Художественная культура средневековой Руси

Содержание

Слайд 2

Общая характеристика

Средневековье на Руси длилось около 8 столетий (9 – 17

вв.). Искусство тут возникло на основе языческой культуры, которое позже подверглось влиянию византийской культуры, а потом и всей Западной Европы. Знакомство с русским искусством обычно начинается с 988 г., когда Русь приняла христианство.
Общая характеристика Средневековье на Руси длилось около 8 столетий (9

Слайд 3

Искусство Киевской Руси

Искусство Киевской Руси

Слайд 4

Знакомство с русским искусством обычно начинают с 988 г., когда Русь

приняла христианство из Византии. Существенную роль в формировании русской культуры сыграло язычество (существовало до 10 в. как главная религия). Несмотря на принятие христианства языческие традиции ощущались в культуре на протяжении длительного времени.
Знакомство с русским искусством обычно начинают с 988 г., когда

Слайд 5

Архитектура

Архитектурные памятники Киевской Руси были созданы менее, чем за 3

столетия. Особый расцвет Киевское княжество приобрело во времена правления Ярослава Мудрого (978 -1054). Развернулось каменное градостроение. Особое внимание уделялось церковному зодчеству.
Архитектура Архитектурные памятники Киевской Руси были созданы менее, чем за

Слайд 6

Церковь Святой Богородицы, 10 в. Киев

Первая церковь, возведенная в Киеве,

была посвящена Святой Богородице и в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое.
Церковь Святой Богородицы, 10 в. Киев Первая церковь, возведенная в

Слайд 7

Храм Святой Софии, 1037 г. Киев

Самым известным храмовым сооружением Киева стал

собор Святой Софии, представляющий собой огромный пятинефный крестово – купольный храм. В последующие времена первоначальные формы собора подверглись перестройке.
Храм Святой Софии, 1037 г. Киев Самым известным храмовым сооружением

Слайд 8

Изобразительное искусство

Особую историческую и художественную ценность представляют фрески и мозаики Софии

Киевской. Стены этого собора охватывают около 3000 кв.м. мозаики. Согласно канону, в центре собора располагался Христос Пантократор, а вокруг него фигуры 4 архангелов. Над ними – изображение Богоматери Оранты (Молящейся).
Изобразительное искусство Особую историческую и художественную ценность представляют фрески и

Слайд 9

Фрески Софийского собора

«Богоматерь Оранта»,11 в.

«Христос Пантократор», 11 в.

Фрески Софийского собора «Богоматерь Оранта»,11 в. «Христос Пантократор», 11 в.

Слайд 10

Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, 11 век

Во фресках различимы и бытовые

портреты. Таковым является групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, основателя Софийского собора. Некогда фреска изображала великого князя с женой, сыновьями и дочерьми. В настоящее время сохранилась лишь часть, изображающая дочерей князя. Фигуры богато одеты и расположены в ростовой последовательности, что соответствовало их возрасту.
Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, 11 век Во фресках различимы

Слайд 11

Скоморохи, 11 век

Еще одним примером бытового жанра выступает фреска «Скоморохи» -

люди, жившие при дворе для увеселения княжеской семьи.
Скоморохи, 11 век Еще одним примером бытового жанра выступает фреска

Слайд 12

Иконопись Киевской Руси

Первые иконы на Руси появились в 11 веке, и

представляли собой довольно расплывчатые изображения византийских святых. Такова икона Святых апостолов Петра и Павла, поражающая своим размером, нарядностью оклада, пышностью.
Иконопись Киевской Руси Первые иконы на Руси появились в 11

Слайд 13

Икона Спаса Нерукотворного, 12 век

Позднее русские иконы отличались четкостью. Такова икона

Спаса Нерукотворного, гордости русской церкви. Икону характеризует выразительность глаз и крепко сжатые губы, что говорит о сдержанности данной композиции.
Икона Спаса Нерукотворного, 12 век Позднее русские иконы отличались четкостью.

Слайд 14

Ангел Златые Власы, 12 век

Икона выполнена в сдержанных тонах, что придает

ей простоту композиции. В целом искусство Киевской Руси послужило фундаментом для развития региональных школ.
Ангел Златые Власы, 12 век Икона выполнена в сдержанных тонах,

Слайд 15

Культура Великого Новгорода

Культура Великого Новгорода

Слайд 16


11 век называют веком Трех Софий. Одновременно один за

другим строились храмы святой Софии в Новгороде и Полоцке. Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.
11 век называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим

Слайд 17

Искусство Великого Новгорода

В 11 – начале 12 века Киев не был

единственным культурным центром Руси. Сосредоточием многих художественных достижений стали такие города, как Чернигов, Галич, Полоцк, Смоленск, Ростов, Суздаль, Рязань. Достойным преемником византийских традиций стало Новгородское княжество, где со временем сложились собственные каноны.
Искусство Великого Новгорода В 11 – начале 12 века Киев

Слайд 18

Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1198 г. Новгород

С середины 12 века

в Новгороде начинается строительство приходских храмов. Ярким примером является церковь Спаса на Нередице.
Церковь Спаса Преображения на Нередице, 1198 г. Новгород С середины

Слайд 19

Церковь Рождества Богородицы на Перыни, 13 век

Со строительством церкви Рождества Богородицы

на месте языческого святилища Перыни, создается новый тип церкви, в котором меняется форма, пропорции и интерьер.
Церковь Рождества Богородицы на Перыни, 13 век Со строительством церкви

Слайд 20

Творчество Феофана Грека (1340 – 1405)

Тесное творческое содружество связывало новгородских мастеров с

византийскими художниками, одним из которых был Феофан Грек, прибывший в Новгород в 70 – е г. 14 в. В колорите его фресок преобладают темные тона, что говорит о суровом характере его работ. Лучшие произведения Феофана Грека – изображение Спаса Вседержителя (1378), двусторонняя икона «Богоматери Донской».
Творчество Феофана Грека (1340 – 1405) Тесное творческое содружество связывало

Слайд 21

Фрески Феофана Грека

«Богоматерь Донская»

«Спас Вседержитель»

Фрески Феофана Грека «Богоматерь Донская» «Спас Вседержитель»

Слайд 22

Культура Владимиро – суздальского княжества

Культура Владимиро – суздальского княжества

Слайд 23

В период феодальной раздробленности в 12 веке крупнейшим центром Руси становится

Владимиро – Суздальское княжество. Храмы строили в основном из тесаного белого камня. Именно здесь возникает общерусский тип храма – четырехстопный, увенчанный одной главой. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.
В период феодальной раздробленности в 12 веке крупнейшим центром Руси

Слайд 24

Успенский собор во Владимире, 1160 г.

В 1160 году был возведен Успенский

собор, ставший главным владимирским храмом.
Успенский собор во Владимире, 1160 г. В 1160 году был

Слайд 25

Дмитриевский собор, 1197 г.

Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и изобилием выделяется

Дмитриевский собор. Его поверхность покрывает резные изображения Христа, мучеников, зверей и растений.
Дмитриевский собор, 1197 г. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и

Слайд 26

Культура Московского княжества

Культура Московского княжества

Слайд 27

Искусство Московского княжества

Рост и усиление Москвы были обусловлены удобным географическим положением

и ростом торгово – экономических связей. В Москве было начато широкое каменное строительство. Здесь возводятся Успенский, Архангельский соборы. Сооружается новая дубовая крепость.
Искусство Московского княжества Рост и усиление Москвы были обусловлены удобным

Слайд 28

Башни Московского Кремля, 15 век

Важнейшим оборонительным объектом Москвы был Кремль (1367),

неприступные стены которого имели протяженность около 2000 м. Всего крепость насчитывала 9 башен.
Башни Московского Кремля, 15 век Важнейшим оборонительным объектом Москвы был

Слайд 29

Андрей Рублев. Святая троица

Ко второй половине 15 в. относится расцвет московской

школы живописи. Известность и славу приобретает Андрей Рублев. Вершиной его творчества является икона «Троица» (1427), воплотившая в себе символ веры и гармонии, добра и справедливости.
Андрей Рублев. Святая троица Ко второй половине 15 в. относится
Имя файла: Художественная-культура-средневековой-Руси.pptx
Количество просмотров: 50
Количество скачиваний: 0