Слайд 2«Время ломки устоев»
В XIX столетии жизнь жителей Европы начала меняться очень быстро.

«Европейцы оглядывались на времена прошлого столетия, как на совершенно другую, бесконечно далекую эпоху»,- писали философы того времени. Ломка прежних традиций и устоев, стремительные перемены во всех областях жизни были настолько глубоки, что ощущались, как признаки появления совершенно нового способа существования, нового общественного устройства.
Слайд 3Урбанизация и городской пролетариат
Индустриализация и урбанизация изменили социальную структуру европейских стран: общество

все более четко делилось на два класса – владевшей средствами производства буржуазии и лишенных этих средств - пролетариев, продающих свою рабочую силу. Экономическое и социальное положение рабочего класса было чрезвычайно тяжелым: длительный рабочий день 14-16 часов, низкий уровень жизни, колоссальная безработица, широкое использование более дешевого детского и женского труда. В этих условия естественными стали экономические и политические выступления рабочих, требовавших социальных реформ.
Слайд 4Первые города-миллионники
Праздник, устроенный Парижем в честь Людовика XVIII 29 августа 1814 года
В

XIX веке были сделаны научные и технические открытия, которые привели к изменению образа жизни людей: к концу века были изобретены пароход, автомобиль, начинается эра воздухоплавания; были открыты телеграф, телефон, газовое и электрическое освещение, радио, фонограф и граммофон, фотография и кинематограф. Изобретения следовали одно за другим, преображая старые отрасли промышленности и создавая новые. Тихие и немноголюдные городки при жизни одного поколения вырастали в крупные промышленные центры; всё больше становилось городов с миллионным населением.
Слайд 5«Герои индустриализации»
«Идеальный герой эпохи индустриализации, будь то фабрикант или рабочий, должен был

надеяться только на себя, трудиться в поте лица и постоянно стремиться достичь большего и лучшего. Часто работа шла без выходных и праздников, на пределе сил и способностей, «на износ»,- писал Уильям Джеймс.
Слайд 6«Рост городов» и первый небоскрёб
Города становятся не только больше, но и выше.

Средняя высота каждого здания к середине века достигает 4-5 этажей. А уже к 1885 году был построен первый небоскрёб. Это была страховая компания Home Insurance Building в Чикаго, высота которой достигала 55 м.
Слайд 7Социальная секуляризация в Европе
В XIX в. в европейском обществе довольно активно проходил

процесс социальной секуляризации, т.е. освобождение от власти и религии. Ведущую роль в этом играло развитие науки, так как научное мировоззрение представлялось несовместимым с религиозным. Принципы свободы вероисповедания, отделение церкви от государства, отмена церковной цензуры привели к появлению существенно новой ситуации в общественном сознании. Секуляризации способствовало не только развитие науки, но и рост образования.
Слайд 8Новаторство в искусстве
Претерпевала радикальные изменения художественная жизнь общества. Особенностью XIX века стало

многообразие художественных направлений. Европа становилась нетрадиционным типом общества, в котором все большее распространение получало новаторство, где художественные стили не последовательно сменяли друг друга, а существовали параллельно, дополняя друг друга.
Вопросы предназначения искусства, его специфики, роли художника стали достоянием крупнейших философов XIX века. Кант, Гегель, Шеллинг, Фейербах и философы — иррационалисты: Шопенгауэр, Ницше высказали ряд принципиально новых подходов к пониманию художественной жизни. Они высказали идею о том, что искусство не должно служить цели власти или религии, а лишь «отражать авторское воззрение творящего».
Слайд 9Время «высокой моды»
Бурное развитие художественных жанров: импрессионизм, рококо, символизм, романтизм, реализм привело

к появлению новых модных тенденций в одежде. В Париже возникла «высокая мода» («от кутюр» — «высокое шитье»). По существу, кутюрье — создателями высокой моды — можно было бы назвать всех портных и модисток, которые одевали королей, королев и придворных на протяжении многих веков — их творения отличали высочайшее мастерство изготовления и художественная ценность.
Но портной оставался «невидимкой», все лавры открытия новой моды доставались тому, кто носил этот костюм (например, известный лондонский денди Дж. Браммелл считал именно себя автором своих костюмов, а не своего портного, который только выполнял его указания). Костюм отражал вкус его обладателя.
Слайд 10Жизнь респектабельной женщины
Чрезвычайно усложнены были правила поведения женщин и в отношении мужчин.

Жизнь респектабельной женщины XIX века была окружена системой запретов, сопровождавших ее с младенчества. Так, девушки до замужества не могли есть в гостях, много говорить, демонстрировать свои знания в какой-либо области, зато от них требовалось «умение» легко краснеть и падать в обморок.
Слайд 11Городской образ «денди»
Образ денди, сыгравший заметную роль в европейской культуре, носит по

преимуществу внешний характер. Dandy — англ. щеголь, фат, новое значение этого слова — безупречно одетый человек. Первым образцовым денди считают англичанина Джорджа Брайана Бруммела. Он воплощал тип человека, одетого скромно, но с безупречным вкусом и обычно очень дорого. Денди шили у персональных портных множество вещей на каждый день. Один из денди, немецкий писатель Германн Пюклер-Мускау, сообщал, что каждую неделю мужчине, желающему прослыть элегантным, требуется 20 рубашек, 24 носовых платка, 10 видов брюк, 30 шейных платков, дюжина жилетов и носков.
Слайд 12«Мир вещей». Эклектика.
XIX век проходит под знаком эклектизма, ручной труд вытесняется машинным

производством, новые хозяева жизни — разбогатевшие буржуа — подменяют требования художественного вкуса требованием комфорта. Особенно ярко данное направление было заметно в производстве мебели после того, как научились гнуть в водяном пару клееную дубовую фанеру, что позволило изготовлять легкую и изящную мебель, в которой на смену классицистической строгости и величественности приходит естественность изогнутых форм, говорящих об интимности, комфорте и практичности.