местоположения: изображения на размещенной по центру фриза метопе отличались строгой симметрией, на крайних рельефах было больше движения, фигуры в центре неподвижны.

Слайд 32

Храм в Селинунте (Италия) сер. IV в. до н.э.

Храм в Селинунте (Италия) сер. IV в. до н.э.

Слайд 33

На метопе изображена колесница, запряженная четверкой лошадей, причем, в отличие от барельефа,

На метопе изображена колесница, запряженная четверкой лошадей, причем, в отличие от барельефа,
где движение всегда идет мимо зрителя, здесь четверка движется прямо на зрителя. Но так как глубина ящика недостаточна для того, чтобы вместить все тело лошади, то художник довольствуется передней половиной тела лошади, которую он приставляет прямо к задней стенке метопы. На другом рельефе, изображающем борьбу Геракла с кекропами, фигуры, как круглые статуи, отделились от фона, но их объемы сильно сплющены спереди, и к тому же если их торсы и головы изображены в фас, то ноги обращены в профиль к зрителю.

Слайд 35

Аполлон, Латона и Артемида на квадриге. Метопа фриза Храма C в Селинунте. Плотный известняк

Аполлон, Латона и Артемида на квадриге. Метопа фриза Храма C в Селинунте.
из Менфи. 540—510 гг. до н. э.

Слайд 36

Геракл несет двух керкопов на шесте. Метопа Храма C в Селинунте. Плотный известняк из

Геракл несет двух керкопов на шесте. Метопа Храма C в Селинунте. Плотный
Менфи. 540—510 гг. до н.э.

Слайд 37

Все композиции архаики посвящены, как правило, схваткам: богов и героев со страшными

Все композиции архаики посвящены, как правило, схваткам: богов и героев со страшными
чудовищами, греков с троянцами, богов с гигантами. Схватка героев изображалась в самый разгар битвы. При этом лица статуй отличались спокойной бессмысленной улыбкой, свойственной только архаике и не соответствующей напряженному моменту.

Слайд 38

Несмотря на попытки мастеров создавать сложные композиции и динамичные сцены, искусство архаики,

Несмотря на попытки мастеров создавать сложные композиции и динамичные сцены, искусство архаики,
при всей жизненности образов, было в своих формах условным и характеризовалось симметрией размещения, преобладанием пухлых форм, разновеликостью фигур в рельефах, скованностью в изображении человека, плоскостными необъемными фигурами, архаическими условными улыбками, миндалевидными глазами, орнаментальной трактовкой волос

Слайд 39

КУРОС

КУРОС

Слайд 40

Курос

тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики (ок.

Курос тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого, характерный образец древнегреческой пластики периода архаики
650 г. до н.э. — 500 г. до н. э.). Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Древнегреческое слово курос означает «юноша». Оно использовалось Гомером для обозначения молодых солдат. С V века до н. э. оно применяется для обозначения подростков, безбородых мужчин, но уже не детей

Слайд 41

Куросы отличаются строгой фронтальностью композиции, суммарностью трактовки форм человеческого тела; лица их

Куросы отличаются строгой фронтальностью композиции, суммарностью трактовки форм человеческого тела; лица их
оживлены т. н. архаической улыбкой. Они изображали молодых людей, стоящих во фронтальной позе, с левой ногой, выдвинутой вперед. Руки тесно прижаты к телу — к бедрам, прямо вытянуты вдоль туловища, и пальцы согнуты (хотя есть и несколько статуй, одна из рук которых согнута в локте, протягивая приношение). Куросы демонстрируют практически идеальную симметрию во всех анатомических частях тела, сведенных к простым геометрическим формам.

Слайд 42

Типичные памятники периода архаики, куросы создавались, когда Греция испытывала культурное влияние Древнего

Типичные памятники периода архаики, куросы создавались, когда Греция испытывала культурное влияние Древнего
Египта, как это можно заметить по характерной статичной фронтальной позе — вероятной реминисценции изображений фараонов. Греки могли видеть много подобных статуй, посещая Египет в качестве купцов или же наемных солдат. Как и их прототипы-фараоны, куросы часто высекались с выдвинутой ногой (в шаге), с поднятой головой и прямым пристальным взглядом и с архаической улыбкой на устах.

Слайд 43

Изображенные юноши всегда были обнажёнными, в крайнем случае с поясом, иногда в

Изображенные юноши всегда были обнажёнными, в крайнем случае с поясом, иногда в
сандалиях. Трактовка их лиц и голов показывает культурное влияние Крита: волосы они носят длинными, заплетенными или украшенными по критской моде, а в разрезе их глаз иногда заметен узнаваемый египетский очерк, который часто копировался критским искусством. Но сходство между египетскими и греческими статуями не касается сути: куросы с начала VII века начали демонстрировать признаки любопытствующей души, неугасающее ощущение свободы и любопытство греческих скульпторов.
Имя файла: Гомеровский-период-в-культуре-Древней-Греции-XI-IX-века-до-н.-э.pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 0