Слайд 2Политика большевиков в области художественной культуры в 1920-е годы допускала определённую свободу
творчества и многообразие мнений
Слайд 3ЛЕФ (Левый фронт искусств)
ЛЕФ (Левый фронт искусств) возглавил В.Маяковский. Кроме него членами
объединения стали: Н.Асеев, В.Каменский, С.Третьяков. Близки к ЛЕФу были художники (А. Родченко, В. Степанова, В. Татлин), деятели кино (С. Эйзенштейн, Дзига Вертов, Л. Кулешов), писатели, критики и теоретики искусства (В. Шкловский, А. Лавинский).
Слайд 4Плакаты ЛЕФ
А.Родченко и В.Степанова
Плакат РОСТА
Слайд 6теория «социального заказа» ЛЕФ
Искусство – это орудие борьбы за социализм и средство
воспитания нового человека
Художник являлся только «мастером», выполняющим задания своего класса
В основе искусства должен быть документальный факт, не должно быть вымысла
Из литературных жанров признавали только очерк, репортаж, лозунг
Слайд 7Ассоциация художников революционной России (АХРР)
Основана в 1922, распущена в 1932 году
1 мая
1922 года на Кузнецком мосту открылась «Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим», которая в дальнейшем стала считаться первой выставкой АХРР.
Состав: А.М.Герасимов, И.И.Бродский, Б.В.Иогансон, С.В.Малютин, М.П.Греков и другие. Численность достигала от 80 до 300 человек
Слайд 9Работы АХРР
М.Греков. Трубачи Первой Конной
И.Бродский. Ленин на фоне Кремля
Слайд 10Работы АХРР
Б.Иогансон. Рабфак идёт
С.Малютин. Портрет Фурманова
Слайд 11Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его
революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда… Мы дадим действительную картину событий.
Типичные черты произведений ахровцев — это чёткая повествовательность, консервативная «реалистичность», попытка воссоздания исторического или современного события. Художники АХРР стремились сделать свою живопись доступной массовому зрителю той поры
Слайд 12Главным направлением деятельности АХРР в 1920-е годы стали выставки. Ею было организовано
около 70 выставок в столице и других городах филиалов АХРР. Эти выставки имели характер всесоюзных отчётно-тематических экспозиций.
В своём издательстве АХРР выпускала журнал «Искусство в массы» (1929—30), вышло 20 номеров. Выпускала цветные репродукции, открытки, альбомы и выставочные каталоги. Всего увидели свет около 800 открыток АХРР. Большинство из них было напечатано в цвете, тиражи доходили до 50.000 экземпляров
Слайд 13ОСТ (общество станковистов)
Основано в 1925, распущено в 1931 году
П.Вильямс, А.Дейнека, Ю.Пименов, Д.Штеренберг
и другие
предпочитало советскую тематику, но не отвергало инструменты художественного языка, изобретённого в ХХ веке
остовцы считали своим эстетическим идеалом новейшие европейские течения, в особенности эксперессионизм
Слайд 14Работы остовцев
П.Вильямс. Автопробег
А.Дейнеко. На стройке
Слайд 15Работы остовцев
Ю.Пименов. Новая Москва
Д.Штеренберг. Семья художника
Слайд 16Основные идеи остовцев
предпочитали мирные, светлые темы, «приметы XX столетия»:
жизнь города и городского
человека XX века
индустриализация России, недавно ещё аграрной и отсталой, стремление показать динамику взаимоотношений современного производства и человека
массовый спорт (футбол, теннис, спортивные соревнования и кроссы, гимнастика), который также стал характерной особенностью жизни советского общества
В воспитательном плане определялась «ориентация на художественную молодежь». Они стремились отразить в отдельных фактах новые качества современной им эпохи
Укрупняются и выдвигаются на первый план силуэты людей. Изображая их контрастно и цветом, и размером по отношению ко всему остальному, художники подчеркивают их динамическую мощь.
Слайд 17«Четыре искусства»
художественное объединение, существовавшее в Москве в 1924—1931 годах
было основано художниками, входившими
ранее в Мир искусства и Голубую розу
в объединении были живописцы и графики, скульпторы и архитекторы – отсюда и название
П.В.Кузнецов, В.И.Мухина, А.П.Остроумова-Лебедева, К.С.Петров-Водкин, М.С.Сарьян, В.А.Фаворский, А.В.Щусев и другие
Слайд 18Работы мастеров «4 искусства»
В.Фаворский. Плач Ярославны
Слайд 19Работы мастеров «4 искусства»
К.Петров-Водкин. Смерть комиссара
А.Матвеев. Октябрь
Слайд 20Основные идеи
на первое место выдвигали художественное качество своих работ
всем членам объединения было
присуще высокое профессиональное мастерство, точно проработанная образная структура и выразительность, умение использовать накопленный опыт в применении к новым задачам, поставленным современным искусством и градостроительством.
Общество «Четыре искусства» часто проводило выставки в Москве (в 1925, 1926 и 1929 годах) и Ленинграде в 1928 году
Слайд 21Общество московских художников
Существовало в 1928-1931 годах
создано группой московских живописцев (С.В. Герасимов,
И.Э. Грабарь, Н.П. Крымов, Р.Р. Фальк и др.)
В него вошли представители Бубнового валета – П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов
Насчитывало около 70 человек
Слайд 22П.Кончаловский
Автопортрет в жёлтой рубашке
Семья художника
Слайд 23Работы ОМХ
И.Машков. Хлебы. Московская снедь
А. Лентулов. Московская улица
Слайд 24 Работы ОМХ
С.Герасимов. Москва
Р.Фальк. Вид на Кремль из окна мастерской
Слайд 25Основные идеи
разрабатывали современную тематику
стремились к пластическому единству цвета и формы
главной идеологической
задачей Общества провозглашалась следующая: “…способствовать поднятию и развитию художественной культуры РСФСР, а также приближению ее к массам, художественное отображение жизни и идей советской современности»
Большое внимание уделяли уровню профессионального мастерства